Сравнение двух независимых выборок
Критерий Манна—Уитни (Mann-Whitney), или U-критерий, по назначению ана-логичен t-критерию для независимых выборок. Разница заключается в том, что t-критерии ориентированы на нормальные и близкие к ним распределения, а кри-терий Манна–Уитни — на распределения, отличные от нормальных. В частном случае критерий Манна–Уитни можно применять и для нормально распределен-ных данных, однако он менее чувствителен к различиям (является менее мощным), 168 Глава 12.Непараметрические критерии
чем t-критерий. Далее в примере мы попытаемся выяснить, различаются ли юноши
5. девушки по успеваемости в выпускном классе. Напомним, что пол учащихся определяется значением переменной пол, а успеваемость — переменной отметка2. При реализации метода программа сначала ранжирует все объекты без учета при-надлежности к сравниваемым группам, а затем вычисляет средние ранги для каж-дой из двух групп. Чем выше средний ранг группы, тем выше ее успеваемость. По-сле нахождения средних рангов определяется p-уровень. Корректность применения этого критерия сомнительна, если переменная имеет небольшое число возможных значений, например 3-балльная шкала. В этом случае следует воспользоваться точ-ными критериями. Диалоговое окно U-критерия представлено на рис. 12.4.
Рис. 12.4.Диалоговое окно Критерии для двух независимых выборок
После завершения шага 3 на экране должно присутствовать окно редактора дан-ных. В этом примере мы сравним успеваемость юношей и девушек в выпускном классе.
Шаг 4 В меню Анализ выберите команду Непараметрические критерии Уста ревшие диалоговые окна Для двух независимых выборок, чтобы открыть диалоговое окно Критерии для двух независимых выборок, показанное на рис. 12.4.
Шаг 5 Для применения метода выполните следующую последовательность действий.
7. Щелкните сначала на переменной отметка2, чтобы выделить ее, а за-тем — на верхней кнопке со стрелкой, чтобы переместить перемен-ную в Список проверяемых переменных.
8. Щелкните сначала на переменной пол, чтобы выделить ее, а затем — на нижней кнопке со стрелкой, чтобы переместить переменную в поле Группирующая переменная.
В Щелкните на кнопке Задать группы, чтобы открыть диалоговое окно, показанное на рис. 12.1.
В В поле Группа 1 введите значение 1, нажмите клавишу Tab, чтобы переместить фокус ввода в поле Группа 2, введите значение 2 и щелк ните на кнопке Продолжить, чтобы вернуться в диалоговое окно Кри-
терий для двух независимых выборок.
В Щелкните на кнопке OK, чтобы открыть окно вывода.
Результаты работы программы показаны на рис. 12.5.
Рис. 12.5.Фрагменты окна вывода после выполнения шага5
Средний ранг для девушек равен 56,21, а для юношей — 41,56. Это значит, что у де-вушек успеваемость выше, чем у юношей. Статистика U Манна-Уитни равна 841. Зна-чение Z является нормализованным, связанным с уровнем значимости p = 0,014. Поскольку величина уровня значимости (Асимпт. знч (двухсторонняя)) меньше 0,05, мы можем быть уверены в статистической достоверности вывода о том, что успе-ваемость девушек действительно выше успеваемости юношей.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |