Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеологии государства.



2018-07-06 461 Обсуждений (0)
Идеологии государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Каждый народ на определенной исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя как социальной целостности. На основе духовной целостности, возникающей на общности экономики, социальных условий жизни, языка, культуры и религии, у народа формируется этническое (позднее – национальное) самосознание и самоназвание, которые являются разграничителем, отделяющим один народ от другого, прежде всего – соседнего.

Самоназвание народа – явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность. Но центральным звеном самосознания, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа).

Отмечая важную роль идеи в развитии самосознания, великий русский писатель с белорусскими корнями Ф.М.Достоевский подчеркивал, что без высшей идеи не может существовать ни человек ни нация. Играя важнейшую созидательную роль в становлении национального самосознания народа, национальная идея становится концентрированным воплощением его самобытности, мощным интегратором в единую социальную целостность способным консолидировать народ. Поэтому она может быть только национальной, присущей исключительно данному народу – русскому, польскому, украинскому, белорусскому, а потому и воплощающей в себе его национальное своеобразие.

Имеется существенная разница в формировании и развитии национальной идеи русского и белорусского народов. В период формирования русской национальной идеи Россия обладала своей государственностью, на протяжении веков представляла собой мощную империю, подчинившую себе и втянувшую в свою орбиту множество народов, в том числе и белорусский.

В отличие от этого, правомерно считает Е.М.Бабосов, белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а занимала территорию, входящую в состав Российской Империи на правах ее окраины – Северо-Западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть социального и национального гнета, еще предстояло сознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государственности.

Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые получившей отчетливое воплощение в начале ХХ века в знаменитом стихотворении Я.Купалы. На вопрос «А хто там ідзе?» поэт дал вполне определенный и однозначный ответ – «беларусы». Именно в этом слове сконцентрирована национально-объединительная идея, всколыхнувшая самосознание белорусского народа на обширных пространствах от Буга и Вислы до Днепра. Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

Исключительное значение созданного Я.Купалой вдохновенного гимна национальному самосознанию белорусов состояло в том, что он придал приоритет белорускости, поскольку основной этнос в нашей стране – белорусы. Да и земля, на которой они живут, называется Беларусью. В то же время рядом с самоназванием, воплощенном в объединяющем слове «белорусы», народный песняр рельефно выделил и социальное стремление белорусского народа – «людзьмі звацца». Здесь национальное самоопределение и освобождение осознается в нерасторжимом единстве с социальным освобождением. Кроме того, есть основания полагать, что Я.Купала под словами «у агромістай такой грамадзе» представляет свое поэтическое мировосприятие белорусов и Беларусь в общебелорусском единстве и сплоченности.

В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской национальной идеи акцент постоянно смещается от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально-государственную. Цель национальной идеи раскрыта в произведениях М.Богдановича, других поборников и носителей национальной идеи вполне определенно и четко – государственная самостоятельность Белоруссии. Национальная идея, таким образом, является одним из важнейших компонентов мировоззрения белорусского народа, его самосознания в процессе становления государственности и соответствующей этому процессу идеологии. В своей основе белорусская национальная идея проявляется в виде стремления граждан к тому, чтобы наиболее полно и исчерпывающе определить свое действительное положение в стране, в составе своей нации, обеспечить высокий авторитет, мощь и независимость государства, свое достойное в нем место. Она является тем ориентиром и маяком, который диктует нормы поведения людей, определяет пути их деятельности, направленной на то, чтобы почувствовать себя реальной и нужной силой в борьбе за достойное место на планете, независимое существование, право на самоопределение и будущее.

Следует иметь в виду, что становление и развитие белорусской национальной идеи проходило в сложных исторических и социальных условиях становления белорусской государственности. Всегда находились силы, которые тормозили процесс консолидации нации, постоянно подталкивали развитие самосознания народа, формирование белорусской национальной идеи в ином направлении. В составе Российской империи эти процессы проходили по-разному. Если российская национальная идея преимущественно складывалась под влиянием религии и философии, то процесс становления белорусской идеи носил более светский характер. На мысли, интересы и настроения белорусов решающее влияние оказывали духовные, культурные, просветительские традиции, необходимость защиты своего языка, национального суверенитета, прав и свобод индивидов белорусского этноса. Инициаторами и вдохновителями белорусской национальной идеи выступали прежде всего представители белорусской литературы. Среди них: А Мицкевич, Н.Гусовский, Я.Чечот, В.Сырокомля, Ф,Богушевич, Я.Купала, Я.Колас, М.Богданович, М.Горецкий и др.

Достаточно привести слова белорусского исследователя литературы Л.Горанина о том, что белорусская национальная идея не имела необходимости в сложном и громоздком аппарате религиозно-философского обоснования и легко просматривалась, прочитывалась, познавалась в художественно-образной форме своего выражения. Художественное слово, культурные традиции всегда среди белорусов находили интерес и поддержку, выступали мощным мобилизующим средством.

Это относится и ко времени строительства новых отношений в обществе, и к годам военного лихолетья. Именно лучшие произведения белорусских поэтов и прозаиков поднимали у народа дух патриотизма, мобилизовывали его на строительство новой жизни и решительный отпор захватчикам в годы Великой Отечественной войны.

Мощное влияние на определение, сохранение и приумножение духовных и исторических ценностей, на которых базируется национальная идея, оказало творчество таких белорусских литераторов более позднего периода, как К.Чорный, К.Крапива, М.Танк, А.Кулешов, Я.Брыль, И. Шамякин и др.

В белорусской литературе красной нитью проходит мысль о необходимости воспитания у народа чувства собственного достоинства, самоценности человека. Главенствующей становится утверждение, что белорусы не худшие за иные народы, а по своей образованности, языку, культурным традициям, умению и огромному желанию могут быть на передовых позициях научно-технического прогресса, в сфере экономики могут и должны занимать лидирующее положение.

Распад СССР и создание самостоятельного, суверенного государства Республика Беларусь вызвали к жизни новые процессы, связанные с формированием национальной идеи, определили соответствующие этому формы и методы работы. Стало очевидным, что не должно быть шараханий, искусственного подталкивания процессов и явлений, нужен предельный учет мнений широких масс людей при выработке и принятии важных решений, касающихся духовной и социальной жизни народа. Обострились некоторые проблемы в этой сфере в связи с чернобыльской катастрофой, а также той угрозой, которую несет человечеству глобализация.

В последние десятилетия наибольшую остроту для белорусов приобрел вопрос культурной самоидентификации. Это связано с теми процессами, которые происходят в мире вообще: расширение сферы и усиление влияния средств массовой информации, изменение геополитического пространства, проблема интеграции и сохранение культурной самобытности нации.

Белорусы сегодня стоят перед необходимостью более четкого самоопределения, воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за будущее. Важно в этих условиях иметь такую идеологию, которая смогла бы сплотить людей не только по признаку этнического происхождения, но и с учетом единого исторического развития, языка, культуры, государственного самосознания, гражданства, социально-политических и социокультурных ориентаций, т.е. по таким характеристикам, которые определяют неразрывную связь людей со своим государством, являются гарантом его целостности и независимости. Важно на практике изучить материальные и духовные факторы, существенные признаки, детерминирующие самосознание каждой из этих групп населения; выработать и предложить соответствующий механизм включения их в политическую и духовную жизнь, более полно использовать их в реформировании общества в гуманистическом направлении.

Нельзя идти также на поводу попыток диктовать Беларуси «правила игры», предписанные из-за рубежа, допустить навязывание чуждых белорусскому народу тенденций, направленных на нравственное, идеологическое разрушение общества и государства. Важно предотвратить пропаганду всего того, что связано с культом нечестной наживы, с бизнесом западного покроя, с золотым идолом. В основу следует положить и задействовать идеалы добра, справедливости, честного образа жизни, труда и трудящегося человека. Необходимо всеми средствами решительно отвергать те идеи, которые направлены на создание благоприятных условий для грабежа масс и конкретного человека во имя создания рыночного общества западного образца.

Предстоит благодатно удобрить ту почву, где должны произрасти семена, составляющие традиционные для каждого белоруса ценности, окрепнуть и получить конкретное утверждение стержень нашей идеологии – национальная идея, идея белорусской независимой государственности, идея высокой гражданственности, патриотизма, верности своему народу и государству. Острием и вершиной такой национальной идеи может и должна стать борьба общества и каждого отдельного гражданина за авторитетную в мире, сильную и процветающую Беларусь, за ее достойное место на планете, за укрепление в сознании людей веры в себя, в надежное будущее не только свое, но и последующих поколений, гордости за принадлежность к своему государству, за его славную историю и традиции. При определении национальной идеи нельзя обойти стороной и выдвинутый ООН индекс показателей человеческого развития, предусматривающий возможность человеку получить хорошее образование, прожить долгие годы, иметь достаточное материальное обеспечение.

Купаловская идея «людзьмі звацца» как проявление свободолюбия, человеческой годности, достоинства и чести должна красной нитью пройти через ум и сознание людей, отразить глубокие чаяния народа, захватить в свое лоно новые поколения белорусов, звать их к созидательной деятельности.

 



2018-07-06 461 Обсуждений (0)
Идеологии государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеологии государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)