Музыкотерапия как средство развития способностей школьников
Характерной особенностью музыки является сильное и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Доказано, что слушание музыкальных произведений даже в дородовой период чрезвычайно важно для последующего развития человека (считается, что у женщины родится красивый ребенок, если она, вынашивая его, окружает себя красивыми вещами и слушает красивую музыку). Многие взрослые незаинтересованно относятся к обучению своих детей музыке, объясняя это отсутствием у ребенка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его развития у всех разный. Кроме того, музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. Музыкальное развитие является важной составляющей фундаментального воспитательного процесса. Развивать музыкальные способности, воспитывать эмоциональную «отзывчивость» позволяют современные музыкальные технологии, одной из которых является музыкотератшя . Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. Еще в античном мире было замечено, что музыка обладает лечебным эффектом. Первым заговорил о влиянии музыки на организм человека Пифагор, который научно объяснил лечебное воздействие музыки. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была эвритмия — способность человека находить наиболее близкие ему ритмы в окружающем мире и воплощать эти ритмы в пении, танцах, собственных мыслях. Он считал, что музыка способствует оздоровлению тех, кто использует ее надлежащим образом, поэтому прописывал своим знакомым «музыкальное понуждение»: с помощью смещения диатонических, хроматических мелодий «поворачивал» человека к противоположному состоянию души, а вечером, когда его ученики отходили ко сну, при помощи музыки освобождал их от дневной смуты, взволнованного состояния, обеспечивая хороший сон. Аристотель доказывал, что музыка влияет на душевное состояние, и мы неодинаково относимся к ладам. Фригийский лад действует возбуждающе, под него призывали в бой, на войну, а для воспитательных целей лучше всего подходит лад дорийский. Некоторые мелодии укрепляют в человеке чувство прекрасного, другие вызывают жестокость. В дореволюционной России известные ученые подтверждали благотворное влияние музыки на человека. Психолог, физиолог и врач В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности дыхательной и нервной систем человека, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбужденный темперамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Из этого вытекает возможность применения дыхательных, артикуляционных упражнений, помогающих устранить или смягчить присущие ребенку непоседливость, утомляемость, замкнутость. Постоянно растет интерес к музыкотерапии современных педагогов и психологов. Российские ученые М. Догель, Н. Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц. Г.П. Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на активизацию деятельности человека и повышение интереса к ней, на развитие у детей внимания, памяти, внутренней собранности. Немецкий педагог Юта Брюкнер в книге «Музыкотерапия для детей» детально рассмотрела виды детской музыкотерапии, включая пантомиму, и различные способы распознавания эмоций — главного компонента музыкальности. В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество, благодаря которому всему миру стало известно, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Опираясь на многочисленные исследования и эксперименты, можно утверждать: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Полезным является восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков. Наибольшее положительное воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, пока еще необъясненный, так и назвали: «эффект Моцарта». Элементы музыкотерапии мы включаем в уроки музыки и внеклассные занятия, помогая своим воспитанникам усваивать учебный материал по музыке и другим школьным предметам, вызывая у них искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. В целях музыкотерапии мы используем прежде всего классическую музыку, но не забываем и о произведениях современной легкой музыки, в том числе джаза. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Под нежную, медленную и успокаивающую музыку школьники учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть, принять удобную позу, расслабиться, сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром, не заглушая текста. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием. Нельзя использовать произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби. Для того чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Перед прослушиванием музыки рассказываю, как однажды ученые в качестве эксперимента поместили несколько человек в сурдокамеру, а через несколько дней дали им послушать музыку. Это был Второй концерт С. Рахманинова. Музыка просто ошеломляюще подействовала на участников эксперимента, вызвав настоящую эмоциональную бурю. Объяснить это нетрудно: в тишине человек чувствует музыку острее и тоньше, всем своим существом, всей душой. Предлагаю учащимся: «Проведем и мы эксперимент: посидим тихо и послушаем музыку». Организованные учеными наблюдения показали, что сильное физиологическое воздействие на организм ребенка производят только хорошо известные мелодии, поэтому перед прослушиванием музыкального произведения полезно наиграть и напеть основные темы, которые будут в нем звучать. Тогда произведение станет более доходчивым для учащихся. Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека, в том числе ребенка, оказывает пение. По утверждению многих педагогов и врачей-фониатров, вокальной моторике, т.е. пению, следует отвести решающую роль и в развитии музыкальных способностей, в частности музыкального слуха. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает координацию слуха и голоса, а правильно поставленная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Голос — своеобразный индикатор здоровья человека. Он должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Состояние голосового аппарата влияет -на общее само- чувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Так называемое певческое вибрато является для организма хорошим вибромассажем, и недаром певец с правильно поставленным голосом поет не уставая. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокала, обратил внимание на такую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Одно из упражнений А.И. Попова: потянитесь, поиграйте всеми мышцами. Расслабьте плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней; долгий распев одного слова развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначают детям с заболеванием дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Качество певческого вдоха — бесшумность. Такой вдох при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически выполняет основную установку дыхательной мускулатуры. После занятия вокалотерапией дыхание становится более экономным, а это напрямую влияет на повышение работоспособности человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы. Медленное глубокое дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. К дыхательным упражнениям относятся глубокое дыхание, ритмическое дыхание с задержкой. При таком дыхании диафрагма интенсивно массирует внутренние органы. В этом заключается одно из положительных влияний пения на здоровье человека.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |