Исторические типы государства и права: понятие, основные подходы к типологии.
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства. Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. Подходы к типологии государств: 1.формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; цивилизационный подход. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; класс, инструментом власти которого становится государство; социальное назначение государства. Формационный подход выделяет следующие типы государств: рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. Формационный подход имеет следующие достоинства: продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Недостатки: односторонность; не учитываются духовные факторы. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: современных и древних; западных, восточных, православных и др. 2.В цивилизационном подходе различают следующие признаки:хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. Положительные черты цивилизационного подхода: выделение духовных, культурных факторов; более четкая типология государств. Недостатки: низкая оценка социально-экономического фактора; преобладание типологии общества над типологией государства. 3. Либертарно-юридический подход. “История человечества — есть история развития свободы” — именно эта идея положена в основу данного подхода. По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и римскому — демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех. 4.Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права — это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса. 1 тип государств — этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно принадлежность к “титульной нации” гарантировала не только известную меру свободы, но и возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права. 2 тип — сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому, что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным межсословным неравенством. 3 тип — государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия. 4 тип — гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством. 5. Типология государств М. И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева “Типология и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории” (т. 3, вып. 1–2, 1905 г.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств: 1) город-государство; 2) восточная деспотия; 3) феодальное поместье-государство; 4) сословная монархия; 5) западноевропейская и абсолютная монархия; 6) конституционное государство. 6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения (Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа: 1) обычное право; 2) каноническое право; 3) светское право. В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева, выделяющего четыре ступени в истории позитивного права: • право сильного — доцивилизованная стадия правового развития, на которой право принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях; • кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система привилегий, сословные традиции); • право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все веления, исходящие от государства; · право гражданского общества — представляет собой систему норм, которая базируется наестественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарныхценностей.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |