Показатели количества событий, связанных с Я учителя и другими
Анализ (с помощью двухвыборочного t-критерия Стьюдента) позволил обнаружить значимые различия в частотности упоминания событий, характеризующих Я физическое по сравнению с событиями Я психологического (tст = | -3,565| >tкр = 3,182, 0,05%) и Я социального (tст = |- 6,228| > tкр =5,84 0,01%). Мы уверенно можем сделать вывод о том, что Я физическое в самосознании женщин представлено гораздо менее значимым, чем Я психологическое и Я социальное. Практически за пределами тезауруса Я физического остались события, связанные с внешностью и ее изменениями, особенностями тела и свойствами телесности и другие. Эти результаты подтверждают результаты исследований о социальной доминанте в самосознании женщин. Обращаем внимание на последовательность увеличения значимости других персонажей в жизни учителя начальных классов: на заключительном этапе профессионализации упоминается в два раза больше событий, связанных с другими, чем собственным Я. Рис.7.События, связанные с Я и другими Примечание: 1-5 группы учителей, разделенных по стажу.
Жизненный путь учителя начальных классов – цепь событий определенного качества, включающий «рождение», «детство», «учение, образование», «любовь», старость», «семейную жизнь», «профессиональную деятельность», «дружбу» и другие, т.е. представлены все стадии и пространства жизненного пути. Содержательный анализ текстов автобиографии показал, что в тезаурус Я физического входят преимущественно представления о рождении детей, болезни/смерти, лечении, травмах/авариях. Я психологическое вмещает собственное рождение, знаменательные события, любовь, знакомства/встречи, дополнительные знания и умения, отпуск / поездки, переживания по разным поводам и другое. Я социальное – замужество/свадьба, разводы, появление внуков, устройство на работу, окончание института, поступление в университет и другое. Значимые другие – дети, родители, друзья, родственники, священники, учителя и другие. Несмотря на то, что значимых различий между группами не выявлено, можно рассуждать о тенденциях. В частности, обращаем внимание на уменьшение с возрастом и стажем значимых личностно-психологических событий, значимых Я. Их упоминание практически меньше в два раза на завершающем этапе профессиональной деятельности, чем в начале. С возрастом и стажем последовательно увеличивается упоминание о социальных изменениях на жизненном пути (события Я социального). На завершающем этапе деятельности социальное Я представлено полнее, чем психологическое Я. Наиболее ярко в данной части анализа проявились такая категория самосознания, как направленность на другого. Об этом свидетельствует последовательное увеличение частоты упоминания событий, связанных с другими людьми. Фактически, на завершающей стадии профессиональной деятельности, таких упоминаний в три раза чаще, чем в начале деятельности. Констатируем, что наиболее актуальными темами, представленными в самосознании учителей, являются те, которые отражают их психологическое состояние и изменения социального положения. Физические особенности, телесные изменения представлены в сознании учителей значимо в меньшей степени. Направленность актуализированного самосознания на себя в первой половине жизненного пути выражена гораздо ярче, во второй половине в текстах учителей значимые другие занимают все более важное место. Итак, результаты изучения специфики самосознания, ее пространственно - временной организации в особенностях жизненного пути учителя начальных классов конкретизирует содержание гендерного самосознания. Пространство отражено в выборе ситуаций: они определяют систему знаний и представлений учителей о себе как о женщине, личности и профессионале через выбор событий, связанных с Я, здоровьем, межличностными, семейными, брачными отношениями, работой, учебой, включением в природную и общественную среды. Пространство самосознания учителя начальных классов заполняют преимущественно личностно - психологические, социальные и биологические события жизненного пути, различающиеся в зависимости от стажа учителя. На начальных этапах педагогической деятельности события, связанные с Я, занимают центральные позиции, к завершению педагогической деятельности профессиональные интересы педагогов представлены полнее, чем события, отражающие изменения их образа Я, но значимо уже, чем события, связанные с собственными детьми. Изменяется общая продуктивность, наполненность жизненного сценария событиями: на завершающем этапе профессионального развития продуктивность снижается, событий актуализируется меньше, наблюдается тенденция уменьшения доли радостных событий и будущих событий в восприятии своего жизненного пути. Радостные и прошлые события в автобиографии женщин «весомее», чем будущие и грустные. Темпоральность самосознания также зависит от возраста и стажа. Точка отсчета автобиографии / жизненного пути учителей-женщин смещается вместе с изменением возраста и возрастанием стажа. С увеличением стажа работы временная перспектива сужается, т.е. сужается психологическое время личности женщины. В Я-концепции учителя начальных классов физический образ менее значим, чем психологический и социальный. Отчетливо прослеживается тенденции уменьшения с возрастом и стажем значимых для Я личностно-психологических событий, увеличиваются упоминания о социальных изменениях на жизненном пути, увеличивается количество событий, связанных с другими людьми.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |