Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий



2019-05-23 8781 Обсуждений (0)
Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 4.86 из 5.00 7 оценок




3.1. Название методики, автор: Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)

Цель: определить уровень развития самостоятельности у ребенка

Диагностические показатели: самостоятельность собственных действий.

Возрастной диапазон: 2-7 лет

Источник информации: родители, дети, воспитатель.

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция:

Показатели самостоятельности

Частота проявлений

Никогда Иногда Часто
Умеет найти себе дело      
Имеет свою точку зрения      
Не обращается за помощью к сверстнику      
Не обращается за помощью к взрослому      
Стремиться все делать сам      
Доводит начатое дело до конца      
Без указания взрослого убирает вещи, посуду, игрушки.      
Самостоятельно решает конфликты со сверстниками      
Не заботиться о том, что бы все были в согласии с большинством      
Негативно относиться к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстника      
Без напоминания выполняет порученные дела      
Может играть один      

Карта проявлений самостоятельности заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.

Обработка результатов: Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла; высокий - 25-48 баллов.

3.2. Название методики, автор: Методика«Особенности проявления воли дошкольников» (Геворкян Р. М.)

Цель: определение уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение.

Диагностические показатели: самостоятельность собственных действий.

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень самостоятельности детей:

Показатели Баллы
Организация деятельности и поступков без посторонней помощи  
Выполнение решений без напоминаний  
Умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства  
Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность  
Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач  
Сумма баллов  

 

Каждый показатель оценивается в баллах: если показатель проявляется в поведении ребёнка редко, то ставят 1 балл, если иногда, то 2 балла, если часто или всегда, то ставят 3 балла. Полученные данные фиксируются в протоколе. Поведение каждого ребенка анализируется отдельно; делаются выводы относительно адекватности действий и соответствие особенностям детей.

Обработка результатов: Сумма баллов, набранная ребёнком, свидетельствует об уровне самостоятельности:

Высокий уровень (14-15 баллов): ребенок стремится к решению задач деятельности без помощи взрослых; умеет поставить цель деятельности, не опираясь на указания, при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач без напоминаний, при этом без упрямства может отстоять свое мнение.

Средний уровень (9-13 баллов): ребенок стремится к решению задач деятельности однако иногда требуется помощь взрослого; умеет поставить цель деятельности, но опирается на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняет решение задач с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.

Низкий уровень (5-8 баллов): ребенок не стремится к решению задач деятельности, ему всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеет поставить цель деятельности, не может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.

3.3.Название методики, автор:Тест на развитость самоконтроля     (А.М. Щетинина)

Цель:определение уровня самоконтроля своих эмоциональных состояний в ситуациях неудачи.

Диагностические показатели: саморегуляция собственных действий.

Возрастной диапазон:5-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция:Ребенку демонстрируются 4 карточки (Приложение №3) по очереди с изображением детей, у которых не получается какое-то действие. Инструкция для ребенка звучит так: «Посмотри на эту картинку. Кто на ней изображен? Что делает мальчик (девочка)? Почему не получилось это сделать?».

Интерпретация результатов:  Если ребенок видит причину неудачи в действиях мальчика (девочки) и предлагает потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь – ответ оценивается в 1 бал. Если причина неудач фиксируется на окружающих предметах – ответ оценивается в 0 баллов. Максимально возможная оценка результата – 4 балла.

3.4. Название методики, автор: Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева)

Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность.  

Диагностические показатели: саморегуляция собственных действий.

Возрастной диапазон: 6-7 лет.

Источник информации: ребенок.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Материал: подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1 парную разрезать на 4 части по диагоналям).

Инструкция:  Проводится индивидуально и состоит из 4 серий. 1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них. 2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, показывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, способ действия не показывают. 3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и предлагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ действия не показывают. 4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят собрать из этих частей как можно больше открыток. Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение. Время выполнения задачи не ограничивается.

Обработка результатов:  Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятельность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями.



2019-05-23 8781 Обсуждений (0)
Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 4.86 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)