Построение проблемного занятия-игры «Суд над Сократом»с элементами дискуссии.
Полный вариант сценария.
Цель занятия:в игровой ситуации реконструировать историческое событие, имевшее место в действительности – суд над мудрецом Сократом. Занятие-игра – реконструкция воображаемой ситуации, поскольку суд над мудрецом был, однако в данной ситуации основан не только на воспроизведении спора обвинителей и защитников Сократа, но и включает в себя элементы дискуссии. Занятие призвано способствовать развитию образных, логических и оценочных суждений студентов (юристов и не-юристов).
Опережающее задание и подготовка . Все студенты тщательно изучают диалог Платона «Апология Сократа». Предлагается список дополнительной литературы:
Великий греческий мудрец. М., 1991.
М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция. М., 1995
А.А. Гусейнов. Великие моралисты. М., 2008.
А. Домбровский. Чаша цикуты. М., 1997
Ф.Х. Кессиди. Сократ. Ростов н/Д, 1999
А.И. Немировский. Суд над Сократом. В кн. «Книга для чтения по истории Древнего мира». М., 1981
В.С. Нерсесянц. Сократ. М., 1984.
Ю.А. Фанкин. Осуждение Сократа. М., 1986
Распределение ролей.
Один из студентов выступает в роли Платона – ученика Сократа.
Поскольку этот диалог, по сути, является монологом и одному студенту сложно рассказать все, то в роли Сократа выступают несколько, точнее, семь студентов. ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ БРАТЬ 7 ВЫСТУПЛЕНИЙ – МНОГО ВРЕМЕНИ ЗАЙМЕТ, А ОГРАНИЧИМСЯ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ ЗДЕСЬ!
В роли обвинителей выступают Мелет, Анит и Ликон.
С учетом мнения К. Ясперса, что при надлежащей защите Сократ мог бы легко спастись, несколько студентов выступают в роли адвокатов Сократа.
Ход занятия.На экране показывается портрет Сократа и несколько его афоризмов:
· «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие и этого не знают»,
· "Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть".
· "Говорят, что боги ни в чем не нуждаются, так вот, чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога".
· "Как приятно, что есть столько вещей, в которых я вовсе не нуждаюсь".
· "Если бы мы брали все, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили".
· "Если люди разумные, то им все равно, а если не разумные, то нам все равно".
Студентам предлагается обдумать и объяснить эти афоризмы.
Вступительное слово ведущего (в его роли может быть студент или преподаватель), в котором он кратко излагает суть дела и обращает внимание на саму процедуру проведения суда. Идет 399 год до н.э. Всего прошло пять лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себе один и тот же вопрос: как же случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эллады, а теперь оказались на краю гибели? Может быть, в этом виноваты такие, как Сократ? Чтобы выяснить это, мы и собрались на суд.
Дело Сократа подлежало рассмотрению в одном из отделений гелиэи – афинского суда присяжных. Гелиэя состояла из 6000 членов, избиравшихся по жребию. Судьи – лишь афиняне, достигшие 30 лет. 1000 гелиастов – запасные, остальные 5000 по жребию распределялись на 10 равных отделений по 500 чел. На случай равенства голосов «за» и «против» добавлялся еще один гелиаст. Такое количество судей было необходимо, чтобы всех невозможно было подкупить. Но этот суд - особый, таких не бывало уже лет двадцать.
Судят философа. Посмотрите на него. (Демонстрируется портрет). Сократу 70 лет. Это невысокий крепкий старик в грубом бедняцком плаще, босой. Лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Когда-то в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: "Жаден, гневлив, необуздан до бешенства". Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому что не было человека в Афинах добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ сам остановил их: "Он сказал вам, граждане, чистую правду: я действительно чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя и вот - стал таким, каким вы меня знаете".
Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала мы послушаем Платона, его ученика.
Платон: Я - ученик Сократа. Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до н.э. бедной семье каменотеса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Не знаю, кто он по профессии, он никогда не говорил об этом. Я слышал, что люди говорят, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедовать свои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрого Перикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он и изобрел особый вид беседы, которую теперь называют сократовской. Суть ее в том, что каждый вопрос разбивается на несколько мелких так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет. Сократ строил свою беседу так, что в конце концов доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить и посмеяться над ним. Ведь он сам говорил про себя: " Я знаю только то, что я ничего не знаю" И добавлял, что первым шагом к познанию мира является познание самого себя. Сократ был и есть сторонник афинской демократии, но критиковал ее. Не за это ли теперь судят его? Сам Сократ называл себя не мудрым, а любящим мудрость, отсюда произошло само понятие "философия", которое означает любовь к мудрости.
Ведущий подчеркивает, что речь идет не о воровстве, не об обиде, не об обмане, не о государственной измене. Так за что же судят этого мудреца? Послушаем трех его обвинителей - Мелета, Анита и Ликона.
Обвинитель Мелет зачитывает заявление, в котором обвиняет Сократа в том, что тот «не чтит богов, которых чтит все общество, водит новых богов и к тому же развращает юношество. Требуемое наказание – смерть». Это обвинение, в частности, связано с тем, что Сократ говорил о том, что внутри него как бы сидит какой-то демон («даймонион»), который удерживает его от совершения дурных поступков и побуждает к совершению хороших.
В качестве комментария к этим словам Сократа студент или преподаватель может прочесть стихотворение Е. Винокурова:
У Сократа был когда-то демон
Доверял ему Сократ вполне.
Но откуда говорил? Где он?
Был он у Сократа
в глубине!..
И не ум, и не житейский опыт.
Вслушивался, что ни говори,
в этот странный, в этот дальний
шепот
голоса, что где-то там,
внутри…
И на свет не выходить условясь,
демон был безобразен, бескрыл…
Что ж, Сократ тогда
быть может,
совесть
самый первый на земле
открыл!
Анит: Я гражданин Афин, Анит, обвиняю Сократа в том, что он не признает государственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина города великой Афины Паллады. Сократ - человек уважаемый в нашем городе, много говорит, беседует с людьми. А что, если и другие станут вслед за ним поклоняться чужим богам или уже делают это? И, может быть, из-за этого мы проиграли войну со Спартой, что некоторые граждане наши недостаточно уверенно защищали наших богов.
Ликон: Меня зовут Ликон и я обвиняю Сократа в том, что он - враг народа. Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мы выбираем себе начальников даже не голосованием, а по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что это смешно, причем также смешно, как кормчего выбирать на корабле по жребию, а не по знаниям и опыту.
Голос из толпы: Но это же правильно. Нельзя заниматься каким-либо делом, сначала ему не научившись. Нельзя управлять хорошо государством только потому, что принадлежишь к власти по рождению.
Ликон: Но у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт? Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потом губят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, уведя весь наш флот в гибельный поход на Сицили, а когда закончилась война, нас чуть не извел жестокий Критий - глава "тридцати тиранов". Но ведь оба они - ученики Сократа.
Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всех обрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми и каждый видел это. Говорят, будто он поклоняется новым богам - это про то, что у него есть внутренний голос, которого он слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчица Пифия слышит голоса с Олимпа и что гадателям боги дают знамения и полетом птиц, и жертвенным огнем. Почему же вы не верите, что и ему боги могут что-нибудь говорить?
Клеоним: Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ - не враг народа, а его друг. И Алкивиад, и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальными лишь, когда отбились от него. Разве тридцать тиранов любили Сократа? Они боялись его и уверяли, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду, разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил, что "государством должны управлять хорошие люди", но не добавлял, что хорошим быть можно только от рождения. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человек хотел учиться.
Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей. Однако он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам, как вы знаете, беднее всякого нищего. Я сам слышал, как он на рынке приговаривал: "Как приятно, что есть столько вещей, без которых я могу обойтись".
Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укоряет мужа: Что скажут люди о нашей бедности? Он отвечает, улыбаясь: Если люди разумные то им все равно, а если неразумные, то нам все равно. Говорят, что именно в беседах со своей женой Ксантипией он научился выдержке и искусству спора. Сократ, может быть, чудак, но никак не враг народа.
Фокион: Я, Фокион, тоже считаю, что Сократ не портит нравы юношей. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: "Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим".
Мелет: я, Мелет, считаю, что Сократ - чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задает вопросы и не дает ответов на них. Сколько не отвечай на его вопросы, а все чувствуешь себя в тупике. Ему мало выполнять просто законы государства. Он доискивается, что такое истинная справедливость.
Голос из толпы: Сократ - насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: "Думай то-то", а он: "Думай так-то". Додумаешься до чего-нибудь, скажешь ему, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же без конца думать, надо когда-то и дело делать.
Зевксис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чем его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: "Сократ мудрее всех меж эллинов". Он не философствует, а говорит: "О столяре судят не по тому, как он рассуждает о столах, а потому, как он их делает. Я могу рассуждать о солнце и звездах, но разве я могу в доказательство сделать хоть маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и дурных поступках, то я сам стараюсь сделать хорошие и не делать дурных, и это лучшее доказательство моих рассуждений". Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто.
Голос из толпы: Я согласен с Зевксисом. Однажды я завел разговор с Сократом.
n Хорошо ли красть? - спросил он у меня.
n Нехорошо, - ответил я.
n Всегда?
n Всегда, - ответил я.
n А украсть оружие у врагов перед сражением?
n Да, надо уточнить: "У друзей красть нехорошо".
n А украсть мечи у больного человека, чтобы тот в отчаянии не бросился на него? - продолжал допытываться Сократ.
n Да, надо опять уточнить, а как
Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше.
Ведущий: Мы выслушали речи обвинения и защиты, а теперь слово предоставляется обвиняемому Сократу.
Сократ: Граждане афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьезно. Наверное, дело не в них, а в чем-то другом. Нет, афиняне привлекают меня к суду по другой причине, и я даже догадываюсь по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь - "Сократ мудрее меж всех эллинов". Я очень удивился: я то знал, что этого не может быть - ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошел по людям учиться уму-разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своем ремесле знал больше, чем я. Однако, каждый считал себя знающим абсолютно во всем и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказать оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я и мудрее, чем они.
С тех самых пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это не взлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что сам ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе, и другим. Задумываясь над этими вопросами, никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я и думаю, что совсем не виноват.
Ведущий: Уважаемые судьи, мы выслушали мнения всех сторон. Теперь очередь за вами: вам необходимо решить, виновен или нет Сократ. Суд совещаются. Они не принимают всерьез обвинений Милета, Анита и Ликона. Но они также как и многие другие не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этим спором. Сейчас есть хорошая возможность отомстить за это. Кто-то должен быть виновным и в том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели.
Судьи: Мы признаем Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинитель должен предложить свою меру наказания, а обвиняемый - свою.
Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь.
Сократ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажирелого коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казенный счет, потому что человек бедный. Я могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплатить, если всего добра и 5 мин у меня не наберется.
Студент: Сколько это 1 мина?
Ведущий: 1 мина - это 437 граммов серебра.
Студент: Так это же очень много?
Ведущий: Тогда это действительно было не очень много. На 1 мину можно было купить 1- 2 быков.
Ведущий: Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Противники были довольны, а сторонники восприняли ее как издевательство. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь. Приговоренному предоставлено последнее слово.
Сократ: Граждане, я старый человек, и смерти мне бояться не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно, она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратиться к ним со своими расспросами, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я - чтобы умереть, вы - чтобы жить, а что из этого лучше - нам не известно.
Далее ведущий предлагает ученикам вспомнить, что случилось после суда.
Студент: Казнили Сократа не сразу, потому что был праздничный месяц, и все казни откладывались. Друзья предлагали ему бежать, но на это он отвечал: Куда? Разве есть такое место, где люди умирают? Его спросили о том, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: "Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а мое мертвое тело".
Студент: Казнили Сократа в Афинах ядом. Ему подали чашу - он выпил ее до дна. Друзья заплакали, а он сказал: "Тише, тише. Умирать надо по-хорошему". Он лег, тело его стало холодным. Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнес: "Принесите жертву богу здоровья". Это были его последние слова. Но когда последний вздох покидал тело Сократа, многим послышался его голос, который горько молвил: "Я ожидал, о мужи-афиняне, что вы будете оправдываться".
Ведущий: Итак, мы с вами воспроизвели суд, который состоялся над Сократом в IV в. до н.э. Сейчас мы в сами сумеем воспроизвести порядок голосования, и каждый из вас сможет сделать свой выбор. Напоминаем вам порядок голосования в афинском суде. Голосовали жетонами - диск с целым стержнем означал оправдание, диск без стержня - осуждение.
Студентам раздаются жетоны, и им даются возможность вынести свое решение по поводу смерти Сократа и приговора судей.
Студенты, готовившие заранее свое оценочное мнение по поводу приговора суда над Сократом, отвечают на вопросы: а) были ли справедливы и обоснованы обвинения, выдвинутые против Сократа; б) почему уважаемый человек в Греции предстал перед судом?; в) считаете ли вы справедливым смертный приговор Сократу?
Преподаватель поясняет, почему Сократ выпил чашу с ядом цикуты не сразу после приговора, а через месяц и задает вопрос: «Назовите аргументы, приведенные Сократом, почему он не может бежать из тюрьмы, хотя такая возможность у него была?»
В заключение преподавательпредлагает:
- дать оценку личности Сократа и его взглядов: кто он – враг народа, друг народа, великий чудак или великий мудрец?
- каков мог быть приговор Сократу, если бы он жил в наши дни?