Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музыкальная культура эпохи Французской революции                                                                   15.02.19



2019-05-24 253 Обсуждений (0)
Музыкальная культура эпохи Французской революции                                                                   15.02.19 0.00 из 5.00 0 оценок




Важный момент - хронология

14 июля 1789 г. – день взятия Бастилии. До этого Конституцию сочиняли каждый год, форма правления менялась.

После взятия Бастилии (победил народ) форма правления сочетала старое и новое. Франция – конституционная монархия. Людовик 16 сохранил титул, не сразу посадили его в тюрьму. Носил титул «король французов». Людовик был вынужден участвовать в шествиях третьего сословия. Вел тайную переписку, пытался выбраться из Франции.

Новые черты государства были закреплены в Конституции 1791 г.

Карбонарии и деятели молодой Италии, молодые итальянские революционеры восприняли фр революцию как свет будущего. Воспевали Наполеона.

Австрия негодовала.

1792 г. – Франция объявила войну Австрии. В этих условиях встала под угрозу королевская власть.

22 сентября 1792 г . – Франция была объявлена республикой, подготовка новой Конституции, король в тюрьме и война, которая сплачивает народ.

Ввели с 1793 французский республиканский календарь. Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.

1793 г. – учреждается национальный конвент. Власть конвенту принадлежала до 1795 г. Это период кульминации революции. Высшее проявление революции – казнь Людовика 16 в январе 1793г. с его женой, его сына 10-ти лет отдали на воспитание сапожнику, заставляли проклинать родителей, королем его почти никто не считал.

Кульминация кульминации - 1793-1794 – период якобинской диктатуры.

1794 – термидорианский переворот. Конвент ликвидирован, образована директория. Революционный пыл начинает утихать, принята новая Конституция в 1795 г.

28 июля 1794 г. казнили Робеспьера и сторонников.

До 1799 – более-менее устойчивый период.

1799 Луи Бонапарт совершил еще один переворот и стал консулом (т.е. к власти пришли военные). Переворо́т 18 брюме́ра (фр. Coup d'État du 18 brumaire) — государственный переворот во Франции, состоявшийся 18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю), в результате которого была лишена власти Директория, разогнан парламент (Совет пятисот и Совет старейшин) и был установлен новый политический режим во главе с Наполеоном Бонапартом.

Следующая пятилетка – 1799-1804 гг.

В 1804 Бонапарт был объявлен императором. Был коронован Папой Римским. После этого все успокоилось, возникла первая империя.

Францию на протяжении 19 века сотрясали революции: буржуазная революция 1830, революция 1848-49 гг, Парижская Коммуна (революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. Уже 26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну).

 

Основные музыканты эпохи

В основном композиторы французской комической оперы и французской симфонии:

Монсенье, Франуса Гассек (главный музыкант Великой фр революции, автор первого траурного марша), Гретри Эрнест.

Самые активные – Керубини (главный оперный композитор), Этьен Мигюль, Лесуэр

Молодые – Шарль Катель, Андрие Буальдье

Робеспьер, Луи Давид (художник-классицист, занимался архитектурным оформлением), Мария Жозеф Шенье (главный драматург, писал трагедии, сформировался задолго до революции).

Театры:

Становились площадкой для демонстрации новых патриотических идей. Но основные сцены – улицы. Театры поставляли актеров.

Главный театр – Grand Opera (постоянно переименовывался), сначала назывался королевской академией музыки. При ней существовала королевская школа пении и декламации.

2 театр комической оперы – один старый театр, ведущий начало с начала 18 века, театр фейдон? (театр короля).

Театр итальянской академии.

Самые подвижные – бульварные театры, множество жанров – жанр мелодрамы, шли с музыкой (называлось уже водевилем, из этого родится французская оперетта).

 

Главная организация – консерватория. Капитан милиции Бернард Солетт ?. Быстро понял, что энергия масс, которая бурлила на улицах Парижа, нуждается в музыкальном сопровождении. Он собрал 45 музыкантов, оставшихся от королевской гвардии. В течение года ходил по инстанциям и выбивал для них деньги, помещения и какой-то статус, организовал бесплатную музыкальную школу национальной гвардии. 1792г.

В 1793г. эта школа стала называться национальным музыкальным институтом, в 1795 г. получила звание консерватории нового типа (отличается от итальянских консерваторий). Стала образцом для дальнейших консерваторий. Ведение консерватории, ее функции и состав обучающихся и профессоров были закреплены законодателями.

В те годы она рассматривалась не только как учебное заведение, но в первую очередь как концертная организация, обучаются в основном оркестранты. Ректор – правительственный комиссар. Первый правительственный комиссар – Бернард Соретт.

Главные профессора – Гассек, Керубини, Мигюль, Лессуэр, Гаретри. ??

Закон об организации консы – предназначена для исполнения и изучения музыки. В ее состав входят 115 музыкантов. И тд

22.02.

Праздники

Ежегодно проходил День взятия Бастилии, 14 июля, назывался по-разному

Основные:

1793 – праздник в честь разума, праздник единства и неделимости и праздник свободы

1794 – в честь верховного существа (Культ Верховного Существа утверждался властями в борьбе, во-первых, с христианством, прежде всего с католицизмом как традиционной религией большинства французов (представляя собой часть процесса дехристианизации), а во-вторых, с рационалистическим «культом Разума», за который выступали конкурирующие группировки во властных кругах. С идейной стороны культ Верховного Существа наследовал деизму Просвещения (Вольтер) и во многом философским взглядам Руссо, разрабатывавшего идеи естественной религии. Целью культа, включавшего также ряд праздников в честь республиканских добродетелей, было «развитие гражданственности и республиканской морали».)

На неприятие атеизма и культа Разума и поддержку культа Верховного Существа ориентировалась наиболее влиятельная часть якобинцев — монтаньяры во главе с Робеспьером.

С 1795 7 основных праздников – основание республики, праздник молодежи, праздник супругов, праздник признательности, праздник земледелия, праздник свободы, праздник старцев.

Празднование национальных торжеств – патриотическое пение, речи о нравственности гражданина, братские банкеты, распределение наград.

Праздник единства и неделимости (переслушать, что делали).

Основные жанры:

-Песня
-Кантатно-ораториальные произведения
-Инструментальные произведения

1. Песня – огромное количество, разные виды, жанровый масштаб широк. Марсельеза, Карманьола, Сaira , в них концентрировались основные признаки интонационного словаря.

 Сairа (фр. «все вперед»)-  инструментальная мелодия перенесена из широко известной кадрили («Народные колоко­ла» Бекура), стихийно стала гимном первых лет республики.

Карманьола – судя по характеру мелодии, ладовым особенностям, строению (неквадратная), остатки монодийности, можно отнести к 17 веку (Тирсо относит). Припев квадратный, гомофонный, мажорный. Мелодия могла идти и в мажоре, и в миноре. Автор – аноним.

 

Песни писали композиторы профессионалами и любителями.

Народной стала и бессмертная «Марсельеза». Ее автор, офицер действующей армии Руже де Лиль не был музыкантом-профессионалом. Он сочинил «Военную песнь Рейнской армии» 25 апреля 1792, воодушевившись известиями о победах революционной армии. Подхваченная войсками, она была принесена в Париж солдатами из Марселя (отсюда ее название - «Марсельеза») и молниеносно распространилась по всей стране. Этот пламенный республиканский гимн сыграл огромную мобилизующую роль в революционном движении многих европейских стран. «Марсельеза» - пишет Морис Торез, - грянула из недр революционной Франции в 1792 году, Франции якобинцев и жирондистов, поднявшихся против короля и феодалов. Она – выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыва и героизма. Она — Революция... «Марсельеза», это мятежная песня победила Европу... Это – песня демократов и пролетариев. Она была песней декабристов Петербурга, затем рабочих Москвы и Петрограда, крестьян старой России, сбрасывавших страшное ярмо царизма и капитала и начавших великое дело построения социализма».

Текст – фразы из прокламации (Агитационный листок политического содержания преимущ. о нелегальных листовках до революции).

(прочитать Стефана Цвейга «Гений одной ночи»)

Особенности новой интонации:

 - не должно было быть никакой детализации, плакатный стиль, должен был мгновенно воздействовать на массы
- ладовая и гармоническая организация – опора на три основные функции лада, опорная конструкция
- модуляция только в близкие тональности
- выбор тональностей с небольшим количеством знаков
- мелодии должны были петь люди без муз образования
- маршевая структура, ритмика, чтобы можно было идти, ямбический затакт, пунктир
- квадратность
- элементарная повторность
- контуры мелодические – гаммообразное движение или по звукам трезвучий

2. Кантатно-ораториальное творчество – не было никаких традиций, кроме музыки церковной и концертной

Первое произведение такого типа  также принадлежит Госсеку - «Те Deum», латинский текст. Основное назначение – оды, гимны.

В первые дни революции проявления народной радости находили выход еще в традиционных культовых песнопениях. Но уже в первых «Te Deum» бесстрастная церковная псалмодия уступила место более широкой и энергичной мелодике героического плана. Кроме того, демократические хоровые оды требовали конструктивной ясности, простоты, близости к народно-бытовым формам. «В бурные годы Французской революции происходил отбор интонаций, наиболее отвечавших эмоциональным «запросам» масс» (Асафьев).

3. В инструментальной музыке опознавательным жанром становится марш. Приобрел устойчивые черты и разновидности. Особая разновидность – траурный марш. Музыка для новых церемоний. Создатель жанра – Госсек.

Роль духового оркестра в Формировании искусства Французской революции в высшей степени значительна. В частности, для этого состава Госсек создал «Похоронный марш», положивший определенному жанру – музыке к погребальным шествиям в память погибших героев. В нем отразились наиболее типичные черты массово-демократического музыкального стиля Французской революции.

Резкое противопоставление крайних регистров вызывает ощущение огромного звукового пространства. Подчеркнутые динамические контрасты, тремоло литавр, удары тамтама придают произведению острый драматизм, а пульсация пунктированного ритма, резкие акценты – энергичность и действенность. В марше совершенно отсутствует закругленная песенно-ариозная мелодика обычная для музыки XVIII столетия. Воздействие его на массы было в буквальном смысле слова потрясающим:

Объединяя мысли, чувства и волю народа, этот новый жанр отвечал идейной направленности передового искусства XIX века. В первом похоронном марше Бетховена (из Двенадцатой фортепианной сонаты), в его знаменитом «Marcia funebre» из Третьей симфонии запечатлелись героико-трагические образы погребальных шествий революционной Франции. Ту же идею, но в более театральной форме, воплотил и Берлиоз в своей «Траурно-триумфальной симфонии».

 В. Конен

Опера

Ставились оперы Глюка и композиторов глюковской школы. Нужна была героическая драма. На сценах комических театров шла серьезная комедия, которая трансформировалась. Показатель этого – «Вильгельм Телль». Лирические тенденции развивались, достаточно подвижный жанр, быстро реагирующий.

В 90-е годы последовал социальный заказ. Нужно было писать оперы на злободневные и патриотические темы. Любопытные жанры – патриотические сцены, патриотический дивертисмент. Из них возникают новые жанры – опера спасения или опера ужас.

Первая такая опера - Анри Бертон «Ужасы монастыря», 1790 г. Она дала название жару.

Почему спасение ?– эстетика связна с мелодрамой, а она требует контрастов, преувеличенных выражений эмоций, нагнетание событий. Развитие естественное невозможно, поэтому появляется третья сила. Мелодрама должна закончится наказанием плохих. Happy end.

Такой конец начиная с древних времен – Еврипид.

Эти оперы писали почти все композиторы – Лессюер «Пещера», Гретри «Ириска или материнская любовь» ?, Пауэр «Леонора или супружеская любовь», главный композитор - Луиджи Керубини - «Лодоиска» 1791, «Элиза» 1794, «Фаниска» 1806, «Два дня или водовоз» 1800 (либретто Ж. Буйи, посмотреть либретто).

Керубини достиг в музыкальной драматургии своих опер высокой степени реализма. У него окончательно исчезло безусловное разграничение между трагедией и бытовым комедийным спектаклем, что было законом для театра XVIII столетия: Возвеличивая обыденное, насыщая бытовые эпизоды трагическим пафосом, Керубини сближал глюковскую героику с традициями комической оперы. Жизненная контрастность образов, свойственная его произведениям, отразилась на разнообразии музыкально-драматических приемов, заимствованных как от лирической трагедии, так и от комической оперы .

Характерна в этом отношении опера «Водовоз, или Два дня» (1800) – один из наиболее зрелых, стилистически законченных образцов нового жанра. В опере сплетаются два сюжетных мотива, связанных с изображением «ужаса» и «добродетели». Благородный политический преступник, которому грозит гибель, ускользает от преследующей его стражи. Он спасается отчасти благодаря мужественному поведению преданной ему супруги (этот образ напоминает «осовремененную» глюковскую героиню, в частности Альцесту). Но главным спасителем является простой водовоз, которым движет чувство благодарности, – беглец в свою очередь некогда оказал ему большую услугу. Напряженность действия, дух гуманности сочетаются с жанрово-бытовой обстановкой (герой прячется в дупле дерева, его провозят через границу в бочке и т. п.). Большие драматические арии-сцены соседствуют с куплетами в духе французского бытового романса, психологические ансамбли даны на фоне жанровой музыки марширующих солдат, мелодраматические интонации следуют за идиллическим крестьянским хороводом в духе руссоистской оперы и т. д.

В «Водовозе» нашли свое классическое выражение два важных новых драматургических приема. Один из них – так называемая «мелодрама». В наиболее острый драматический момент, когда напряжение достигает предела, музыкальное развитие прерывается – звучит разговорная речь, которая чередуется с краткими оркестровыми «комментариями»:

К этому приему восходит мелодрама сцены в темнице из «Фиделио» Бетховена и «Волчьей долины» из веберовского «Волшебного стрелка». Другой прием – использование лейтмотивного принципа. Тема, характеризующая «добродетель», неоднократно повторяясь, служит средством музыкального воплощения идеи, объединяющей оперу. Этот ранний предвестник лейтмотивного развития получил глубокое и разностороннее выражение в оперной драматургии XIX века. Наконец, индивидуализация действующих лиц, передача изменчивых душевных состояний, поэтическое изображение картин природы в музыке Керубини также нашли дальнейшее развитие в оперном искусстве последующего времени.

В. Конен

 

Прием чередование речи и оркестровых реплик – прием мелодрамы. Использовался чаще на кульминациях.

Мелодрама как жанр музыкальный была в эти годы очень распространена. Очень модный и популярный жанр. Моцарту этот жанр показался очень интересным. Очень быстро меняется состояние, мгновенная реакция.



2019-05-24 253 Обсуждений (0)
Музыкальная культура эпохи Французской революции                                                                   15.02.19 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музыкальная культура эпохи Французской революции                                                                   15.02.19

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)