Тема 2. Источники конституционного права. Основы теории конституции
Тема 1. Конституционное право как отрасль права и юридическая наука. Конституционно-правовые нормы и институты. Конституционно-правовые отношения 1. Уметь ответить на вопросы по конспекту лекции 2. Самостоятельно изучить материал по вопросу «Конституционно-правовая ответственность». Найти и выучить наиболее верное, на ваш взгляд, определение К-П ответственности, знать меры К-П ответственности и способы привлечения к ней; 3. Письменно ответить на вопрос: как по-вашему соотносятся понятия «Конституционное право», «Государственное право»?
Доклады: 1. История развития отрасли конституционного права РФ и Украины, сравнительный анализ. 2. Особенности конституционно-правовых отношений
1. На основе анализа нормативных положений Конституции ДНР найдите в ее тексте нижеприведенные виды конституционных норм. Установите, по каким критериям они классифицированы? Задание выполняется письменно: а) диспозитивные и императивные; б) материальные и процессуальные; в) управомочивающие, обязывающие и запрещающие; г) постоянные и временные; г) нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-дефиниции; д) полные, отсылочные и бланкетные; е) регулятивные и охранительные; е) общие, специальные и исключительные; ж) казуистические и абстрактные. 2. Выделите гипотезу, диспозицию и санкцию в следующих нормах Конституции ДНР: часть 2 статьи 2 часть 1 статья 6 часть 1 статьи 7 часть 3 статьи 61 часть 3 статьи 85
Определите следующие нормы Конституции ДНР, РФ по различным видам классификаций конституционно-правовых норм: - статья 3 конституции ДНР - часть1 статьи 5 Конституции РФ («Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации») - часть 1 статьи 66 Конституции РФ («Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики») часть 1 статьи 54 Конституции ДНР часть 2 статьи 67 Конституции ДНР 4. Выделите субъект, объект и юридическое содержание следующих конституционно- правовых отношений: Иванов состоит в гражданстве Российской Федерации Президент РФ отправил в отставку Правительство РФ Депутат Государственной Думы в порядке законодательной инициативы внес в Государственную Думу законопроект «О снижении брачного возраста» Совет Федерации назначил выборы Президента РФ Центральная избирательная комиссия отказала самовыдвиженцу в Президенты РФ в регистрации в качестве кандидата
Найдите в Конституции ДНР примеры норм, состоящих из: а) гипотезы и диспозиции; б) диспозиции; в) гипотезы, диспозиции и санкции. Ответ изложите письменно.
Перечислить письменно все санкции, содержащиеся в Конституциях ДНР, РФ.
Студенты университета Пашин и Зауров, обучающиеся по договору, были отчислены из Донецкой юридической академии по причине отказа спонсоров оплачивать их обучение. Какие отношения возникают между: а) Донецкой юридической академией и преподавателями Академии; б) Донецкой юридической академией и студентом; в) Донецкой юридической академией и Министерством образования и науки ДНР; г) студентами Пашиным и Зауровым с одной стороны и спонсором с другой; д) Донецкой юридической академией и спонсором.
Подтверждают ли наличие конституционно-правового отношения: а) паспорт гражданина Российской Федерации; б) студенческий билет; в) зачётная книжка; г) военный билет; д) удостоверение члена Общества любителей русской словесности; е) профсоюзный билет; ж) трудовая книжка. Какие правоотношения возникают: а) между Президентом РФ и Государственной думой РФ; б) между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ; в) между Правительством РФ и Министерством образования и науки Российской Федерации. 10. Ответить на вопросы: 1. Как соотносятся понятия «конституционно-правовые отношения» и «государственно-правовые отношения»? 2. Являетесь ли вы субъектами конституционно-правовых отношений? Если да, то каких? 3. Что такое правовые отношения состояния? Приведите примеры. 4. Как соотносятся нормы Конституции и нормы конституционного права? 11. Определите юридические события и юридические действия в указанных ситуациях: 1. В связи со смертью народного депутата К. его полномочия прекращены. 2. Запрос народного депутата С. 3. Обращение Президента с посланием к народу о внутреннем и внешнем положении 4. Обжалование гражданина К. в суд решения органа государственной власти 5. Полномочия Президента прекратились досрочно из-за его болезни 6. Объявление Президентом чрезвычайного положения в связи с событиями природного характера. Определить структурные элементы и вид конституционной нормы в статье 35 Конституции ДНР: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»; и Ст. 50 Конституции Украины имеет пункт, который гласит «Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена». Как Вы думаете, необходим ли такой пункт в ст.35 Конституции ДНР? Ответ обоснуйте. Тема 2. Источники конституционного права. Основы теории конституции 1. Уметь ответить на вопросы по конспекту лекции 2. Письменно ответить на вопрос: «Каково ваше мнение о признании естественного права как источника конституционного права?» 3. Сделать и записать схему «Классификация конституций»
Доклад: 1. Процесс принятия Конституции ДНР. 2. Декларация о суверенитете Донецкой Народной Республики как источник конституционного права. 3. Донецко - Криворожская Республика. Меморандум Донецкой Народной Республики об основах государственного строительства, политической и исторической преемственности
4. Систематизируйте правильное расположение источников конституционного права ДНР по юридической силе (используйте Закон о Нормативных правовых актах ДНР): 1) Указы, распоряжения Главы ДНР; 2) Решения местных органов управления и самоуправления; 3) Проекты законов; 4) Конституция ДНР; 5) Постановления Правительства ДНР; 6) Кодексы; 7) Конституционные законы; 8) Законы; 9) Международные договоры и соглашения; 10) Приказы Ректора Академии. 5. Расставьте основные стадии процедуры внесения изменений в Конституцию ДНР в правильном порядке: 1. Внесение проекта закона Донецкой Народной Республики о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики 2. Предложение о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики 3. Согласование проекта закона о внесении изменений в Конституцию ДНР с Главой государства 4. Официальное опубликование 5. Принятие закона о внесении изменений Решите задачи Задача № 1. В студенческой аудитории на семинарском занятии по конституционному праву разгорелась дискуссия по поводу предписания части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего приоритет международных договоров Российской Федерации над законами страны. Часть студентов полагала, что в Конституции (ч. 4 ст. 15) под законом понимается любой действующий в России закон, в том числе и сама Конституция, однако другая часть аудитории возражала против такого понимания конституционного текста. А как вы понимаете положение части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации? Задача № 2.На заседании Народного Совета ДНР один из депутатов внес предложение об изменении ст. 8 Конституции ДНР. Это предложение было принято простым большинством голосов депутатов Народного Совета. Какие статьи Конституции ДНР нарушены в данном случае? Задача №3. Студент Пашин высказал предположение, что Донецкая Народная Республика пока не является правовым государством, а потому данный принцип, который, по его глубокому убеждению, не реальность, а цель развития ДНР, нужно перенести в преамбулу Конституции ДНР. Каким должно быть содержание преамбулы? Каково её значение? Можно ли согласиться с мнением Пашина? Задача №4. Студентка Фомина высказала мнение, что изменения в раздел II Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» могут вноситься в форме поправок к Конституции. Оцените данное высказывание. Задача №5. Известному учёному, профессору В. А. Туманову задали вопрос: «Что Вы считаете более высоким в юридическом смысле: международные договоры, общепризнанные принципы международного права или Конституцию государства»? В. А. Туманов, будучи Председателем Конституционного суда РФ, высказался в пользу Конституции РФ. Каково ваше мнение? Задача №7. Гражданка Маританская обратилась к юристу за консультацией по вопросу предоставления ей жилого помещения по договору социального найма. Юрист пояснил, что для удовлетворения её просьбы необходимо представить документы, подтверждающие, что она является малоимущей согласно ч. 3 статьи 33 Конституции ДНР. Маританская не согласилась с юристом, ссылаясь на ч. 1 ст. 33 Конституции. Нет ли противоречия между частями 1 и 3 ст. 33 Конституции ДНР?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |