Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка подходов о размещении советского контингента на территории Афганистана



2019-05-24 200 Обсуждений (0)
Оценка подходов о размещении советского контингента на территории Афганистана 0.00 из 5.00 0 оценок




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

Доклад эксперта III Исторической модели Совета безопасности

«ПРЕБЫВАНИЕ ВОЕННОГО КОНТИНГЕНТА СССР НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА»

 

Белгород 2019

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Историческая справка……………………………………………………4

Оценка подходов о размещении советского контингента на территории Афганистана……………………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………7

Список источников и литературы…………………………………………9

 

Введение

Географическое положение Афганистана на протяжении всей истории страны создавало условия для постоянной борьбы между ведущими мировыми и региональными державами за обладание данной стратегически важной территорией. С другой же стороны, выгодное геополитическое расположение Афганистана между Южной и Центральной Азией, а также Ближним Востоком, гарантировало построение выгодных экономических, культурных и политических связей в рамках региона.

Однако во второй половине ХХ века роль и место Афганистана в системе международных отношений, как отмечал кандидат политических наук Ш. Акмалов, выражались в высокой степени конфликтогенности, сопровождающейся идеологическим и политическим противостоянием[1].

Данный аспект значительно ослабил государственно-административный аппарат страны, не способный в дальнейшем контролировать в полном объеме военно-политическую ситуацию в рамках собственных территориальных границ, а также за их пределами. Тем самым, нестабильная обстановка в Афганистане дестабилизировала систему региональной безопасности.

Главной проблемой Афганистана к 1979 году стало именно отсутствие гарантий на обеспечение безопасности мирными средствами. Провокационная политика западноевропейского блока в отношении СССР посредством поддержки оппозиционных сил, лояльных к советам, порождала идеи к применению военной силы и превращению гражданской войны в инструмент локального противостояния между сверхдержавами.

 

Историческая справка

Дипломатические отношения между СССР и Афганистаном были установлены в 1919 году. Несмотря на то, что в правительственных кругах Афганистана смена власти была обычным делом (свержение эмира Амануллы консервативно настроенным эмиром Хабибуллой в начеле 1929 года, в сентябре этого же года - «коронация» эмира Надир-шаха и провозглашение новой династии, в ноябре 1933 года – его убийство и восхождение на престол сына Надир-шаха, Мухаммеда Захир-шаха и т.д.), речи о разрыве дипломатических отношений никогда не возникало.

 К слову, с 1954 года можно заметить тенденции по укреплению отношений между двумя государствами, несмотря на активизацию афганским премьер-министром Мухаммедом Даудом социально-экономических реформ. Одной из основных предпосылок выстраивания двустороннего военного, экономического, финансового сотрудничества между СССР и Афганистаном выступило нежелание США оказывать последнему необходимые субсидии и вкладывать инвестиции в его экономику по случаю  и ухудшения отношений между Афганистаном и Пакистаном, который на тот момент играл ключевую роль в выстраивании американской внешнеполитической деятельности в Центральной Азии.

Однако отношение к Советскому Союзу в лице афганского истеблишмента  стало кардинально меняться с 1973 года. 17 июля этого года результатом очередного государственного переворота произошла смена режима, в результате которой генерал М. Дауд возглавил новое республиканское государство после свержения монархии. Он, в частности, критически относился к многолетнему феномену советского влияния на внешнюю политику Афганистана. В целях дистанцирования от ярко выраженной зависимости от СССР в военной и экономической сфере, М. Дауд укреплял отношения в этих областях с Индией и Египтом, одновременно выстраивая нейтральные отношения с советским руководством.

В 1978 году отношения между СССР и Афганистаном претерпели еще более эволюционные изменения и породили новый формат двустороннего сосуществования. По результатам Саурской революции  27 апреля этого года был свергнут М. Дауд, а пост премьер-министра страны занял Н. Тараки, одновременно являющийся председателем Народно-демократической партии Афганистана (НДПА).

Эволюция двусторонних отношений определялась системным кризисом НДПА, в которой, по данным КГБ при Совете Министров СССР в Кабуле, уже несколько лет велась ожесточенная борьба за власть. Основой междоусобной борьбы между Нур Тараки, выступавшим за пролетарские идеи с использованием радикальных методов, и Бабраком Кармалем, выступающим за демократические преобразования с использованием парламентских преобразованиих, являлись, как мы видим, идеологические разногласия.

Подобный характер внутриполитической ситуации не мог остаться без внимания СССР. В личном обращении к руководителям организаций «Парчам» и «Хальк», лидерами которых и являлись Б. Кармаль и Н. Тараки соответственно, заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС Ульяновский Р.А. настаивал «на необходимости прекращения междоусобной борьбы, воссоединения обеих группировок в единой партии и сосредоточении их совместных усилий на поддержке республиканского режима в стране»[2]. 

Качественно новый этап взаимоотношений между Афганистаном и СССР во второй половине 70-х годов определялся настороженным вниманием советского руководства к революционной деятельности Н. Тараки. Сам премьер министр неоднократно обращался к СССР за военной помощью в целях борьбы с радикальными военными подразделениями, бежавшие на территорию Афганистана, но постоянно получал отказ.

Так, по окончании своего визита в Москву 28 марта 1978 года в конце разговора Н.Тараки отметил следующее: «Существует три вида поддержки: экономическая, политическая и военная. Два вида помощи вы нам оказываете, а как вы поступите, если на нашу территорию будет совершено нападение извне?» Советская сторона в лице А.Н. Косыгина ответила таким образом: «Если будет иметь место вооруженное вторжение на вашу территорию, то это будет совершенна иная ситуация [3; переч. 14, док.26, л.4-5].

 

Оценка подходов о размещении советского контингента на территории Афганистана

Критичность просьбы Н. Тараки оценивалось советским руководством как возможный удар по имиджу и репутации государства. Данный фактор объяснялся следующими причинами.

Во-первых, Н.А. Косыгин, являясь председателем Совета министров аргументировал просьбу Н. Тараки о введении советского контингента на территорию Афганистана следующим образом: «Ввод наших войск на территорию Афганистана сразу же возбудит мировую общественность, повлечет за собой резко отрицательные, многоплановые последствия. Это, по существу, будет конфликт не только с империализмом, но и конфликт с собственным народом. Наши общие враги только и ждут того момента, чтобы на территории Афганистана появились советские войска. Это им даст предлог для ввода на афганскую территорию враждебных вам воинственных формирований. Мы тщательно изучили все аспекты возможного ввода войск и пришли к выводу, что если ввести войска, то обстановка в вашей стране не только не улучшится, а наоборот, осложнится. Нельзя не видеть, что нашим войскам пришлось бы бороться не только с внешним агрессором, но и с какой-то частью вашего народа. А народ таких вещей не прощает…».

Подобная настороженность была в дальнейшем подтверждена З. Бжезинским, который в свое время занимал должность советника президента Картера. Так, бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс утверждал в своих мемуарах, что американские спецслужбы начали помогать афганским моджахедам за шесть месяцев до советского вмешательства. На что З. Бжезинский дал такой ответ: «согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть после того, как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, державшаяся в секрете до сегодняшнего дня, является иной: на самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой я ему объяснил, что по моему мнению эта помощь повлечёт за собой советское военное вмешательство.

Вторая причина отрицательного ответа на просьбу сопровождалась неразумностью введения советского военного контингента в Афганистан. Данный аспект понимался руководством СССР нестабильностью афганской государсвенно-административной системы, выраженной в расколе партии и необдуманной политике членов правительства в области ряда необоснованных репрессий. В стране сохранялся примитивный уровень форм хозяйственной системы, был заметен крайне низкий экономический и социальный потенциал государства с критически низким уровнем грамотности населения, проявление признаков сепаратизма и форм национализма, подпитанные идеями религиозного фанатизма и т.д.

И, наконец, в-третьих, по мнению Л.И. Брежнева, ввод советских войск в Афганистан означал бы для СССР статус агрессора, так как в Афганистане не существовало никакой военной экспансии извне. Но терять партнера в Центральной Азии категорически было не выгодно.

 

 

Заключение

Как и следовало ожидать, реакция мирового сообщества по случаю введения советского военного контингента на территорию Афганистана сопровождалась повсеместной критикой. В таком случае перед ним встала задача выработать определенную систему мер, объясняющих правомочность подобного рода действий. Основным аргументом пропагандистской акции в защиту ввода войска выступило послание от лица ЦК КПСС СССР коммунистическим руководствам стран ОВД и Афганистану в частности, в содержании которого подчеркивалось следующее: «Новое государственное и партийное руководство во главе с Кармалем Бабраком обратилось к СССР с просьбой об оказании военной поддержки. Глава 4 Договора от 5 декабря 1978 года предусматривает это» [3; док.7. л.1].

 

 



2019-05-24 200 Обсуждений (0)
Оценка подходов о размещении советского контингента на территории Афганистана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка подходов о размещении советского контингента на территории Афганистана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)