Рекомендации по формированию теоретической части курсовой работы.
Научно-методическая работа – одна из важнейших составляющих педагогической деятельности. Она базируется на двух основах – теоретической и практической. Теоретические основы научно-методической работы лежат в определении основных источников информации (учебники, монографии, пособия, программы), их изучении, систематизации, последовательной обработки. К источникам информации можно отнести труды по методике преподавания, как отдельных дисциплин, так и целых курсов. Например, Сокольникова Н. М. «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе» или Ростовцев Н. Н. «Рисунок головы человека». Также к источникам информации относятся различные программы профессионального и общеобразовательного обучения. Работа с источниками информации протекает следующим образом: - определение основных источников информации; - последовательная обработка источников информации (ведение записей, сравнительный анализ); - отсев ненужных источников; - составление списка источников, необходимых для написания работы. Подбор источников информации – важный этап в ходе работы над курсовым проектом. Основными задачами здесь являются поиск и изучение, а также выбор наиболее важных источников информации. На этом этапе работы студент должен выполнить: -списки уже имеющихся в наличии и недостающих источников информации для компиляции рабочего варианта текста курсовой работы; -предварительная разметка отобранного для последующего изучения материала; -рабочие записи. Компиляция (составление) рабочего варианта основного текста позволяет убедиться в правильности выбранной методической системы, поскольку весь материал должен быть сгруппирован по разделам общего плана курсовой работы. Исходя из содержания и объема скомпилированного материала, вносятся уточнения в первоначальный вариант плана. На последующих этапах ведется подготовка окончательного текста курсовой работы и ее оформление. Научно-методическое исследование следует начинать с определения круга вопросов воспитательного и образовательного порядка, их соотношения в рамках конкретной темы курсовой работы, т. е. соотношение эмоционально-эстетического и профессионально-художественного (приобретения знаний, умений, навыков). Современное художественное образование представляет собой единую систему эстетического образования, охватывающая не только предметы художественного цикла (начальное профессиональное образование), но и рассматривающую изобразительное искусство как развивающую дисциплину (общеобразовательное звено, система дополнительного образования. Фундамент этой системы – искусство, несущее необходимый уровень знаний и духовной культуры. Как правило, профессиональная сфера художественного образования нацелена на получение знаний умений и навыков, позволяющих обучающемуся в дальнейшем реализоваться как творческая личность в области изобразительного искусства. Она строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств. Здесь очень важна опора не только на передовые педагогические технологии, но и на лучшие произведения мирового искусства. И чем шире спектр анализируемых произведений, тем шире диапазон кругозора начинающих художников. Таким образом, подбор произведений для создания зрительного ряда и их анализ - существенная часть деятельности по подготовке научно-теоретического материала. Общеобразовательная система нацелена на «формирование у учащихся художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры» (Неменский Б.М.), то есть «как важнейшее средство формирования через мир эмоциональных отношений нравсвенно-эстетического идеала человека и общества» (Неменский Б.М.). Здесь на первый план выходит эмоциональное проникновение в тематику занятий. Увлечение искусством, его содержательной сущностью, не только формальной его частью является существенным при формировании методических подходов к преподаванию изобразительного искусства в школе и в учреждениях дополнительного образования. Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы, располагаемых в указанном порядке: «Актуальность исследования», «Цели и задачи исследования», «Объект исследования», «Предмет исследования», «Методологическая и теоретическая основа исследования», «Информационная база исследования», «Научная новизна исследования», «Практическая значимость работы», «Апробация результатов исследования». Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы. Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы. Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели курсовой работы. В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной пели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Формулирование методологической и теоретической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы. Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод натурного моделирования, метод экспертных оценок и др. В данном подразделе введения надо указать ученых (российских и зарубежных), которые занимались разработкой исследуемой проблемы. К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы следующие научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т.п. «Научная новизна исследования» играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т. д. В подразделе «Практическая значимость исследования» (полстраницы) принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе. Подраздел «Апробация результатов исследования» содержит сведения о практической проверке основных положений и результатов курсовой работы, а также областях научной, прикладной, учебной деятельности, в которых результаты исследования нашли применение. Иногда в завершение введения приводится перечень базисных положений, выносимых на защиту и краткое описание структурыкурсовойработы, обосновывающее логику ее построения. Выделение основных положений работы, выносимых на защиту, в самостоятельный подраздел введения не лишено смысла. Этот подраздел в концентрированной форме аккумулирует выводы и рекомендации, излагаемые в конечной части курсовой работы или после каждой главы. Благодаря размещению кратких выводов по работе в ее начальной части создается возможность лучше и глубже воспринимать содержание курсовой работы в его взаимосвязи с результатами исследования, которые и должны быть отражены в положениях, выносимых на защиту. Основной текст (главы, параграфы) Основной текст курсовой работы разбивается на две-три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т.к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает не легко. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод. Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе. Вторая глава раскрывает сущность исследования проблемы. В ней автор высказывает свое отношение к причинам, обусловившим реальное состояние исследуемого явления или процесса, выделяет положительные и отрицательные моменты в его развитии. При этом студент все излагаемые положения должен подкреплять результатами изучения и анализа примеров из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников. Так же часть второй главы может быть посвящена опыту работы (в том числе личному) в области исследуемой проблемы. Любая из глав может содержать иллюстративный материал. Заключение В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные студентом в курсовой работе. По возможности указывается их новизна и практическая значимость. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |