Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



2019-05-24 227 Обсуждений (0)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




ДОМАШНЯЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему «Государственные заказы в системе государственного регулирования экономики»

 

 

Выполнила студент гр.237334/0003

_______________Т.С. Романова

 

Проверил доцент, к.э.н.

_______________М.В. Иванов

 

Санкт-Петербург

2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4

1.1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА.. 4

1.2 ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ.. 5

1.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ, КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 6

1.4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСЗАКАЗА.. 7

1.5 СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА.. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.

Во всем мире основным способом реализации сервисных функций публичной власти является формирование и размещение государственного заказа. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.

Преобладающим способом размещения государственного заказа является конкурс, при этом приоритет отдается открытому конкурсу. Не только публичный характер власти и специфика расходования бюджетных средств подталкивают к необходимости ведения конкурсных механизмов размещения государственного заказа. Подобные механизмы позволяют за счет использования конкурсных рычагов достичь существенной экономии бюджетных средств, улучшить качество предоставляемых населению услуг, укрепить дисциплину исполнения заключаемых в рамках соответствующих процедур контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в настоящее время в свете кризисных явлений в мировой экономике назрела потребность в инструментах государственного регулирования экономики нового качества. Такие инструменты должны основываться на кооперации общественного и частного секторов. Одним из таких инструментов является государственный заказ. В современных сложных социально-экономических системах деятельность по созданию общественных благ осуществляется частным сектором по заказу общественного и оплачивается средствами государственных бюджетов. При этом государственный заказ, с одной стороны, является рядовой сделкой купли-продажи на рынке, с другой - обладает нерыночной природой, выполняя ряд дополнительных регулятивных функций - социальную, структурную, ценового регулирования. Таким образом, применение государственного заказа позволяет расширить государственное влияние на экономику, кардинально не нарушая рыночных принципов.

Цель данной работы является рассмотрение особенностей государственного заказа в РФ, системы его размещения, сформулировать основные цели и функции государственного заказа.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

 

Важнейшим инструментом и экономическим методом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.

Существует несколько определений к понятию государственный заказ:

1) государственный заказ – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство;

2) государственный заказ – совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета;

3) государственный заказ – предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров, работ, услуг для федеральных и региональных государственных нужд.

В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.

Государственный заказ отличается, прежде всего, тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и потребности органов местного самоуправления.

 

 

1.2 ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ

 

Система государственных заказов имеет своей целью удовлетворение интересов участников государственного заказа: поставщика (функционирование в здоровой конкурентной среде, обеспечение рынка сбыта); государственного органа – заказчика (борьба с коррупцией, экономия бюджетных средств, приобретение товара, качество которого соответствует необходимым требованиям); общества – конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене, приобретаемого посредством государственных закупок).

Основная цель государственного заказа – удовлетворение общегосударственных потребностей, решение важнейших социальных и экономических проблем. Его можно рассматривать как правовой акт, в котором находят отражения задания по объему, стоимости, срокам изготовления и поставкам продукции, выполнению работ, услуг, необходимых для нужд государства.

Главной целью эффективности госзаказа является разумное и целенаправленное расходование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов при государственных закупках промышленной продукции и товаров, выполнении работ и получении услуг в государственных целях. Независимо от способов размещения госзаказа, главными условиями эффективности и основными целями государственных заказов, в конечном счете, являются обеспечение в полной мере государственных нужд и рациональное использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов при реализации госзаказа.

Целью построения государственной контрактной системы госзаказа является обеспечение выполнения публичных обязательств государства при эффективном использовании ресурсов посредством реализации единого цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения государственных контрактов, который не может существовать без эффективного процесса планирования. Подобная организация системы государственных заказов позволяет осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг соответствующего потребностям заказчика качества.

С позиций государства государственные заказы выполняют следующие функции:

1) являются важным элементом поддержки отечественных производителей, так как подавляющая доля товаров, услуг и работ, включаемых в систему государственных закупок, составляют именно товары (работы, услуги) произведенные отечественными организациями;

2) развитие системы госзаказов позволяет расширять реальный платежеспособный спрос на товары, что в свою очередь создает благоприятные мотивационные условия для развития отечественного производства;

3) конкурсная основа размещения госзаказа расширяет поле для развития нормальной конкуренции между отечественными производителями. Как следствие этого, создаются условия для производства более качественной продукции, а, кроме того, возможно более эффективное использование бюджетных средств;

4) в условиях рыночной экономики, в системе которой возможны непредсказуемые процессы, через госзаказы государство гарантирует поступление продукции, необходимой для

 обеспечения государственных нужд.


 

 

1.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ, КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Важнейшим инструментом и экономическим методом государственного регулирования экономики является государственный заказ. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.

Государственный заказ реализуется государственным заказчиком путем проведения конкурсного отбора исполнителей с последующим заключением договора между государственным заказчиком и организацией - исполнителем, победительницей конкурса.

Государственный заказ в разных странах называется по-разному: государственный заказ, государственный рынок, контрактная система во Франции или федеральная контрактная система в США. Задачи госзаказа состоят в формировании портфеля заказов товаропроизводителю на поставку потребителям заданного количества продукции, выполнение конкретных видов услуг и работ. Он обеспечивает оптимальные пропорции между спросом и предложением, выполнением функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды. Выгодность государственного заказа определяют:

1) гарантированный сбыт;

2) цены;

3) налоговые льготы и др.

Государственный заказ осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

Поставки и закупки товаров проводятся в целях:

1) выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными договорами;

2) выполнения целевых программ;

3) создания и поддержания государственных материальных резервов;

4) поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности;

5) государственной поддержки устойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно – коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;

6) проведения геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий;

7) удовлетворения нужд государственного управления.

Заказына поставку товаров для государственных нужд размещаются на конкурсной основе. Исключение составляют предприятия – монополисты по производству или продаже некоторых видов товаров: они обязаны заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд. В случае необоснованного уклонения от заключения контракта они несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться:

1) кредиты на льготных условиях;

2) льготы по налогам и другим платежам в бюджет;

3) целевые дотации и субсидии;

4) приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами;

5) другие льготы.

 

1.4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСЗАКАЗА

 

Основу системы удовлетворения государственных нужд с помощью конкурсных процедур составляют определенные принципы, которые можно разделить на две группы.

Первую группу принципов составляют так называемые “свойства торгов”, т.е. без них будет под вопросом само существование конкурсной системы.

1) Прозрачность (гласность) подразумевает широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно - правовой базе закупок.

2) Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.

3) Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также законность и цивилизованность построения договорных отношений.

Вторая группа принципов связана с затратами (издержками), возникающими в ходе конкурсного размещения заказов и выполнения других процедур, связанных с государственными закупками. Используя данные принципы, можно оценить правильность организации закупок.

1) Экономичность означает, что затраты на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимых норм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности, должны быть минимально возможными. Особо следует подчеркнуть, что снижение затрат должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов.

2) Эффективность является основным критерием результативности проведения закупок. Эффективность закупки может быть достигнута за счет внедрения конкуренции на рынок. Учитывая специфику рынка государственных закупок, конкуренция может быть внедрена путем проведения конкурсов (торгов), в которых может принять участие любой желающий. Она подразумевает осуществление закупки требуемой продукции с максимальной выгодой для покупателя, в качестве которого выступает государство. Причем для государства выгода может быть прямая (экономия средств) и косвенная (борьба с коррупцией, стимулирование конкуренции, поддержка собственных товаропроизводителей, расширение налоговой базы и т.д.).

Дополнительно выделяют следующие принципы:

1) Законность деятельности государственных заказчиков. Все действия заказчиков должны быть определены законодательными и нормативными документами. Данный принцип подразумевает строгое соблюдение государственными заказчиками установленного порядка процедур проведения закупок, включая выборы методов закупки в зависимости от объема и характера приобретаемых товаров и услуг.

2) Осуществление контроля над процессом размещения государственного заказа. Контроль предполагает и ответственность заказчика (должностных лиц) за нарушения законодательства, и эффективность проведенной закупки.

 

 

1.5 СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

 

С 1 января 2006 года действует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

С этого момента существенно усложнилась и неоднократно менялась процедура размещения государственного и муниципального заказа. При размещении государственного и муниципального заказа, все материалы по проведению торгов подлежат опубликованию в официальных СМИ и размещению на официальном сайте в сети Интернете. Это привело к созданию единого доступного информационного пространства. Любые ошибки, в том числе и технические государственных и муниципальных заказчиков при проведении процедур выносятся на всеобщее обозрение. Все эти факторы почти полностью исключают переделку или доведение документов «задним числом».

Государственный заказ размещается, в основном, среди частных предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.

Заказ может размещаться двумя способами:

1. Путем проведения торгов:

1) конкурс (победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного контракта, заявке на участие которого присвоен первый номер);

2) аукцион (победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта).

И конкурс, и аукцион могут проводиться в открытой и закрытой форме. Важно отметить, также, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона.

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане.

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

1. На федеральном уровне контроль осуществляют:

· Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ

· Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ)

· Органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).

2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.

3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

2. Без проведения торгов:

1) запрос котировок (размещение заказа, при котором информация о потребностях учреждения (организации) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта);

2) у единственного поставщика (размещение заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику);

3) на товарных биржах (в Закон введена глава по размещению заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах на сумму, превышающую 5 000 000 руб.; порядок размещения заказов устанавливается Правительством Российской Федерации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный заказ – это предложение или поручение уполномоченных государственных, региональных и муниципальных органов на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров в целях удовлетворения государственных, региональных и муниципальных нужд и потребностей, в том числе для реализации государственных, региональных, муниципальных и международных целевых программ, за счет средств соответствующих государственных, региональных и муниципальных бюджетов, а также специализированных фондов и других внебюджетных источников финансирования.

Заказы могут размещаться путем проведения торгов (конкурс, аукцион) или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).

Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

При этом стоит учитывать, что при размещении государственных заказов должны соблюдаться определенные принципы: прозрачности, равенства, ответственности, эффективности, экономичности, законности, а также принцип контроля.

Процедура размещения государственных заказов основывается на законодательных нормативных актах, важнейшее значение среди которых имеет Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Государственный заказ является формой прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Используя государственный заказ как инструмент регулирования государство, привлекает частного предпринимательства к обеспечению устойчивости экономического развития, решению актуальных социально-экономических задач.

Государственные закупки жизненно важный весомый компонент национальной экономики. Выбранная тема «Государственный заказ в системе государственного регулирования экономики» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".(дата обращения 03.03.2019 г.)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"(дата обращения 07.03.2019 г.)

3. Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. М., 2008 (дата обращения 11.03.2019 г.)

4. Основные принципы размещения государственного заказа – Режим доступа: http://urp.volcity.ru/business_foundation/state_order/ (дата обращения 09.03.2019 г.)

5. Способы размещения заказов для государственных нужд– Режим доступа: http://www.vkursedela.ru (дата обращения 01.03.2019 г.)

 

 



2019-05-24 227 Обсуждений (0)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)