Республиканская форма правления
Указание на республиканскую форму правления содержится в конституционном определении Российской Федерации (ч. 1 ст. 1). Республиканский строй является существенным элементом и важнейшим фактором развития демократизма правовой и федеративной государственности. Конституционное устройство субъектов РФ должно соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации. В качестве одной из основ конституционного строя, составляющих правовой фундамент российской государственности, конституционный принцип республиканского правления допускает легитимацию власти на основе признания суверенитета народа, на основе свободных выборов, ибо республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти формируются демократическим путем. Их полномочия ограничены определенным сроком. Исторически республика возникает в античную эпоху. В переводе с латыни термин «республика» означает «общее дело». Цицерон определял республику как «дело, достояние народа». Наибольшее распространение республика как форма правления получает в Новое время — в эпоху буржуазных государств, легко и быстро распространяясь в Новом Свете (на Американском континенте), уступая, однако, первоначально пальму первенства конституционной монархии в Старом Свете (в Европе), где монархия пустила глубокие корни. В республике принцип народного суверенитета, согласно которому все власти в государстве исходят от народа, находит свое последовательное и полное выражение. Кант, считая, что «законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа», делал вывод, что республика -— это «единственный правомерный», «единственно прочный государственный строй, при котором закон самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица». При этом «всякая истинная республика есть и не может быть ни чем иным, как представительной системой народа, дабы от имени народа путем объединения всех граждан обеспечить их права через посредство их уполномоченных (депутатов)»1. Вместе с тем надо учитывать, что у Канта, по сути, республика означает государство, которое противопоставляется абсолютизму, который может быть присущ любой форме правления. Поэтому сегодня республика как форма правления не может рассматриваться как своеобразное идеальное государство в том смысле, который вкладывали в понятие «республика» философы и юристы прошлых веков. Дж. Брайс в своей знаменитой книге «Современные демократии» (1922 г.) писал, что «существует достаточно республик, которые не являются демократиями, и множество монархий, как Великобритания и Норвегия, которые суть демократии». В России в течение столетий в основе развития лежал монархический принцип правления. Верховная власть сохранилась за российским императором и после учреждения в начале XX в. первого народного представительства с законодательными полномочиями (Государственной думы и Государственного совета), перестав, однако, быть неограниченной, каковой она была до издания Основных законов Российской империи в новой редакции (1906 г.). Переход к республиканскому строю был официально осуществлен 1 сентября 1917 г. Временным правительством, провозгласившим Россию республикой, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, которое должно было определить форму правления России после крушения монархии в феврале 1917 г. Партия большевиков во главе с В. И. Лениным исходила из того, что первая и вторая русские революции (в 1905—1907 гг. и в феврале 1917 г.) уже начали создавать новый тип государства: «Республика Советов рабочих, солдатских, крестьянских и пр. депутатов, объединенных Всероссийским Учредительным собранием или Советом советов и т, п., — вот что уже входит в жизнь у нас теперь, в данное время, по инициативе многомиллионного народа, самочинно творящего демократию по-своему, не дожидающегося... того, как гг. профессора-кадеты напишут свои проекты законов для парламентарной буржуазной республики...», — делал вывод В. И. Ленин в своей работе «Задачи пролетариата в нашей революции (проект платформы пролетарской партии)», написанной весной 1917 г. Новый тип представительства, новый тип власти, находившей свое воплощение в республике Советов имел своим прообразом, своей предтечей Парижскую коммуну (1871 г.), которая была, как писал К. Маркс, «не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы»1. Для советского типа республики характерно .было также и то, что республиканская форма правления имела в своей основе идею классо- Глава 5. Конституционные основы государственности в Российской Федерации 125 ного господства и диктатуры пролетариата, несовместимую с общедемократическим принципом народного суверенитета. В теории марксизма понятие «народ» трактовалось как совокупность трудящихся и жсплуатируемых классов1. Поэтому в советской республике провозглашался классовый характер демократии: вся власть согласно Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденной в январе 1918 г. 111 Всероссийским съездом Советов и ставшей в дальнейшем частью Конституции РСФСР (1918 г.), «должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Только трудящиеся участвовали в управлении государством, только им в полной мере обеспечивались конституционные права и свободы в первые годы советской власти. Но и в дальнейшем советские конституции, руководствуясь принципом классовости советской демократии, закрепляли принадлежность власти трудящимся города и деревни в лице их Советов. И лишь в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., отразивших превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, впервые было установлено, что вся власть принадлежит народу, который осуществлял государственную власть через Советы народных депутатов (ст. 7). Советы народных депутатов составляли политическую основу советского государства, им были подотчетны и подконтрольны все другие государственные органы (ст. 2 Конституции СССР 1977 г.). Однако декларируемое Конституцией полновластие Советов оставалось, по сути, на бумаге в силу конституционного признания доминирующего положения коммунистической партии (КПСС) в политической системе, ее руководящей роли в государстве и обществе. Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя республиканскую форму правления, не определяет ее вид: парламентарный, президентский или смешанный. В основу организации государственной власти в парламентарной республике положен принцип верховенства парламента во взаимоотношениях с правительством, выраженный в том, что правительство формируется только парламентским путем, несет ответственность перед парламентом и остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Его возглавляет премьер-министр, который, как правило, является лидером партии, победившей на парламентских выборах. Президент в парламентарной республике
формально является главой государства, но практически не оказывает существенного влияния на управление государством, осуществляя в основном представительские функции. Вместе с тем за ним признается в определенных ситуациях право роспуска парламента и некоторые другие важные права. Однако практически все его акты получают юридическую силу после их визирования (скрепы) соответствующим министром. В президентской республике последовательно проводится принцип жесткого разделения властей: правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Должность премьер-министра отсутствует, в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. При этом президент не имеет права роспуска парламента, а парламент не вправе выражать недоверие правительству. Смешанная форма правления (полупрезидентская или президент-ско-парламентская) сочетает в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик. Так же как и в президентской республике, в республике со смешанной формой правления президент избирается населением, ему принадлежит решающая роль в формировании правительства и его руководстве. При этом, как и в парламентарной республике, имеется должность премьер-министра, парламент вправе выражать недоверие правительству, а у президента имеется право роспуска парламента. На основе формальных признаков республиканский строй Российской Федерации можно определить как смешанный (президент-ско-парламентский), т. е. сочетающий черты президентской и парламентарной республик. Вместе с тем конституционный акцент на полномочиях Президента и практика их реализации, определяющие первостепенную роль Президента в государственном механизме властвования, в политической жизни страны, свидетельствует о том, что, по сути, Российская Федерация может быть охарактеризована и как президентская республика, что она фактически развивается и действует по модели президентской республики.
ГЛАВА 6.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |