Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальность создания комплексного экономического подхода для эффективного развития инжиниринга в Российской Федерации



2019-05-24 221 Обсуждений (0)
Актуальность создания комплексного экономического подхода для эффективного развития инжиниринга в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




(статья)

 

О.Б. Иващенко

 

В статье представлены проблемы промышленно сектора экономики на национальном уровне, описаны сложности развития секторов инжиниринга, развития технологий. Предложены варианты развития/направления деятельности промышленной политики государства с целью выходов с посткризисного времени и перехода к глобальному росту и развитию на мировом рынке.

Ключевые слова: промышленная политика, инжиниринг и государство, экономика России в части технологий и инжиниринга.

 

Сложная внутриполитическая и экономическая ситуация в стране, на протяжении «девяностых годов, привела к тому что Россия пошла по форсированному пути трансформации своего сложившегося и укоренившегося общественного строя, при этом не имея подготовленной национальной промышленной политики, что в свою очередь не могло не привезти к образованию целой группы рисков [1]:

- лишение статуса «Независимого поставщика» сырьевых ресурсов и возникновение соответствующих рисков по долгосрочным действующим контрактным обязательствам;

- глобальный рост двойной (теневой) экономики внутри страны;

- отсутствие системного подхода при распределении и контроле над промышленными ресурсами;

- формирование условий и факторов для возникновения чрезвычайных происшествий (ЧП) на производствах и предприятиях государственного комплекса.

В Постсоветской России доминирующим источником дохода государства являлись углеводородные энергоносители. Длительный рост цен (на протяжении ряда лет) и их последующая фиксация на мировых рынках, с сохранением высочайшей планки, не привел к значительной стабилизации Российской экономики. Одновременно с этим, проводимые реформы, имеющие своей целью глобальную стабилизацию национальной экономики, не смогли обеспечить фундамент для формирования внутренних источников роста – важной экономической системы на среднесрочной и долгосрочной перспективе. Состояние экономики оценивалось как «набирающее прочность, без стабильного роста» [2].

Данные факты являются очередным подтверждением наличия опыта развития у Российской Федерации, который четко указывает на широкий подход по развитию и поддержанию промышленной политики государства как главной институциональной и хозяйственной основы успешного комплексного преобразования. Промышленность, создающая подавляющую часть ВВП, является стратегически важным сектором обеспечения роста национальной экономики, для ее стабильного роста (как в объеме, так и в качестве) необходимо объединение и сосредоточение действий экономически направленных структур государства и ветвей власти. Состояние промышленного сектора государства определяет возможности обороноспособности, что является жизненно важной задачей государства. Помимо этого присутствует взаимосвязь между развитием в полной мере инжиниринга и уровнями социальной сферы, общественным развитие внутри страны в сферах здравоохранения, образования, культуры, спорта и пр. Системный подход к вопросам и нуждам промышленности стимулирует развитие научно-технического потенциала (НТП) страны, что является катализатором при формировании материальных баз НИИ и стимулирует продвижение и внедрение современных разработок в повседневную жизнь. С геополитической точки зрения, уровень развития инжиниринга имеет важное значение при определении места государства в мировой экономической системе. Данный подход решает следующие задачи [3]:

- стимулирование непрерывного экономического роста благодаря своевременному решению актуальных проблем инжиниринга во всех секторах;

- улучшение качества выпускаемой продукции для успешного продвижения на мировом рынке;

- повышение конкурентоспособности отечественных производств на действующих рынках;

- увеличение объемов занятости собственного населения.

Однако, утвержденной национальной промышленной политики, включающей описания характеристик и механизмов ее реализации на государственном уровне и детализации для практического использования, в Российской Федерации на сегодняшний день нет.

Проведение национальной промышленной политики в современной России обуславливается отсутствием подразделений и структур способных замещать государство, как инструмент проведения технико-экономических решений. Идти по примеру ряда западных стран, передавшим управление промышленным развитием действующим операторам мировой экономики (ТНК, международным финансово-промышленных холдингам) не представляется возможным, так как данный подход не соответствует исторической природе Российской Федерации как самостоятельного и независимого государства, имеющего собственное предназначение и потому хранящего/ сохраняющего свою геополитическую, военную и макроэкономическую независимость. Именно поэтому столь велика необходимость закрепления за государственными органами функций главного в обществе инженера – проектировщика национальной промышленности.

