Демократия – важнейшая ценность белорусского народа
Государство всегда оценивается людьми с позиций того, насколько оно соответствует или не соответствует их представлениям о справедливом общественном строе. В одном случае они готовы поддерживать его, в другом – пассивно реагировать на его действия, в третьем – противостоять ему. Это отношение зависит от того, создает ли государство условия, благоприятные для человеческого существования, строит ли оно систему взаимоотношений на уважении к правам человека, учитывает ли мнения людей и их желание соучаствовать в управлении. Цель всех происходящих преобразований в обществе и государстве – человек во всех его проявлениях и общественных отношениях, его место в производстве и социальной среде, в системе управления, образования, здравоохранения, а также его психология, культура и т.д. Эти преобразования немыслимы без нацеленности на человека, без создания механизма тесного слияния его интересов с целями государства, без развития самостоятельной, творчески мыслящей личности. Речь идет об обществе, в котором должна быть обеспечена социальная удовлетворенность индивидуума, где люди приобретают соответствующие права и обязанности, возможность самим определять пути достижения позитивных результатов, являются не только творцами, но и ответчиками за недоделки, упущения и ошибки. Упор должен делаться на социальное и политико-юридическое раскрепощение широких масс, повышение их социальной, управленческой активности через предусмотренные законом формы развития демократических основ государства и общества. Роль государства в этом процессе исключительно важная. Она вытекает из внутренней логики его развития, потребностей совершенствования всей системы управления. Нужны новый научный и интеллектуальный толчок, новое рациональное мышление, полнее учитывающее современный спектр политико-психологического состояния общественных сил страны. В нынешней практике надо уйти от старых традиций; заставить по-новому заработать государственный и хозяйственный аппарат; преодолеть политиканство и амбиции той его части, которая склонна к удержанию исключительно командных методов и подходов в управлении. Общественная инициатива, профессионально обогащенная, обученная навыкам, формам и методам самоуправления, должна быть выпущена на свободу и получить доступ к контролю и влиянию на государственные и общественные органы. Демократические отношения в их созидательном смысле должны войти во все уголки нашего бытия. Концентрируя внимание на вопросах демократии и социально ориентированного рынка, необходимых атрибутах нынешнего государственного устройства, необходимо исходить из того, что эти понятия возникли и развивались в определенных исторических условиях, на базе конкретных ценностей различных стран и народов. Однако прямое заимствование и копирование их политических институтов, принципов, норм, механизмов власти без учета конкретных и специфических условий государства может завести реформы в тупик. Следовательно, задача заключается в том, чтобы в сложившейся ситуации найти исконно белорусский тип демократической организации, опирающийся на белорусскую идентичность и белорусский менталитет. Нельзя бесконечно эксплуатировать свойства менталитета народа (терпеливость, сдержанность, некоторая пассивность и т.д.), не подпитывая его предоставлением реальных политических прав и не давая возможность развивать и применять умения самостоятельно решать свои проблемы. Проблема демократического реформирования в Беларуси гораздо сложнее, чем это на первый взгляд представляется. Здесь надо проявлять особую осмотрительность и последовательность. Слишком быстрые, несозревшие реформы, как показывает опыт, на практике бывают и слишком опасными. Процессы модернизации чаще всего в таких случаях выходят из-под контроля в силу того, что, оказываясь не освоенными и не воспринятыми людьми, они не успевают закрепиться, приспособиться к новым реалиям. В этих условиях сознание людей опережает развитие политических институтов общества, нарушается баланс между ними и различными политическими силами, энергия которых начинает проявляться в неприемлемых формах. Анализируя итоги прошлого, можно прийти к выводу, что переход к более полной демократии в условиях нашей страны возможен лишь при соблюдении требований постепенной и последовательной либерализации всей системы государственного управления; осторожного освобождения от ряда отживших институтов прежней системы и конструировании новых демократических институтов. Конечно, на этом пути нельзя будет обойти стороной проблему совершенствования в стране нормативно-правовой базы. Потребуются радикальные меры по дальнейшему развитию парламентаризма в рамках действующей Конституции, совершенствованию системы правосудия. Предстоит серьезная работа по более полному использованию форм непосредственной демократии и совершенствованию представительной демократии; реформированию и повышению роли местного самоуправления; вовлечению в процессы демократизации политических партий. Что касается форм непосредственного участия людей в управлении, это в первую очередь выражается в проведении референдумов, собраний, всенародных обсуждений и т.д. с целью предоставления народу возможности выразить степень своей поддержки принципиальных изменений, затрагивающих коренные вопросы жизни общества и государства (или их отдельных частей). Другой важной формой участия населения в управлении государственными делами является реализация всеобщего избирательного права при максимальном использовании «прозрачных технологий» проведения тайного голосования по выборам высшей законодательной и представительной власти. Очевидно, что значительная часть прежних демократических институтов, которые позитивно воспринимаются в обществе, должна быть сохранена и введена в действие. При отсутствии преемственности не может быть до конца преодолена потребность в институтах авторитарного государства, по крайней мере, до тех пор, пока не будут созданы новые институты, полностью заменяющие прежние. Нужные демократические условия возникают в обществе и государстве не сразу. Необходимо демократические способы решения проблем сделать традицией. Реформы в этой области без учета исторических предпосылок, без готовности к ним всего народа ведут к дискредитации системы государственного управления и делегитимации демократии. Нельзя не учитывать и то, что соответствующие нынешним условиям новые демократические механизмы зарождаются и начинают действовать в обществе, где, с одной стороны, сохранились люди с прежними интересами, ценностями и оценками действительности, многие из которых удовлетворены старыми порядками и готовы к тому, чтобы их защищать, а, с другой стороны, сформировалась новая, довольно многочисленная общность людей, которая ориентирована на активное внедрение в практику жизни всех сторон демократии, на существенную трансформацию политической сферы общества. Многое в такой ситуации зависит от степени сформированности политической культуры в обществе, которая представляет собой часть общенациональной культуры. В этой культуре проявляется национальный характер, национальный менталитет, национальное самосознание. В ее формировании участвуют все составляющие национальной культуры: культуроформирующие факторы географической среды и хозяйства, бытовая, правовая и духовная культура. Не являясь главной составляющей политической борьбы, политическая культура вместе с тем оказывает опосредованное влияние на политический процесс, охватывая собой политический опыт, политические стереотипы, политические мифы, политические символы, политическое поведение и политическую социализацию. Таким образом, она дает отдельному человеку ориентиры или принципы политического поведения, а коллективу – необходимую для обеспечения его единства структуру ценностей. Политическая культура Беларуси имеет давние традиции. Она знала идентификацию власти с религиозными началами, самодержавным правлением, народным вече, дворянской либерализацией. Активное влияние здесь оказали идеи декабристов, русских западников, представителей белорусского демократического движения, концепции гражданского общества, социального государства и т.п. Важно также более внимательно подойти к трактовке демократических традиций, рожденных и получивших развитие в условиях советского опыта, которые продолжают оказывать существенное влияние на все стороны общественной и государственной жизни и ныне. Нашему обществу предстоит углублять основы демократической правовой государственности. Понятно, что демократическое государство не возникает сразу, оно есть результат развития. Главными его принципамиявляются: · свобода личности, отраженная в гражданских и политических правах; · равенство форм собственности, принципы экономической свободы; · верховенство закона; · защита прав человека; · разделение властей; самоуправление. Как видно, следует не отрывать демократию от собственности, поскольку собственность, демократия и права человека – ключевые понятия, знаменующие ныне наступление новой исторической эпохи. Собственность – основа всех свобод, главная предпосылка суверенитета личности. Не может быть демократии, если граждане не владеют собственностью. Только в условиях четкой определенности и твердой позиции собственности и собственников государство начинает играть эффективную роль. Чем больше экономическая власть рассредоточена в обществе, тем стабильнее система. В сложных условиях преодоления кризисных явлений и системной трансформации экономики принципиально важным является включение в сферу проводимых реформ таких демократических факторов, как: общественное согласие, социальная защита личности, господство права и закона, разделение властей. Консенсус предполагает определенную степень гражданского согласия в отношении политико-правового устройства и путей развития страны, характеризующегося наличием значительной поддержки проводимого курса и отсутствием его активного неприятия, что позволяет управлять обществом ненасильственными методами.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |