Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели количества событий, связанных с Я учителя и другими



2018-06-29 351 Обсуждений (0)
Показатели количества событий, связанных с Я учителя и другими 0.00 из 5.00 0 оценок




Группы учителей /уровень самосознания Я физическое Я психологическое Я социальное Значимые другие
0,74 8,53 3,68 1,19
1,82 8,62 6,61 1,99
1,71 4,99 4,66 2,35
2,08 6,6 4,73 4,39
1,91 3,35 4,5 5,37
8,26 32,09 24,18 13,29

 

Анализ (с помощью двухвыборочного t-критерия Стьюдента) позволил обнаружить значимые различия в частотности упоминания событий, характеризующих Я физическое по сравнению с событиями Я психологического (tст = | -3,565| >tкр = 3,182, 0,05%) и Я социального (tст = |- 6,228| > tкр =5,84 0,01%). Мы уверенно можем сделать вывод о том, что Я физическое в самосознании женщин представлено гораздо менее значимым, чем Я психологическое и Я социальное. Практически за пределами тезауруса Я физического остались события, связанные с внешностью и ее изменениями, особенностями тела и свойствами телесности и другие.

Эти результаты подтверждают результаты исследований о социальной доминанте в самосознании женщин. Обращаем внимание на последовательность увеличения значимости других персонажей в жизни учителя начальных классов: на заключительном этапе профессионализации упоминается в два раза больше событий, связанных с другими, чем собственным Я.

Рис.7.События, связанные с Я и другими

Примечание: 1-5 группы учителей, разделенных по стажу.

 

Жизненный путь учителя начальных классов – цепь событий определенного качества, включающий «рождение», «детство», «учение, образование», «любовь», старость», «семейную жизнь», «профессиональную деятельность», «дружбу» и другие, т.е. представлены все стадии и пространства жизненного пути. Содержательный анализ текстов автобиографии показал, что в тезаурус Я физического входят преимущественно представления о рождении детей, болезни/смерти, лечении, травмах/авариях. Я психологическое вмещает собственное рождение, знаменательные события, любовь, знаком­ства/встречи, дополнительные знания и умения, отпуск / поездки, переживания по разным поводам и другое. Я социальное – замужество/свадьба, раз­воды, появление внуков, устройство на работу, окончание института, поступление в университет и другое. Значимые другие – дети, родители, друзья, родственники, священники, учителя и другие.

Несмотря на то, что значимых различий между группами не выявлено, можно рассуждать о тенденциях. В частности, обращаем внимание на уменьшение с возрастом и стажем значимых личностно-психологических событий, значимых Я. Их упоминание практически меньше в два раза на завершающем этапе профессиональной деятельности, чем в начале. С возрастом и стажем последовательно увеличивается упоминание о социальных изменениях на жизненном пути (события Я социального). На завершающем этапе деятельности социальное Я представлено полнее, чем психологическое Я. Наиболее ярко в данной части анализа проявились такая категория самосознания, как направленность на другого. Об этом свидетельствует последовательное увеличение частоты упоминания событий, связанных с другими людьми. Фактически, на завершающей стадии профессиональной деятельности, таких упоминаний в три раза чаще, чем в начале деятельности.

Констатируем, что наиболее актуальными темами, представленными в самосознании учителей, являются те, которые отражают их психологическое состояние и изменения социального положения. Физические особенности, телесные изменения представлены в сознании учителей значимо в меньшей степени. Направленность актуализированного самосознания на себя в первой половине жизненного пути выражена гораздо ярче, во второй половине в текстах учителей значимые другие занимают все более важное место.

Итак, результаты изучения специфики самосознания, ее пространственно - временной организации в особенностях жизненного пути учителя начальных классов конкретизирует содержание гендерного самосознания. Пространство отражено в выборе ситуаций: они определяют систему знаний и представлений учителей о себе как о женщине, личности и профессионале через выбор событий, связанных с Я, здоровьем, межличностными, семейными, брачными отношениями, работой, учебой, включением в природ­ную и общественную среды.

Пространство самосознания учителя начальных классов заполняют преимущественно личностно - психологические, социальные и биологические события жизненного пути, различающиеся в зависимости от стажа учителя. На начальных этапах педагогической деятельности события, связанные с Я, занимают центральные позиции, к завершению педагогической деятельности профессиональные интересы педагогов представлены полнее, чем события, отражающие изменения их образа Я, но значимо уже, чем события, связанные с собственными детьми.

Изменяется общая продуктивность, наполненность жизненного сценария событиями: на завершающем этапе профессионального развития продуктивность снижается, событий актуализируется меньше, наблюдается тенденция уменьшения доли радостных событий и будущих событий в восприятии своего жизненного пути. Радостные и прошлые события в автобиографии женщин «весомее», чем будущие и грустные.

Темпоральность самосознания также зависит от возраста и стажа. Точка отсчета автобиографии / жизненного пути учителей-женщин смещается вместе с изменением возраста и возрастанием стажа. С увеличением стажа работы временная перспектива сужается, т.е. сужается психологическое время личности женщины.

В Я-концепции учителя начальных классов физический образ менее значим, чем психологический и социальный. Отчетливо прослеживается тенденции уменьшения с возрастом и стажем значимых для Я личностно-психологических событий, увеличиваются упоминания о социальных изменениях на жизненном пути, увеличивается количество событий, связанных с другими людьми.

 

 




2018-06-29 351 Обсуждений (0)
Показатели количества событий, связанных с Я учителя и другими 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели количества событий, связанных с Я учителя и другими

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)