В списке актуальных задач на сегодня, находится вопрос проработки встраивания промышленности и инжиниринговых технологий России в глобальный мировой рынок. В данном контексте, для достижения положительного эффекта, будет целесообразно распределить отрасли не по типу сырьевые/энергетические и не сырьевые, а по степени адаптации (на данный момент) к требованиям внешних рынков – полностью адаптивные, частично адаптивные, не адаптивные. С учетом данного построения (распределения областей по степеням адаптации), следующим шагом станет комплексная проработка и выведение новых требований к промышленной политике страны. Важными аспектами становится ориентация как на внутреннюю стабилизацию и укрепление, так и на макроразвитие с прицелом выходов на мировые ринки и «сдвиги» глобальной экономики в пользу повсеместного применения и внедрения именно Российских технологий.

Необходимость реализации государственным аппаратом всех форм воздействия на промышленное и технологическое развитие возникает в силу следующих причин [4]:

- комплексное обеспечение развития промышленности в направлениях, обеспечивающих достижение национальных интересов и целей;

- максимальное удовлетворение потребностей в продукции производственно–технического и потребительского назначения отечественного производства;

- повышение конкурентоспособности и развитие экспорта;

- контроль использования и сохранности природных ресурсов.

Соответствующее государственное вмешательство (по всем пунктам) необходимо для поддержания уже действующих, и создания новых отраслей производства, для своевременной смены технологических укладов, обеспечения прогрессивных/эффективных структурных сдвигов [5].

Промышленная политика определяет развитие отраслей и производств, находящихся как в государственной собственности (в национализированном секторе экономики) так и в сугубо частной, находящихся на территории страны, (частные предприятия использующие национальные технологии или мощности, государственные природные ресурсы, субсидируемые государством и пр.), рамки их самостоятельности, а также развитие основных объектов инфраструктуры.

Кроме того, промышленная политика обеспечивает выравнивание отраслей за счет внедрения и освоения передовых достижений науки и производств (диффузия технологий), определяет состав  и (при необходимости редактирование) содержание актуальных стандартов, норм, правил, ограничений, способствующих (необходимых) производственному/ технологическому развитию.

В современном мире состояние экономики страны определяет ее могущество, достоинство и благополучие, и как следствие - национальную безопасность. Экономика, которая стоит на месте, не является «стратегически безопасной», так как лишена устойчивости, стабильности и потому несет в себе целый заряд угроз жизнедеятельности общества. В связи с этим назрела проблема разработки новой системы адаптации национальной промышленности к условиям и требованиям, протекающим процессам и последствиям глобализации экономики, которая могла бы обеспечить требуемый (на сегодня) уровень безопасности. Именно на формирование данной системы и должны быть направлены усилия госструктур. Основой этой системы станет «промышленная политика» являющаяся средством управления и развития национальной промышленности через активизацию процессов микро– и макро– регулирования и создания требуемых «сейчас» условий для возобновления экономического роста [6].

Серьезная проблема, которая должна решаться в стратегическом плане – адаптация к процессам глобализации и предупреждение ее негативных последствий для внутренней экономики. Осуществление данной стратегической программы ориентировано на задачи обеспечения конкурентоспособности национальной экономики государства, социальной сферы, системы управления в условиях глобализации на основе использования национального потенциала, проработки и внедрения инновационной модели развития, поддержания последовательного формирования среднего класса в контексте этой модели. Целью государственной промышленной политики является создание отраслевых высокотехнологичных промышленных комплексов во всех секторах, обеспечивающего национальную безопасность и экономическую независимость страны, высокий уровень жизни населения, интеграцию на равноправных и взаимовыгодных условиях в систему мирохозяйственных связей.

Практика («жизнедеятельности» Российской экономики) показала, что рыночная (свободная) модель развития сама не обеспечивает процветания и экономическую безопасность государства. Систематические отказы государства от функций регулятора и управляющего в экономике привели к потере РФ облика «промышленного гиганта (мощного конкурента на мировом рынке во всех сферах производств, технологий, НИР и ОКР)», показав полную несостоятельность и тупиковый характер данной политики.

Вышеуказанные проблемы ясно подчеркивают существующую, острую необходимость России в разработке и внедрении промышленной политики национального уровня, с учетом целей экономического развития, факторов и ограничений, в рамках которой предстоит создать условия для концентрации ограниченных ресурсов на тщательно отобранных направлениях, дающих шанс на возврат страны в ряды передовых в экономическом отношении государств.

Список литературы:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - режим доступа http://www.gks.ru/.

2. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию страны (май 2003 г.).

3. Губанов, С. Промышленная политика и государство / С.Губанов // Экономист. 2014. - № 3. - с. 25.

4. Глазьев, С.Ю. Горизонты ВТО: нужна мощная поддержка государства / С.Ю. Глазьев, беседовал В.Я. Белобрагин // Стандарты и качество. 2015. - № 8. - с. 50-53.

5. Аганбегян, А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика А.Г. Аганбегян // Промышленная политика в Российской Федерации. 2015. - № 7. - с. 15-24.

6. Безруков, В.Б. Нужна ли России диверсифицированная промышленная политика / В.Б. Безруков, В.И. Новосельский // Промышленная политика в Российской Федерации. 2015. - № 11. - с. 6-8.

7. Федеральный закон « О науке государственной научно-технической политике». (основные положения) от 23.08.1996. № 127-ФЗ . [Электронный ресурс]- режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/nti/898/.

8. Губанов С. С. Путь развития России: назревшее уточнение/С. С. Губанов// Экономист.-2014.- № 4. с.24.

9. Стратулат В. Фролов Д. Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность/В. Стратулат, Д. Фролов // Экономист.- 2014.- № 11 с.31-32.

10. Цветков В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации// Экономист.-2014 - № 11.- с.18-19.

11. Губанов С. С. Рост без развития и его пределы/ С.С. Губанов// Экономист.-2015.- № 2 с.21-23.

12. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.economy.gov.ru/.

13. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/.

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - режим доступа http://www.gks.ru/.

Официальный сайт Торгово-промышленных палат РФ. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.tpprf.ru/.

Итоговый лист оценивания критериев освоения компетенций учащимся:

Критерии и шкалы оценивания
Формальный критерий. ü обучающийся в установленные сроки представил отчетную документацию по итогам прохождения учебной практики, технически грамотно оформленную и четко структурированную, качественно оформленную с наличием иллюстрированного / расчетного материала – 25-30 баллов (30 баллов); обучающийся в установленные сроки представил отчетную документацию по итогам прохождения практики, технически грамотно оформленную и структурированную, оформленную с наличием иллюстрированного / расчетного материала – 21-24 баллов; обучающийся в установленные сроки представил отчетную документацию по итогам прохождения практики, технически грамотно оформленную и структурированную, качественно оформленную без иллюстрированного / расчетного материала – 16-20 баллов; обучающийся не в установленные сроки представил отчетную документацию по итогам прохождения практики, оформленную не структурировано и без иллюстрированного / расчетного материала – 1-15 баллов обучающийся не представил отчетную документацию – 0 баллов.   От 0 до 30 баллов
Содержательный критерий. ü индивидуальное задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы, подкрепленные теорией – 40-50 баллов (50 баллов); индивидуальное задание выполнено верно, даны аналитические выводы, подкрепленные теорией, однако отмечены погрешности в отчете, скорректированные при защите – 31-39 баллов; индивидуальное задание выполнено верно, даны аналитические выводы, неподкрепленные теорией – 26-30 баллов; индивидуальное задание выполнено не до конца, аналитические выводы приведены с ошибками, не подкрепленные теорией – 5-25 баллов; индивидуальное задание не выполнено, аналитические выводы приведены с ошибками, не подкрепленные теорией – 0 баллов   От 0 до 50 баллов
Презентационный критерий. защита отчета проведена с использованием мультимедийных средств, на заданные вопросы обучающихся представил четкие и полные ответы; задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы к решению задачи, подкрепленные теорией - 15-20 баллов; (18 баллов); защита отчета проведена с использованием мультимедийных средств, на заданные вопросы обучающихся представил полные ответы, однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании - 11-14 баллов; ü защита отчета проведена без использования мультимедийных средств, на заданные вопросы обучающихся представил не полные ответы - 1-10 баллов; (10 баллов) защита отчета не проведена, на заданные вопросы обучающихся не представил ответы 0 баллов. От 0 до 20 баллов
Итого: 90 баллов (отлично)

 



2019-05-24 221 Обсуждений (0)
Актуальность создания комплексного экономического подхода для эффективного развития инжиниринга в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальность создания комплексного экономического подхода для эффективного развития инжиниринга в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)