Упражнение «Дельфин» № 4
(психорелаксация) Оборудование: диск с релаксационной музыкой, звуки дельфинов, шум моря, видеоряд морского пейзажа. Упражнение - заключение. Знакомство с аутогенной тренировкой Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии и психопрофилактики стресса, который повышает возможности организма, разработанный в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его Метод основан на активном самовнушении на фоне Первая ступень включает в себя шесть упражнений условные АТ, упражнение 1. Научиться вызывать различные световые пятна и удерживать Занятие №2 (Продолжение знакомства с навыками АТ) Цель занятия: Формирование базовых навыков расслабления, способствующего снятию усталости, восстановлению сил и активизации защитных сил организма. Упражнения для релаксации Структура тренировки: Упражнение на воображение №1 Оборудование: диск с релаксационной музыкой, шум звуков природы. Представление полёта над облаками, прогулки по лесу.Выход из состояния и активизация. Упражнение № 2 Цель – «увидеть» заранее заданный цветовой фон. Анализ цветоощущения. Созерцание красного, оранжевого и желтого фона ассоциируется с теплом. Зеленый и синий - с состоянием покоя, фиолетовый - холод, Упражнение № 3 Цель - выработать устойчивое внимание, позволяющее «видеть» конкретные Упражнение № 4 Цель - научиться изменять свое эмоциональное состояние путем Упражнение № 5 И. Шульц считал его самым главным научиться видеть ряд По всему телу разольется приятная теплота и тяжесть Состояние глубокого покоя и отдыха прекратится, как только я Занятие № 3 Цель занятия: Работа с психологическими приемами, используемыми на уроке. Упражнение № 1 Для того, чтобы начать урок, учителю необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность» и т.д. А какие действия целесообразны на этом этапе? Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
Упражнение № 2 Работа по подгруппам по 3-4 человека (Одно для всех задание лучше на листках раздать прямо в образованные подгруппы). Информация. Эффективность действия во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Может произойти так, что часть инструкции опередит основное содержание и тогда получится следующее: «Наденьте наушники. Надели? А теперь послушайте, что нужно будет сделать…». С другой стороны - не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда инструкция длится дольше, чем выполнение самого действия. Приступать к действию следует только тогда, когда инструктор убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать. Однако даже в том случае, когда потрачено достаточно времени на то, чтобы проверить все ли поняли инструкцию, в процессе выполнения упражнения может обнаружиться недопонимание или неоднозначность ее понимания разными участниками, в этом случае стоит остановить выполнение и внести коррективы. · Сначала говорится о цели действия, начиная со слов «Наша задача…» · Затем описывается процедура выполнения: «Для этого мы делаем…» · На третьем шаге описываются ограничения: «В упражнении нельзя…» · Если можно что-то демонстрировать, то ведущий максимально демонстрирует это во время инструктажа. Упражнение № 3 Цель– развитие навыка прием-передача информации, осознание участниками эффективности приемов инструктирования и запоминания информации. Общая инструкция: сейчас 6-7 добровольцев смогут проверить свои способности в приеме-передаче информации. Остальные участники будут наблюдателями. Текст сообщения: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября». Обсуждение упражнения. 1. Вопрос добровольцам: «Кто помнит инструкцию, которую вы получили за дверью?» 2. Вопрос для всех: «Что значит: «делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Обсуждение значимости слова «понятно» для отправителя и получателя информации. 3. Вопрос добровольцам: «Когда передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?». Вывод: необходимо ориентироваться на собеседника – слышит – не слышит, понимает - не понимает. 4. Анализ утрат и дополнений информации, несоответствий и «шумов» в тексте. В обсуждении важно подвести группу к осознанию того, насколько важно давать время для формулирования вопросов в процессе дачи инструкции или просто в процессе передачи информации, а также проверять – каким образом участник взаимодействия собирается ее выполнять. Упражнение № 4 Каждой подгруппе выдается на листках задание - подготовить инструкцию к одному упражнению из следующих: · участники группы должны, не договариваясь, «выбросить» одинаковое количество пальцев; · счет всей группой с заменой чисел содержащих 6 или делящихся на 6 хлопком; · в круге на счет молча найти себе пару, вместе начать одинаковое движение. Повторить три раза. После проведения каждого упражнения обсуждаются компоненты, содержащиеся в инструкции, и их влияние на участников группы. Упражнение № 5 «Сильные стороны» Цель: помочь участникам понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны. Занятие № 4 Цель занятия: работа с психологическими приемами, позволяющими позитивно мыслить Упражнение № 1 «Все равно ты молодец, потому что…» Цель: развитие способности такого способа реагирования, при котором самоуважение не снижается в затруднительном положении. Упражнение № 2 «Красный карандаш» Цель: дать участникам группы возможность почувствовать на себе эффект оценочного отношения со стороны партнеров. Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера. Информация.Вот список слов русского языка, описывающих положительные черты характера: Можно составить простые предложения: «Мне нравится твоя доброта…», «О, какой творческий подход!» Они поначалу могут казаться странными и непонятными. Но однажды можно увидеть удивительный эффект этих простых фраз. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Они транслируются на учеников как модель приемлемого поведения так же легко, как модели неконструктивного поведения. Воодушевляющие и поддерживающие высказывания используются на всех стадиях общения с детьми. Внимание в воодушевляющих высказываниях сконцентрировано на личностной, субъективной стороне действий ребенка. Мы описываем действие, но говорим не только о том, что делает ребенок, а о том, как он это делает – с какими усилиями, энергией, с какими чувствами. Упражнение № 3 Группе можно разделиться на подгруппы по 5 человек. Первая подгруппа формулирует воодушевляющие высказывания для второй, вторая – для третьей, а третья – для четвертой, а четвертая – для первой. Затем презентация высказываний, а группа, к которой это высказывание обращено – анализирует. Разбору подвергаются все высказывания, проверяются на восприятие интонации, мимики. Если анализировать высказывания, звучавшие на тренингах, то: 3. Высказывания типа: «Ты действительно напряженно работаешь…» и «Ты выглядишь таким гордым…» действительно оказывает воодушевляющее воздействие и на взрослых, и на детей, хотя чаще всего они выражаются в форме похвалы, содержащей описание усилий «Ты напряженно работаешь, и поэтому ты добился…» Упражнение № 4 Организация рефлексии Информация. Педагогами используется широкий спектр рефлексивных приемов, содействующих выявлению состояния учащихся на уроке, отношения к изучаемым предметам и темам, собственно деятельности учащихся на уроке и т.п. Эффективность использования таких приемов зависит от цели, поставленной педагогом и последующей аналитической работы с полученным материалом. Выбирая рефлексивный прием, педагогу важно ориентироваться как на возрастные особенности учащихся, так и на возможности использования полученного материала в организации своей работы. Для какого возраста учащихся и с какой целью целесообразно применить следующие рефлексивные приемы? ПРИМЕР: «Мы уже умеем…» ПРИМЕР: ПРИМЕР: ПРИМЕР: Занятие № 5 Цель занятия: развитие навыков позитивного мышления. Упражнение № 1 "Плохо - хорошо" Цель: обучение участников группы умению видеть в плохом - хорошее, переключаться с грустных мыслей и тяжелых переживаний. Упражнение № 2 «Разговор со сменой позиций» Ведущий тренинга предлагает участникам распределиться на микрогруппы по три человека. В каждой микрогруппе участники распределяют между собой роли: Мечтатель, Скептик, Реалист. Каждая микрогруппа выбирает любую актуальную на их взгляд педагогическую проблему. Затем выбранная проблема обсуждается с позиции Мечтателя, Скептика и Реалиста. На следующем этапе участники микрогруппы меняются ролями и обсуждают ту же проблему. В ходе упражнения каждый участник должен побывать во всех трех внутренних позициях. После выполнения упражнения участники каждой микрогруппы делятся своими впечатлениями, трудностями, ощущениями, темой проблемы и способом ее решения. Упражнение № 3 Цель упражнения:развитие у учителей гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативной позиции в контактах с коллегами. Коллективное обсуждение проводится в двухфазном режиме. На первой фазе свои впечатления высказывают члены группы, с которыми водящий разговаривал. На второй - группа выслушивает самого водящего, анализирующего