Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I этап. Психологическая диагностика учащихся с ограниченными возмодностями здоровья



2018-06-29 393 Обсуждений (0)
I этап. Психологическая диагностика учащихся с ограниченными возмодностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

СОГЛАСОВАНО     УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления комплексного анализа и стратегического развития системы образования ДОгМ     ____________/М.Н.Русецкая/   Первый проректор ГБОУ ВПО МГПУ   ____________/Е.Н.Геворкян/
«____»________________2012 г.   «____»________________2012 г.

ОТЧЕТ

о выполнении работ (оказании услуг)

«Создание интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС»,

проводимых в рамках

Государственного задания Государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»на 2012 год

Часть 2. Государственное задание на выполнение государственной работы (работ)

от 30 декабря 2011 года № 1164, с изменениями от 23 апреля 2012 года № 251

    СОГЛАСОВАНО   Начальник управления планирования и координации научно-исследовательских работ ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Р.Г.Резаков/     СОГЛАСОВАНО   Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Е.С.Романова/
«____»________________2012 г. «____»________________2012 г.

 

 

Москва

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

Руководитель темы:    
д-р психол. наук, проф.   ________________ подпись, дата Е.С. Романова (введение, глава 1, заключение, научная редакция)
  Исполнители темы:    
д-р психол. наук, проф. _________________ подпись, дата Л.И. Бершедова (глава 1, раздел 1.1., 1.2., глава 2, раздел 2.3.)
к. психол. н., доцент _________________ подпись, дата Л.В. Макшанцева (глава 2, раздел 2.3., глава 3, раздел 3.1.)
к. психол. н., доцент _________________ подпись, дата Л.Ю. Еремина (глава 1, раздел 1.1., 1.3., 1.4., глава 2, раздел 2.2.)
к. психол. н. _________________ подпись, дата С.Д. Сазонова (глава 2, раздел 2.2.)
к. психол. н. _________________ подпись, дата М.Е. Баулина (глава 1, раздел 1.1.)
к. технич. н., доцент _________________ подпись, дата С.В. Матвиенко (глава 2, раздел 2.1. глава 3, раздел 3.2.)
     
     
Нормоконтролер _________________ подпись, дата Л.В.Головина

 

Реферат

 

Отчет 145 с., 3 главы, 1 рис., 6 таблиц, 66 источников, 5 прил.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ЭКСПЕРТНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ОЦЕНКА И СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Объектом исследования является интегративная психолого-педагогическая модель сопровождения внедрения ФГОС.

Предметом исследования является функционирующий механизм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, опосредованный введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Цель работы — разработка интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС.

Задачи исследования:

· Определение и научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.

· Определение факторов и средств построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС, способствующей обеспечению высокого качества образования.

· Разработка концепции психолого-педагогической оценки основных видов образовательной деятельности, средств обучения в свете компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

· Разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности как вида компетентностного подхода для всех субъектов образовательного процесса.

В процессе работы была предложена научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.

По результатам разработки концепции интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС были уточнены основополагающие принципы модели психолого-педагогического сопровождения; принципы работы психологической службы образовательного учреждения; принципы отбора показателей образовательных достижений.

В работе ставится проблема разработки психолого-педагогических критериев оценки основных видов образовательной деятельности, средств обучения в свете компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Результаты анализа возможностей традиционных форм организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; основных факторов и средств построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС позволили сформулировать актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС.

Прежде всего, назрела необходимость в рамках общей апробации интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, опосредованной введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, сделать акцент на вопросе развития кадрового потенциала системы общего образования.


СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.. 2 Реферат. 3 содержание.. 5 ВВЕДЕНИЕ.. 7 ГЛАВА 1. Определение и научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС…………………………… 1.1. Научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС……………………………………………………………… 1.2. Принципы разработки концепции интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС…………………… 1.3. Результаты анализа возможностей традиционных форм и разработка инновационных форм организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса………………………. 1.4. Факторы и средства построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС…………………… ГЛАВА 2. Психолого-педагогическое сопровождение в свете компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС………….. 2.1. Основные идеи, целевая направленность ФГОС…………………… 2.2. Психолого-педагогическая составляющая компетентностного подхода в образовании …………………………………………………………. 2.3. Роль психолого-педагогических критериев оценки в вопросах определения качества образовательной деятельности и средств обучения в свете компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС……. ГЛАВА 3. Механизмы внедрения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС…………………… 3.1. Определение порядка организационных мероприятий в рамках проведения программы апробации интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС по направлению развития кадрового потенциала…………………………………………………………………………. 3.2.Программа апробации интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС……………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. Литература.. 1 Приложения 3  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основанием для проведения работ являетсяГосударственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), Государственное задание Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

В соответствии с целью работы, направленной на разработку интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС, осуществлялась разработка функционирующего механизма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, опосредованного введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Выполнение научно-исследовательской работы было опосредовано решением следующих основных задач: определение и научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС; определение факторов и средств построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС, способствующей обеспечению высокого качества образования; разработка концепции психолого-педагогической оценки основных видов образовательной деятельности, средств обучения в свете компетентностного подхода / в соответствии с требованиями ФГОС; разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности как вида компетентностного подхода для всех субъектов образовательного процесса.

Применительно к проблематике исследования, с учетом результативности и эффективности, были использованы следующие методы: Контент-анализ; Метод сравнительно-сопоставительного анализа нормативных, правовых документов, аналитических, обзорных и иных материалов; Анализ, систематизации и обобщения полученных данных; Метод системного анализа; Метод моделирования; Экспертный метод; Комплексный анализ, классификация и структуризация информационных, справочных и статистических данных.

Основные результаты интеллектуальной деятельности, полученные в контексте выполнения данной научно-исследовательской работы, опубликованы в монографии, научных журналах, в том числе, входящих в перечень рецензируемых научных журналов и изданий.

Основные работы:

1. Романова Е.С. Актуальные проблемы психологии и педагогики профессионального образования (статья) / Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. - № 2(3) – 2012. – 0,5 п.л.

2. Макшанцева Л.В. Экспертная деятельность психолога: Монография. – Saarbrucken, Germany: Palmarium. Academic Publishing, 2012. – С.172. – 10,75 п.л.

3. Бершедова Л.И. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Л.И. Бершедова / ХVII Державинские чтения / отв. Ред. И.А.Шаршов; Тамбов. 2012. с. 325-442. – 7,3 п.л.

4. Еремина Л.Ю. Служба психолого-педагогического сопровождения вуза при компетентностном подходе к обучению студентов / Л.Ю. Еремина / Психологическая служба в высшем учебном заведении. Материалы городской научно-практической конференции с международным участием (15 февраля 2012г.) – М., МГПУ, 2012. - 0,4 п.л.

5. Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Особенности организации и содержания экспертиз образовательных программ и учебных изданий // Е.С.Романова, Л.В.Макшанцева / Вестник МГПУ «Педагогика и психология». № 4. – М.: МГПУ, 2012. – с. – С. - . (1/0,5 п.л.) (в печати)

6. Еремина Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Л.Ю. Еремина / Психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода. Материалы научно-практической конференции с международным участием (7 апреля 2011). – М.: МГПУ, 2011. – 164 с. – 0,6 п.л.

7. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Еремина Л.Ю., Макшанцева Л.В. Психологическая структура профессиональной компетентности // Е.С.Романова, Л.И. Бершедова, Л.Ю. Еремина, Л.В. Макшанцева / Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. № 7 (I). – М.: МГПУ, 2013. – с. – С. . (1 п.л.) (в печати)

8. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Еремина Л.Ю., Макшанцева Л.В. Внедрение ФГОС в системе образования: основные аспекты психолого-педагогического сопровождения // Е.С.Романова, Л.И. Бершедова, Л.Ю. Еремина, Л.В. Макшанцева / Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. № 7 (I). – М.: МГПУ, 2013. – с. – С. . (1 п.л.) (в печати)

9. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Еремина Л.Ю., Макшанцева Л.В. Инновационная психологическая безопасность в пространстве внедрения ФГОС // Е.С.Романова, Л.И. Бершедова, Л.Ю. Еремина, Л.В. Макшанцева / Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. № 7 (I). – М.: МГПУ, 2013. – с. – С. . (1 п.л.) (в печати)

 

На основании выполненных исследований была разработана новая научная идея, обогащающая научную концепцию, которая представлена следующими материалами:

научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС;

принципы разработки концепции интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС;

результаты анализа возможностей традиционных форм и разработка инновационных форм организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

психолого-педагогические критерии оценки основных видов образовательной деятельности, средств обучения в свете компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС;

факторы и средства построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС;

программа апробации интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС.

 


ГЛАВА 1.

