Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнение «Дельфин» № 4



2018-06-29 1034 Обсуждений (0)
Упражнение «Дельфин» № 4 0.00 из 5.00 0 оценок




(психорелаксация)

Оборудование: диск с релаксационной музыкой, звуки дельфинов, шум моря, видеоряд морского пейзажа.

Упражнение - заключение.

Знакомство с аутогенной тренировкой

Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии и психопрофилактики стресса, который повышает возможности организма, разработанный в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его
наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Он заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то состояние
покоя, расслабленности, которое он вызывал у них
обычно при помощи гипноза.

Метод основан на активном самовнушении на фоне
мышечного расслабления.

Первая ступень включает в себя шесть упражнений условные
названия которых: «тяжесть», «тепло», «дыхание», «сердце», «тепло в области солнечного сплетения», «прохлада в области лба»:

АТ, упражнение 1.

Научиться вызывать различные световые пятна и удерживать
внимание, на каждом из них. Выполнение упражнения.

Занятие №2

(Продолжение знакомства с навыками АТ)

Цель занятия:

Формирование базовых навыков расслабления, способствующего снятию усталости, восстановлению сил и активизации защитных сил организма.

Упражнения для релаксации

Структура тренировки:
a) подготовка
б) I этап – расслабление тела;
II этап – успокоение эмоций;
III этап – устойчивость ясного сознания;

Упражнение на воображение №1

Оборудование: диск с релаксационной музыкой, шум звуков природы.

Представление полёта над облаками, прогулки по лесу.Выход из состояния и активизация.

Упражнение № 2

Цель – «увидеть» заранее заданный цветовой фон. Анализ цветоощущения. Созерцание красного, оранжевого и желтого фона ассоциируется с теплом. Зеленый и синий - с состоянием покоя, фиолетовый - холод,
черный, емно-красный - мрачное настроение и т.д. В
результате тренировки приобретается способность легко вызывать нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.

Упражнение № 3

Цель - выработать устойчивое внимание, позволяющее «видеть» конкретные
предметы длительное время.

Упражнение № 4

Цель - научиться изменять свое эмоциональное состояние путем
зрительного представления ассоциативных образов и видеть
себя в центре представляемой картины.

Упражнение № 5

И. Шульц считал его самым главным научиться видеть ряд
картин, отвечающих на вопросы психологического порядка, относящегося к себе лично. Например: «Чего я хочу?», «Кто я?».
Это упражнение выполняется в состоянии «пассивной концентрации
внимания». Ведущий: «Зафиксируйте взгляд на одной точке и дайте себе установку: «Сейчас я мысленно сосчитаю от одного до пяти и у меня автоматически наступит состояние глубокого мышечного расслабления и отдыха. Веки отяжелеют и закроются.

По всему телу разольется приятная теплота и тяжесть
Все отвлекающие сигналы - шум, посторонние мысли, свет, - будут только
усиливать чувство нарастающего покоя, углублять состояние повышенной
самовнушаемости.

Состояние глубокого покоя и отдыха прекратится, как только я
автоматически сосчитаю от пяти до единицы….Моя голова при этом прояснится, я почувствую свежесть и легкость….»

Занятие № 3

Цель занятия:

Работа с психологическими приемами, используемыми на уроке.

Упражнение № 1

Для того, чтобы начать урок, учителю необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность» и т.д. А какие действия целесообразны на этом этапе?
(Эти высказывания можно обсудить с группой).
А как лучше сказать? Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.

Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.

 

Негатив Позитив
Не наваливайтесь на стол Отойдите от стола
Не могу вести семинары Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек
Не хочу есть Я сыт
Не могу занять тебе денег. Нет денег Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы
Здесь Вы находитесь в безопасности Это надежное, укромное место
Не путайся под ногами Посиди спокойно
Не хочу пить Я уже пил.
Безопасный. Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный
Не выходите из класса Оставайтесь в классе
Я хочу бросить курить Я начинаю здоровый образ жизни
Курение помогает снять стресс Курение способствует лучшей концентрации
Вода не выходит из ванны Вода остается в ванне
Неправда Ложь.
Неудовлетворенность Желание.
Разочарование Тоска, печаль, грусть.
Мне чай без сахара. Мне только заварку и кипяток

Упражнение № 2

Работа по подгруппам по 3-4 человека (Одно для всех задание лучше на листках раздать прямо в образованные подгруппы).
Задание: в этом упражнении все участники группы, построившись в одну шеренгу, должны прыжком поворачиваться на 90 градусов до тех пор, пока все не окажутся лицом в одну сторону. После подготовки кто-то из добровольцев проводит упражнение; затем группа обсуждает – получилось ли одно и то же действие у ведущих из разных групп. От чего зависело качество выполнения задания; что было хорошо в инструкции, а что можно было сделать еще лучше.

Информация. Эффективность действия во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Может произойти так, что часть инструкции опередит основное содержание и тогда получится следующее: «Наденьте наушники. Надели? А теперь послушайте, что нужно будет сделать…». С другой стороны - не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда инструкция длится дольше, чем выполнение самого действия.
Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий процесс выполнения действия, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Приступать к действию следует только тогда, когда инструктор убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать. Однако даже в том случае, когда потрачено достаточно времени на то, чтобы проверить все ли поняли инструкцию, в процессе выполнения упражнения может обнаружиться недопонимание или неоднозначность ее понимания разными участниками, в этом случае стоит остановить выполнение и внести коррективы.
Лучший прием подготовки инструкции - вообразить себя на месте ученика, которому надо выполнить все этапы работы. Хороший способ проверить качество составленной инструкции - показать ее кол­леге-учителю.
Последовательность построения инструкции:

· Сначала говорится о цели действия, начиная со слов «Наша задача…»

· Затем описывается процедура выполнения: «Для этого мы делаем…»

· На третьем шаге описываются ограничения: «В упражнении нельзя…»

· Если можно что-то демонстрировать, то ведущий максимально демонстрирует это во время инструктажа.

Упражнение № 3

Цель– развитие навыка прием-передача информации, осознание участниками эффективности приемов инструктирования и запоминания информации.

Общая инструкция: сейчас 6-7 добровольцев смогут проверить свои способности в приеме-передаче информации.

Остальные участники будут наблюдателями.
Инструкция добровольцам: сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому текст скажу я, он скажет второму, второй третьему и т.д. Ваша задача – передать информацию следующему как можно ближе к тексту, желательно слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно? Инструкция наблюдателям: сейчас участники будут входить по одному и передавать друг другу по очереди информацию. Ваша задача – фиксировать, кто и как точно будет передавать текст. Можно закрепить наблюдателей за участниками.

Текст сообщения: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения.

1. Вопрос добровольцам: «Кто помнит инструкцию, которую вы получили за дверью?»

2. Вопрос для всех: «Что значит: «делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно?»

Обсуждение значимости слова «понятно» для отправителя и получателя информации.

3. Вопрос добровольцам: «Когда передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?».

Вывод: необходимо ориентироваться на собеседника – слышит – не слышит, понимает - не понимает.

4. Анализ утрат и дополнений информации, несоответствий и «шумов» в тексте.

В обсуждении важно подвести группу к осознанию того, насколько важно давать время для формулирования вопросов в процессе дачи инструкции или просто в процессе передачи информации, а также проверять – каким образом участник взаимодействия собирается ее выполнять.

Упражнение № 4

Каждой подгруппе выдается на листках задание - подготовить инструкцию к одному упражнению из следующих:

· участники группы должны, не договариваясь, «выбросить» одинаковое количество пальцев;

· счет всей группой с заменой чисел содержащих 6 или делящихся на 6 хлопком;

· в круге на счет молча найти себе пару, вместе начать оди­наковое движение. Повторить три раза.

После проведения каждого упражнения обсуждаются компоненты, содержащиеся в инструкции, и их влияние на участников группы.

Упражнение № 5

«Сильные стороны»

Цель: помочь участникам понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Участники объединяются в пары. Первый в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются местами.

Занятие № 4

Цель занятия:

работа с психологическими приемами, позволяющими позитивно мыслить

Упражнение № 1

«Все равно ты молодец, потому что…»

Цель: развитие способности такого способа реагирования, при котором самоуважение не снижается в затруднительном положении.
Упражнение начинается в парах (это другие пары, нежели в предыдущем упражнении). Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что…».Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…».Затем участники меняются ролями.

Упражнение № 2

«Красный карандаш»

Цель: дать участникам группы возможность почувствовать на себе эффект оценочного отношения со стороны партнеров.
Упражнение выполняется в круге. Один из участников рассказывает сидящему слева от него о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ тот должен отреагировать с позиции «красного карандаша», затем рассказать о своей проблеме следующему участнику. Каждый последующий делает то же самое.

Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.
Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении, его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем рассказывает о своей проблеме следующему участнику, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.
После выполнения этих упражнений участники обсуждают в группе чувства, возникшие при их выполнении:
В каком случае легче отреагировать, в каком – труднее?
Какими словами Вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?

Информация.Вот список слов русского языка, описывающих положительные черты характера:
Честолюбие справедливость
Смелость дружелюбие
Бодрость нежность
Чистоплотность благие намерения
Ум доброта
Склонность к рассуждению полезность
Храбрость честность
Творчество верность
Любознательность опрятность
Энергичность организованность
Энтузиазм оригинальность
Настойчивость спокойствие
Дипломатичность упорство
Общительность правдолюбие
Пунктуальность заботливость
Склонность к риску понимание
Чувствительность остроумие
Сила талант
Умение слушать другого альтруизм

Можно составить простые предложения: «Мне нравится твоя доброта…», «О, какой творческий подход!» Они поначалу могут казаться странными и непонятными. Но однажды можно увидеть удивительный эффект этих простых фраз. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Они транслируются на учеников как модель приемлемого поведения так же легко, как модели неконструктивного поведения.

Воодушевляющие и поддерживающие высказывания используются на всех стадиях общения с детьми. Внимание в воодушевляющих высказываниях сконцентрировано на личностной, субъективной стороне действий ребенка. Мы описываем действие, но говорим не только о том, что делает ребенок, а о том, как он это делает – с какими усилиями, энергией, с какими чувствами.

Упражнение № 3

Группе можно разделиться на подгруппы по 5 человек. Первая подгруппа формулирует воодушевляющие высказывания для второй, вторая – для третьей, а третья – для четвертой, а четвертая – для первой. Затем презентация высказываний, а группа, к которой это высказывание обращено – анализирует. Разбору подвергаются все высказывания, проверяются на восприятие интонации, мимики.

Если анализировать высказывания, звучавшие на тренингах, то:
1. В высказываниях типа «Я уверена, что ты сам…» или «Ты сам решишь…» - взрослые улавливают элемент принижения, а дети привычное для них требование быть самостоятельными.

3. Высказывания типа: «Ты действительно напряженно работаешь…» и «Ты выглядишь таким гордым…» действительно оказывает воодушевляющее воздействие и на взрослых, и на детей, хотя чаще всего они выражаются в форме похвалы, содержащей описание усилий «Ты напряженно работаешь, и поэтому ты добился…»

Упражнение № 4

Организация рефлексии

Информация. Педагогами используется широкий спектр рефлексивных приемов, содействующих выявлению состояния учащихся на уроке, отношения к изучаемым предметам и темам, собственно деятельности учащихся на уроке и т.п. Эффективность использования таких приемов зависит от цели, поставленной педагогом и последующей аналитической работы с полученным материалом. Выбирая рефлексивный прием, педагогу важно ориентироваться как на возрастные особенности учащихся, так и на возможности использования полученного материала в организации своей работы.

Для какого возраста учащихся и с какой целью целесообразно применить следующие рефлексивные приемы?

ПРИМЕР:
«Мы уже можем….»
«Мы еще должны…»

«Мы уже умеем…»
«Мы еще должны научиться…»

ПРИМЕР:
«Я изучил на уроке…»
«Я теперь могу…»
«Я чувствую себя…»

ПРИМЕР:
Скучно
Трудно
Радостно

ПРИМЕР:
Обобщение материала. Участникам предлагается объединиться в тройки и составить небольшую (5-6 пунктов) памятку коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они посчитали наиболее полезными.
Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую педагоги могут использовать в своей работе.

Занятие № 5

Цель занятия:

развитие навыков позитивного мышления.

Упражнение № 1

"Плохо - хорошо"

Цель: обучение участников группы умению видеть в плохом - хорошее, переключаться с грустных мыслей и тяжелых переживаний.
Каждый член группы получает чистый лист бумаги и ручку. Психолог призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой они находятся в данный период. Листок бумаги необходимо разделить на две половины. Слева нужно написать примерно 10 позиций аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, справа - 10 позиций с положительной стороны существующей ситуации.

Упражнение № 2

«Разговор со сменой позиций»

Ведущий тренинга предлагает участникам распределиться на микрогруппы по три человека. В каждой микрогруппе участники распределяют между собой роли: Мечтатель, Скептик, Реалист. Каждая микрогруппа выбирает любую актуальную на их взгляд педагогическую проблему. Затем выбранная проблема обсуждается с позиции Мечтателя, Скептика и Реалиста. На следующем этапе участники микрогруппы меняются ролями и обсуждают ту же проблему. В ходе упражнения каждый участник должен побывать во всех трех внутренних позициях. После выполнения упражнения участники каждой микрогруппы делятся своими впечатлениями, трудностями, ощущениями, темой проблемы и способом ее решения.

Упражнение № 3

Цель упражнения:развитие у учителей гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативной позиции в контактах с коллегами.
Группа рассаживается в круг. По желанию выбирается один участник, который, двигаясь по часовой стрелке, вступает в непродолжительные разговоры с каждым членом группы. Остальные участники слушают, оценивая, какие коммуникативные средства были применены, изменяется ли стиль беседы в соответствии с индивидуальностью нового партнера, меняется ли коммуникативная позиция у водящего.

Коллективное обсуждение проводится в двухфазном режиме. На первой фазе свои впечатления высказывают члены группы, с которыми водящий разговаривал. На второй - группа выслушивает самого водящего, анализирующего чувства и переживания, возникшие у него в ходе многократной смены коммуникативной позиции при переходе к новому собеседнику.

Упражнение № 4

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цель: создание консолидированного педагогического коллектива, развитие у учителей взаимоподдержки и взаимопомощи по отношению друг к другу, отработка невербальных средств общения. Участники садятся по кругу, в центре которого по диагонали психолог вычерчивает мелом линию. Условия игры он объясняет следующим образом; "Представьте, что эта линия - мостик через бурную горную речку. Внизу, под таким подвесным, качающимся на ветру мостиком, бушует река. Пройти по мосту в один конец может только один человек: негде разминуться. Задача игры заключается в том, чтобы два путника, двигающиеся навстречу друг другу, сумели пройти по мостику в противоположные стороны и не свалиться вниз. Кто хотел бы попробовать?"

Из группы по желанию выходят два участника. Решение данной задачи предварительно не обсуждается, люди действуют спонтанно, начиная идти по игровому "мостику" навстречу друг другу. При встрече они должны договориться, применяя минимум слов и затрачивая на переговоры не более одной минуты.

После проигрывания упражнения следует рассмотреть такие вопросы: кто проявил инициативу в решении коммуникативной задачи и кто был ведомым, старались участники игры помочь друг другу или наоборот, пытались достичь только своей цели, не задумываясь о партнере, какие средства более эффективны в подобной условно опасной ситуации?

Упражнение № 5

Цель:укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Учителя встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на меловую прямую линию, проведенную психологом. Он говорит: "Эта черта - карниз высотного дома. Носки ваших туфель - край этого карниза. Один человек из нашей группы, по желанию конечно, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы - помочь ему в этом. Разрешаются поддержки в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное ~ это пройти по карнизу!"

Затем участник, который "шел по карнизу дома", рассказывает свои впечатления: на каких отрезках пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Члены группы также обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других - нет. Если произошло "падение" игрока с импровизированного "карниза", данный момент также обсуждается в группе.

Занятие №6

Цель занятия:

формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативных позиций; тренировка наиболее успешных в коммуникативном отношении форм поведения участников группы, поиск средств эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Упражнение № 1

Психолог предлагает членам группы разделиться на пары. Упражнение содержит три игровые задачи: партнеры садятся спина к спине и в течение 5 минут ведут разговор; следующие 5 минут они беседуют, когда один сидит, а другой стоит перед ним, поочередно меняясь позициями "сверху" и "снизу"; затем они садятся друг напротив друга и "разговаривают" только глазами в течение 10 минут. После решения каждой задачи пара обменивается впечатлениями.

В конце организуется общее коллективное обсуждение того, какая игровая задача была наиболее лёгкой и приятной, когда в общении появились трудности и почему, в какой из пар возник психологический контакт и др.

Упражнение №2

Группа делится на две равные подгруппы, одна из которых садится в центре круга, а другая - располагается вокруг нее. Образуются два круга - внутренний и внешний, наподобие аквариума. Участникам, находящимся во внутреннем круге, психолог дает тему для дискуссии. Подходят конкретные, реальные и актуальные для учителей темы, взятые из школьной жизни: "Ученик сорвал урок", "В классе трудно наладить хорошую дисциплину", "Дети не хотят учиться" и др. Тема обсуждается по принципу "здесь и теперь", в соответствии с которым участники внутреннего круга реагируют на слова и формы поведения своих партнеров, возникающие в данную минуту, в данный момент. Участники внешнего круга ничего не говорят. Их задача: каждый должен выбрать кого-нибудь из участников внутреннего круга и наблюдать за ним. Они подмечают, как их "объект" ведет себя в дискуссии, какие коммуникативные средства применяет, оказывает ли поддержку партнерам по общению, активен или пассивен, лидирует или стремится занять позицию ведомого.



2018-06-29 1034 Обсуждений (0)
Упражнение «Дельфин» № 4 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнение «Дельфин» № 4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)