чувства и переживания, возникшие у него в ходе многократной смены коммуникативной позиции при переходе к новому собеседнику. Упражнение № 4 google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цель: создание консолидированного педагогического коллектива, развитие у учителей взаимоподдержки и взаимопомощи по отношению друг к другу, отработка невербальных средств общения. Участники садятся по кругу, в центре которого по диагонали психолог вычерчивает мелом линию. Условия игры он объясняет следующим образом; "Представьте, что эта линия - мостик через бурную горную речку. Внизу, под таким подвесным, качающимся на ветру мостиком, бушует река. Пройти по мосту в один конец может только один человек: негде разминуться. Задача игры заключается в том, чтобы два путника, двигающиеся навстречу друг другу, сумели пройти по мостику в противоположные стороны и не свалиться вниз. Кто хотел бы попробовать?" Из группы по желанию выходят два участника. Решение данной задачи предварительно не обсуждается, люди действуют спонтанно, начиная идти по игровому "мостику" навстречу друг другу. При встрече они должны договориться, применяя минимум слов и затрачивая на переговоры не более одной минуты. После проигрывания упражнения следует рассмотреть такие вопросы: кто проявил инициативу в решении коммуникативной задачи и кто был ведомым, старались участники игры помочь друг другу или наоборот, пытались достичь только своей цели, не задумываясь о партнере, какие средства более эффективны в подобной условно опасной ситуации? Упражнение № 5 Цель:укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи по отношению друг к другу. Учителя встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на меловую прямую линию, проведенную психологом. Он говорит: "Эта черта - карниз высотного дома. Носки ваших туфель - край этого карниза. Один человек из нашей группы, по желанию конечно, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы - помочь ему в этом. Разрешаются поддержки в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное ~ это пройти по карнизу!" Затем участник, который "шел по карнизу дома", рассказывает свои впечатления: на каких отрезках пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Члены группы также обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других - нет. Если произошло "падение" игрока с импровизированного "карниза", данный момент также обсуждается в группе. Занятие №6 Цель занятия: формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативных позиций; тренировка наиболее успешных в коммуникативном отношении форм поведения участников группы, поиск средств эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности. Упражнение № 1 Психолог предлагает членам группы разделиться на пары. Упражнение содержит три игровые задачи: партнеры садятся спина к спине и в течение 5 минут ведут разговор; следующие 5 минут они беседуют, когда один сидит, а другой стоит перед ним, поочередно меняясь позициями "сверху" и "снизу"; затем они садятся друг напротив друга и "разговаривают" только глазами в течение 10 минут. После решения каждой задачи пара обменивается впечатлениями. В конце организуется общее коллективное обсуждение того, какая игровая задача была наиболее лёгкой и приятной, когда в общении появились трудности и почему, в какой из пар возник психологический контакт и др. Упражнение №2 Группа делится на две равные подгруппы, одна из которых садится в центре круга, а другая - располагается вокруг нее. Образуются два круга - внутренний и внешний, наподобие аквариума. Участникам, находящимся во внутреннем круге, психолог дает тему для дискуссии. Подходят конкретные, реальные и актуальные для учителей темы, взятые из школьной жизни: "Ученик сорвал урок", "В классе трудно наладить хорошую дисциплину", "Дети не хотят учиться" и др. Тема обсуждается по принципу "здесь и теперь", в соответствии с которым участники внутреннего круга реагируют на слова и формы поведения своих партнеров, возникающие в данную минуту, в данный момент. Участники внешнего круга ничего не говорят. Их задача: каждый должен выбрать кого-нибудь из участников внутреннего круга и наблюдать за ним. Они подмечают, как их "объект" ведет себя в дискуссии, какие коммуникативные средства применяет, оказывает ли поддержку партнерам по общению, активен или пассивен, лидирует или стремится занять позицию ведомого.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1034)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |