Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование в эллинистическую эпоху: структура, задачи и образовательные принципы каждой ступени.



2018-07-06 551 Обсуждений (0)
Образование в эллинистическую эпоху: структура, задачи и образовательные принципы каждой ступени. 0.00 из 5.00 0 оценок




Античное образование обрело свою окончательную форму лишь при поколении, следующем после Аристотеля и Александра Великого. Эта классическая его форма была, говоря в общем, и окончательной. В течение следующих веков классическое образование окончательно избавится от пережитков своего аристократического характера; роль физической культуры последовательно уменьшается в пользу собственно духовных элементов, а среди этих последних художественный и, в частности, музыкальный аспект окончательно отступает перед литературным. Образование, оставаясь в первую очередь нравственным, становится более книжным и, как естественное следствие, более школьным. Школа, укрепляющаяся и развивающаяся как учреждение, постепенно вытесняет молодежный клуб. Именно эллинистическое образование должно быть названо классическим: это образование всего греческого мира, после того как он оправился от потрясений, связанных с завоеваниями Александра и войнами диадохов, последовавшими за его смертью. Оно остается в действии по всему средиземноморскому миру все то время, которое можно на законном основании называть античным. Оно выходит, к тому же, за пределы собственно эллинизма, распространяясь и на римский период. Всюду, где появляются и где начинают жить греки— они тут же принимаются за создание своих институтов, своих образовательных учреждений, начальных школ и гимнасиев. Это оттого, что воспитание есть для них дело первостепенной важности: одинокие в этой чуждой земле, прежде всего, невзирая на влияние со стороны окружения, они желают передать детям свою эллинскую закваску, которой они более всего дорожат; классическое образование есть прежде всего посвящение в греческую жизнь, которое формирует ребенка и юношу исходя из национальных обычаев, приучает его к этому особому жизненному стилю, который отличает человека от скота, эллина от варвара.

Этапы образованияДо семи лет ребенок остается в семье, на руках женщин. Начиная с семи лет — и теоретически вплоть до четырнадцати — простирается школьный период: эквивалент нашего начального образования. Следующий период в некотором смысле венчается сроком формирования гражданской и военной зрелости, эфебией.

этот срок располагается только в конце третьего периода: чаще всего для нее достаточно года, намного реже требуется два и даже три; но всегда между восемнадцатью и двадцатью.

Таким же образом между расставанием с низшей школой и вступлением в эфебию был промежуток, для которого древняя традиция ничего не предусмотрела: это был некий провал, смутный возраст, время знакомства с грязной похотью. Но в эллинистическую эпоху эти годы также употребляются с пользой и посвящаются другим занятиям, и Платон и Исократ уже провозгласили их необходимость — эквивалент нашего среднего образования, обеспечивающий молодежи основательную общую культуру и позволяющий потом перейти к высшему образованию.

Хронологически оно соответствует эфебии; не то чтобы в основном спортивное образование, которое получают в гимнасии эфебы, могло представить собой замену нашего университетского; но в тени гимнасия, обращаясь к юношам-эфебам, развивается настоящее высшее образование, технически совершенное и предоставляющее, как и наше, различные специализации, соперничающие и сосуществующие: риторику, философию, медицину.

Наконец — венчая все — появляются в некоторых привилегированных центрах, прежде всего в Александрии, затем в Пергаме, позднее, в эпоху Империи, в Афинах, научные

учреждения, такие как Музей, где наиболее квалифицированные ученые свободно предаются исследованиям и собирают вокруг себя юных учеников для настоящих семинаров, занятий высшего класса.

Разумеется, в полной форме этот учебный цикл преодолевался до конца лишь незначительной элитой, наделенной как материальными благами, так и духовными дарами. Лишь элементарные ступени открывались для публики более широко; хотя в принципе классическое образование предназначено для свободного человека, иногда к нему допускались и маленькие рабы. Что до молодых девушек, они посещают теперь на тех же условиях, что и мальчики, начальную и среднюю школу и (не только в Спарте) палестры и гимнасии.

В эллинистическую эпоху образование более не является объектом частной инициативы и переходит под управление государства.

Афинская эфебияаттическая эфебия представляется вариантом спартанской «дрессировки» гоплита, приспособленным к демократическим нравам, — это система воспитания, гражданского и прежде всего военного, солдата-гражданина. В общих чертах засвидетельствованное около 370 года, это учреждение получило свою окончательную форму лишь в очень позднюю эпоху — после Херонейского разгрома (338), в силу закона, внесенного, как представляется, Эпикратом и одобренного между 337 и 335 годом. Мы знаем об этом благодаря надписям, которые сообщают о ее регулярном функционировании начиная с 334–333 года.

Она в это время точнейшим образом соответствует обязательной военной службе, как она организована современными государствами. Каждый год в демах поднимали документы гражданского состояния и на их основе составляли список юношей, достигших возраста гражданской зрелости, то есть восемнадцати лет. Этот список проверялся советом. Когда их права гражданства были должным образом установлены, юноши привлекались к двухлетней военной службе под командованием избранных офицеров: первый год проходил в пирейских казармах, где они проходили курс физического и военного воспитания, а на второй год они участвовали в полевых учениях, несли караульную службу в укрепленных пограничных постах и выполняли функции «ополчения». Эфебы содержались за счет государства и носили единую форму: большой головной убор, коротко подстриженные волосы, черная хламида

Эфебы начинают свою службу с официального посещения главных городских святилищ и в конце первого года, став настоящими солдатами и получая оружие, приносят присягу.

победа Филиппа и македонское владычество кладут предел греческой независимости

С потерей независимости гражданское ополчение более не имеет смысла .Эфебия в том виде, прекращает свое регулярное существование. Она не исчезает, но в результате парадоксального развития это учреждение, созданное для службы демократической армии, станет в новых Афинах, где торжествует аристократия, спокойной школой, где богатое меньшинство молодежи пройдет посвящение в утонченности изящной жизни.

Структура образования:«маленький ребенок» (до 7 лет - в семье, на руках женщин), «ребенок» (7-14), «подросток» (14-21 – воспитание эфебов).

В привилегированных центрах (Александрии, Пергаме, позднее в Афинах) появляются научные учреждения (Музион), где ученые предаются исследованиям и передают их ученикам; в полной форме - лишь для незначительной элиты, для публики - лишь элементарные ступени.

Возрастает роль гимнастики (но не военной!); художественного образования – прежде всего, музыкального; но II в. до РX появляется и чисто интеллектуальное образование (словесность и философия)

Образование переходит под управление государства, но он имеет муниципальный характер.

Важна роль «педагога» – не учитель, а гувернер, слуга, в чьи обязанности входит сопровождать ребенка школу.

Важность в воспитании занятий словесностью. На каждом из трех уровней грамматических занятий – специальный наставник. На начальном – грамматист , на продолжающемся – грамматик, на старшем – ритор.

Тенденция эллинистической эпохи: в начале периода физическая культура занимает почетное место, утро начинается с нее, послеполуденное – в школе учат читать; в дальнейшем влияние словесности растет, и день начинается именно с нее.

Культура позднего эллинизма (несмотря на усилия Платона) по-прежнему укоренена в поэзии, а не в науке, образование ориентировано не на развитие ума, а на передачу литературного наследия, представленного великими шедеврами (Гомер, Гесиод и пр.). Но словесное образование пользовалось плодами расцвета филологии, высоко развитой в эллинистическую эпоху.

Начальная школа (грамматист): чтение, заучивание наизусть, письмо и счет.

Средняя (грамматик) - над каждым автором: критика текста, чтение, объяснение, суждение. Ученику предлагается: 1) резюме; содержание эпопеи); 2) «выразительное чтение» (отсутствие пробелов между словами и пунктуации делало этот процесс важным); 3) объяснение текста, буквальное и литературное; 4) «суждение», но ее направленность не эстетическая, а моралистическая, поиск в летописях прошлого героических примеров «человеческого совершенства». Эллинистическая педагогика извлекает из поэтов (прежде всего из Гомера) моральные учения, аллегорически истолковывая мифы.

Начиная с I века до РХ изучение поэтов в средней школе дополняют тем, что получило наименование «техникой» (методическим изучением элементов языка) и элементарными упражнениями в литературных сочинениях.

Занятия словесностью исчерпывают программу среднего образования: изучается квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия), но со временем они перемещаются в высшую школу.

Высшая школа: не столь единообразна по своему характеру и уровню.

Подлинно просвещенный человек – прошедший одну из двух форм высшего образования: философскую и ораторскую (уже обозначенные Платоном и Исократом); первенство риторики.

Риторика: из трех разновидностей речей - речи-рассуждения, речи судебной и речи торжественной - первые две отошли на второй план из-за упадка полисной системы, процветание торжественной речи в форме лекции. Обучение риторике: теория, подражание, практические упражнения (формальные рамки и правила не препятствуют оригинальности мысли и мудрости).

Философия: удел меньшинства, элиты духа; выбирая философию, идет на разрыв с общепринятой культурой, литературной, ораторской и эстетической ориентации.

Соперничество риторов и философов, хотя философ не чужд риторики, а ритор – философии.

Сохраняются и гимназии эфебов: акцент смещается с военной подготовки на интеллектуальную культуру, спортивное воспитание дополняется уроками, лекциями, прослушиваниями; уроки «грамматиков, философов и риторов»; за одной или несколькими беседами для эфебов нередко приглашают лекторов, оказавшихся в городе проездом (характерная черта эллинистической цивилизации - «бродячие поэты», артисты, философы, риторы, медики). Есть учебная библиотека; объявляются конкурсы по предметами, «относящимся к филологии».

Пример высокого научного образования: преподавание в Александрийском Музее; воплощение в более крупном масштабе и в государственных рамках философского сообщества, созданного первыми пифагорейцами, подхваченного Академией, Ликеем, Садом Эпикура. Хотя Музей был научно-исследовательским, а не образовательным центром (ученые и эрудиты на содержании Лагидов не имели необходимости вести занятия), все же это был центр распространения высших знаний). Примеры других Музеев – заведений университетского типа.

Но ни одна из дисциплин, связанных с определенным ремеслом, в эллинистическую эпоху не становится предметом регулярного обучения - за исключением медицины. Есть профессиональные адвокат, стряпчие, но не удается обнаружить юридических школ.

Медицинские школы: войти в окружение практикующего врача и пройти с ним посвящение в ремесло; хотя представлен и теоретический аспект: чтение и комментирование классиков (Гиппократ…), рассуждения о принципах биологии и терапевтики.

Основные периоды истории богословского образования древнего христианства; понятие «богословская школа»; христианское просвещение до появления определенно выраженных богословских школ.

А) Богословская школа – это образовательное учреждение с богословским направлением или объеденное общим местом, единством методологии, преемством проблематики и результатов школа.

Сведения относительно становления церковного образования весьма скудны, и можно только предполагать, что процесс этот проходил достаточно долго и медленно, причем далеко не всегда однородно в различных географических областях. С первых же веков началась катехизация в Церкви для становления жизни в Боге.

I век по РХ – апостольские времена, возникновение церковного учительства, но служение дидаскалов (учителей) переплеталось со служением пророков и апостолов. Мужи апостольские - Дидахэ, гл. 11 об учителях. К концу века существовало уже служение учительства, большинство учителей – дидаскалов странствовали, переходя из одной христианской общины в другую, в крупных общинах дидаскалы могли обрести постоянное место жительства, они занимались: оглашением, наставлением в основах христианской веры, при этом с различными подходами к язычникам и иудеям. Богословское просвещение - апостолы; учителя - прилагается к апостолам, к епископам и пресвитерам, НО! Встречаются учителя ни епископы, ни пресвитеры. Апостольство – благовествование народам о Христе, ловля человеков; преподано Богом особо избранным, оно уникально и в непосредственном смысле слова безпреемственно. Пророки – возвещать волю Божию; были ветхозаветные и новозаветные (Агав из Иерусалима (Деян. 11-28). В Антиохийской Церкви были Иуда Варсавва и Сила. В Коринфской церкви несколько пророков, в Кесари пророчествующие дочери диакона Филиппа. Мужи апостольские.

II век – Распространение христианства в образованных слоях общества. Учительство принимает несколько иной характер. Среди христиан появляются обращенные философы, например Иустин Философ, который открыл частную школу Риме, в Александрии – Афинагора также открыл школу; они существовали непродолжительный период и были только лишь относительно церковные заведения. Появляются катехизические школы или огласительные училища, вырабатывающие катехизический метод (вопросно-ответный) обучения – ключевой для всего средневековья. Богословское просвещение Апологеты. Первая школа - в Ефесе, ученики ап. и ев. Иоанна Богослова, из Ефеса в Рим, в Антиохию.

В первые 2 века земного бытия Церкви вряд ли можно говорить о достаточно четко оформившихся богословских школах, но появление в дальнейшем Александрийской и Антиохийской школ изменит ситуацию.

III – V век – оформляются богословские школы как учебные заведения и направления.



2018-07-06 551 Обсуждений (0)
Образование в эллинистическую эпоху: структура, задачи и образовательные принципы каждой ступени. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование в эллинистическую эпоху: структура, задачи и образовательные принципы каждой ступени.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)