Определение и научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС

 

Научная характеристика интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями ФГОС

 

В свете решения общей проблемы создания интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС, осуществляемой в рамках Государственной программы города Москвы, определен предмет исследования — функционирующий механизм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, опосредованный введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. При этом социально-психологическое сопровождение рассматривается, с одной стороны, как одно из направлений комплексной системы социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи, с другой стороны, как интегративная технология психолого-педагогического обеспечения образования, осуществляемая с учетом всех участников образовательного процесса, в контексте трех уровней:

1 уровень – обучение (программы, учебно-методические материалы, технологии, инновационные подходы);

2 уровень – развитие (личностное развитие и формирование, профессионально-личностное самоопределение и становление в рамках целевых установок компетентностного подхода);

3 уровень – сопровождение (информационно-инновационные психолого-педагогические технологии оптимизации и интенсификации процессов личностного и профессионально-личностного развития в рамках общей системы образования).

В соответствии с основной целью данного исследования представляется необходимым акцентировать внимание на следующих аспектах:

· единый целостный процесс личностного развития и становления профессионала на разных возрастных этапах, а также периодах профессионализации в сфере психолого-педагогических профилей;

· взаимодействие специалистов разного уровня профессионального мастерства с целью повышения творческого, созидательного наполнения развивающей среды образовательного учреждения;

· профессиональное мастерство в системе психолого-педагогического высшего профессионального образования (до профессионального, профессионального и после профессионального образования);

· проблематика придания образованию инновационной направленности.

· реконструирование всего образовательного пространства – как с учетом общемировых тенденций, так и в свете прагматических установок образовательных учреждений.

Социально-психологическое сопровождение – это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в поле деятельности психологической службы или конкретного практического психолога.

Раскрывая этимологию понятия«сопровождение», следует указать, что в качестве терминов, обозначающих социально-психологическую помощь психически здоровым людям, в литературе предлагаются «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хоружий), «психологическое, или социально-психологическое, «сопровождение» (М. Битянова, Ю. Слюсарев, Г. Бардиер, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина). Из всех этих понятий в практике чаще используется термин – «сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них — глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи личности в кризисные периоды жизни.

Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Например, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, указано, что сопровождать – «значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В словаре В. Даля «сопровождение» трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значениисопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. Такой ряд дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых различных вариантов социально-психологической помощи семье и личности. Сама ситуация обращения в центр за помощью — это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения. Сопровождающий — это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Путь, по В. Далю, — это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление. В русской культуре путь — это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь. Это придает понятию «сопровождение» духовный смысл — поддержка семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени; общих динамичных отношений между участниками; изменения функций социального работника на различных этапах пути; совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия; защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий (как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его) путнику. Можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной период человеческой жизни. Сопровождающий (со-путный) предстает как человек, помогающий путнику в дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними.

Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. В этом плане сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социально-психологической помощи личности и как один из видов социального патронажа — социально-психологический патронаж (Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, Л. Митина).

Многие исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». В отличие от коррекции сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Идеи психологического сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.

Понятие психолого-педагогического сопровождения (среднего образования)отражено в исследованиях М.Р. Битяновой, которая рассматривает сопровождение как определенную идеологию работы, как самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Автор не только останавливается на содержании этого понятия, но и рассматривает в целом ситуацию в отечественной психологической школьной практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы. В этой связи можно говорить о трех основных идеях, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Во-первых, суть психологической деятельности — в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом в школе. Это «чужая» для психолога практика. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, однако в любом случае это цели «чужой» практики, другого профессионального восприятия мира (прежде всего — ребенка), которое часто плохо совместимо с психологическим миропониманием.

Во-вторых, смысл деятельности школьного психолога — в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. В рамках таких моделей достаточно четко разводятся функции педагога и психолога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. За пределы помощи выпадают благополучные в психологическом отношении школьники, которые получают свою долю внимания психолога лишь только в том случае, если начинают демонстрировать какие-то нежелательные проявления в поведении, обучении или, скажем, самочувствии. Кроме того, психологам, работающим в русле таких моделей, часто присущ специфический взгляд на детей: их психологический мир становится интересен специалисту, прежде всего, только с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать.

В-третьих, суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения. Привлекательность идеи понятна: она действительно дает возможность организовать школьную психологическую деятельность как «свою» практику, со своими внутренними целями и ценностями, но она же при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань учебно-воспитательной педагогической системы. Позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью этой системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — на личности ребенка.

Итак, сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Рассматривая сопровождение как процесс, как целостную деятельность практического школьного психолога, можно выделить три обязательных взаимосвязанных компонента:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

В контексте вышесказанного важно уделить внимание содержательным, организационным и функциональным аспектам сопровождения. Содержательные аспекты сопровождения заключаются, прежде всего, в том, что в рамках данной идеологии оказывается возможным обоснованно и четко подойти к отбору содержания конкретных форм работы и самое главное — определить понятие социально-психологического статуса школьника. То есть мы получаем возможность ответить на вопрос, что именно нужно знать о школьнике для организации условий его успешного обучения и развития. В самом общем виде социально-психологический статус школьника представляет собой систему психологических характеристик ребенка или подростка. В эту систему включаются те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. В целом эти параметры могут быть условно разделены на две группы. Первую группу составляют особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия. Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у ученика в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения.

Организационные аспекты сопровождения особенно ярко отражают психотехнический потенциал идеи сопровождения, так как появляется возможность выстроить текущую работу психолога как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутришкольного взаимодействия. Этот процесс опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся построения школьной психологической практики. К ним относится системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационное закрепление различных форм сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития школьников, утверждение важнейших форм психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля результатов.

Функционально-ролевые аспекты сопровождения заключаются в том, что психолог, работающий в русле данной модели, получает возможность профессионально определиться в отношении всех участников школьной системы отношений, построить с ними успешные взаимоотношения. Выражаясь традиционным языком, психолог получает представление об объекте его практической деятельности. В качестве клиента школьного психолога выступают либо конкретный школьник, либо группа школьников. Что касается взрослых участников учебно-воспитательного процесса — педагогов, администрации, освобожденных воспитателей, родителей, — они рассматриваются как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе с психологом на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. При этом психолог выступает как часть системы обучения и воспитания детей. Наряду с ним, ребенка по пути развития ведут специалисты разных гуманитарных профессий (педагоги, медицинские работники, социальные педагоги и воспитатели, социальные работники) и, конечно, его родители. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

• осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития

• определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников

• разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников

• приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат

Таким образом, сопровождение можно представить как перспективный теоретический принцип и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована как массовая технология работы.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (про­фессионального становления) имеет свою специфику и характеристики.

С особым акцентом понятие «сопровождение» как новой образовательной технологии прозвучало в работах Е.И. Казаковой (2001) и М.Р. Битяновой (1998). Исходным положением Е.И. Казаковой для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, а важнейшим его положением выступил приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта. Е.И. Казакова определяет сопровождение как помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. В данном контексте процесс выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию.

Под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностика возникшей проблемы; информация о существе проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения.

М.Р. Битянова (1997) рассматривает сопровождение как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования и определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения.

Принято считать, что компетентное и про­дуктивное психологическое сопровождение на этапе профессионального образования должен осу­ществлять подготовленный специалист — психолог, обладающий навыками профконсультанта. Оказывая человеку по­мощь и поддержку в выборе траектории профессио­нального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор свое­го пути становления — право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появ­лении усталости, при подъемах на гору и спусках че­ловек нуждается в помощи и поддержке. В таком случае, психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становле­ния личности.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопро­вождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариан­тов решений, опосредованных социально-экономичес­кими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.

Важнейшим положением данного подхода высту­пает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного вы­бора различных альтернатив профессионального ста­новления необходимо научить человека выбирать, по­мочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Отметим, что эффективно обучить таким вещам возможно только при компетентностном подходе.

Психологическое сопровождение может оказаться полезным любому человеку, находящемуся в ситуации определенного кризиса. Примером подобного кризиса является смена этапов профессионального образования, например, поступление в вуз и начало обучения на первом курсе. Вместе с тем, подобная форма сопровождения позволяет оптимизировать процесс профессионального развития на стадии обучения.

Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности:

- наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в про­фессиональной жизни;

- поддержка полноценного профессиональ­ного становления личности со стороны общества;

- признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-про­фессиональных функций;

- принятие личностью всей ответственности за ка­чество профессионального становления и реали­зации своего профессионально-психологического потенциала на себя;

- гармонизация внутреннего психического развития личности и вне



2018-06-29 393 Обсуждений (0)
I этап. Психологическая диагностика учащихся с ограниченными возмодностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I этап. Психологическая диагностика учащихся с ограниченными возмодностями здоровья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)