Шаблон для выполнения задания по практикуму.
Мотивация:
Какая проблема волнует? Что
хочу изменить?
Есть ли что-то общее в выбранных мной проектах?
| Целевая аудитория
будущего социального предприятия
| Компетенции:
Что я могу, умею, знаю?
В чем заключаются мои сильные стороны?
|
1.
| 3.
| 2.
|
Опыт:
C какими проблемами сталкивался?
Как решал?
| Возможная сфера деятельности
будущего социального предприятия
| Ресурсы:
Какие ресурсы я
могу использовать, привлечь? Кто может помочь?
|
4.
| 6.
| 5.
|
Практикум. Выявление потребностей выбранной целевой группы
Цель: выявление потребностей выбранной целевой группы.
1. Группы переформировываются на основе сходства целевой аудитории или сферы деятельности в группы по 3 человека.
2. Участники обсуждают и для каждого проекта выписывают в рабочую тетрадь, с последующим обсуждением с тренером потребности выбранной социальной группы.
3. Затем ранжируют потребности с точки зрения остроты, очевидности для клиентов и бенефициаров и степени удовлетворенности текущим рыночным предложением.
4. В колонках 2, 3 и 4 выставьте свои оценки по 10-бальной шкале.
5. Из трех проблем, набравших максимальное количество баллов, участники выбирают проблему, которую будет решать будущее социальное предприятие.
Проблема (очень краткое описание)
| Острота в конкретном регионе
(0 – незначительная проблема, 10 – крайне острая проблема)
| Очевидность для клиентов и бенефициаров
(0 – клиенты и бенефициары не осознают наличие проблемы, 10 – проблема очевидна клиентам и бенефициарам)
| Эффективность существующих решений проблемы и имеющегося рыночного предложения
(0 – проблема решается существующими игроками эффективно, 10 – проблема не решается или решается крайне неэффективно)
| Итого (суммируем баллы 2,3 и 4 колонки):
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
Необходимые действия:
№
| Действия
| Сроки
|
1.
| | |
2.
| | |
3.
| | |
4.
| | |
5.
| | |
6.
| | |
7.
| | |
8.
| | |
9.
| | |
10.
| | |
Практикум. Выявление заинтересованных сторон проекта
Цель: разработка плана действий по ключевым заинтересованным сторонам проекта
- Участники составляют список заинтересованных сторон своего проекта
- Затем заинтересованные стороны ранжируются по степени влияния и заинтересованности в проекте
- Для каждой заинтересованной стороны слушатель формулирует стратегию по привлечению к проекту, повышению лояльности и необходимую степень вовлечения в проект
№
| Заинтересованные стороны проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выработка стратегии в отношении заинтересованных сторон
| План действий в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
Стратегия в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
Степень влияния на проект
| Низкая
|
|
|
|
|
|
Средняя
|
|
|
|
|
|
Высокая
|
|
|
|
|
|
Степень заинтересованности в проекте
| Низкая
|
|
|
|
|
|
Средняя
|
|
|
|
|
|
Высокая
|
|
|
|
|
|
Заинтересованная сторона
|
|
|
|
|
|
№
|
|
|
|
|
|
Выработка стратегии в отношении заинтересованных сторон
| План действий в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
Стратегия в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
Степень влияния на проект
| Низкая
|
|
|
|
|
|
Средняя
|
|
|
|
|
|
Высокая
|
|
|
|
|
|
Степень заинтересованности в проекте
| Низкая
|
|
|
|
|
|
Средняя
|
|
|
|
|
|
Высокая
|
|
|
|
|
|
Заинтересованная сторона
|
|
|
|
|
|
№
|
|
|
|
|
|
Шаблон для разработки теории изменений социального проекта.
Стратегическая цель / формулировка решения социальной проблемы
| Социальное воздействие / изменение в поведении, знаниях, навыках, возможностях / В чем будет выражаться решение проблемы?
| Достигнутые результаты / Количественные среднесрочные (1 год) и долгосрочные (3-5 лет) цели и показатели, в которых будет выражаться социальное воздействие
| Ключевые действия, необходимые для достижения поставленных целей
| Ключевые ресурсы, необходимые для осуществления ключевых действий
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание 2. Оценка бизнес-возможности
Участникамнаправляются файл формы оценки бизнес-возможностей. Выбранные 1-3 идеи социального предпринимательствапредприниматели оценивают по таблице и выбирают лучшую по рейтингу и по мнению слушателя.
Результаты направляются тренеру, курирующему данного предпринимателя.
Методика оценки социальной бизнес-возможности
| |
Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» by Jill R. Kickul ; Thomas S. Lyons, 2012
|
| |
| | |
Социальный потенциал
|
Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
Социальные потребности
| Продукт или услуга непосредственно адресованы для удовлетворения существующей социальной потребности
| Товар или услуга опосредованно удовлетворяют социальные потребности
|
Соответствие миссии
| Продукт или услуга соответствуют социальной миссии предприятия
| Продукт или услуга имеет опосредованную связь или не связан с миссией предприятия
|
Достижимое социальное воздействие
| Продукт или услуга могут удовлетворять выявленную социальную потребность и достигать тем самым измеримого социального воздействия
| Продукт или услуга лишь в небольшой степени удовлетворяют выявленную социальную потребность
|
Социальная эффективность инвестиций
| Высокое значение показателя отношения социального воздействия к затратам на его достижение
| Низкая предполагаемая эффективность инвестиций
|
Поддержка местного сообщества
| Продукт или услуга позитивно воспринимаются местным сообществом
| Продукт или услуга негативно воспринимаются местным сообществом
|
Рыночный потенциал
|
Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
Есть неудовлетво-ренный спрос
| Клиенты высказывают заинтересованность и потребность в товаре или услуге СП
| Клиенты безразличны к появлению товара или услуги
|
Временное окно
| Достаточно времени для реализации возможности
| Времени недостаточно для реализации проекта
|
Интерес инвестора(ов)
| Наличие заинтересованного частного, государственного или благотворительного инвестора
| Отсутствие интереса к проекту со стороны инвесторов
|
Размер рынка
| Большой
| Небольшой
|
Достижимая доля рынка для проекта
| Открытый рынок с несильной или отсутствующей конкуренцией
| Рынок с сильной конкуренцией, закрытый рынок с несколькими сильными игроками
|
Потенциал конкурентных преимуществ
|
Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
Входные барьеры
| Много серьезных барьеров для входа на рынок
| Несущественные или отсутствующие барьеры для прихода новых игроков
|
Перспективные партнерства или альянсы
| Много потенциальных партнеров
| Мало потенциальных партнеров
|
Контроль над расходами
| Сильный контроль
| Слабый или отсутствующий контроль над расходами
|
Привлекательность миссии
| Идея понятна, вызывает симпатию и может привлечь сторонников
| Миссия не вызывает понимания, симпатии и не привлекает сторонников
|
Управленческая команда
| Сильная команда, полный набор необходимых компетенций
| Слабая команда, недостаток ключевых компетенций
|
Потенциал устойчивости
|
Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
Обеспеченность ресурсами
| Наличие материальных ресурсов для старта и работы СП
| Недостаток материальных средств для старта и работы СП
|
Возможности предприятия
| Персонал и руководство обладают необходимыми компетенциями для старта и работы СП
| Недостаток компетенций у сотрудников или руководства СП
|
Достаточность инвестиций
| Инвесторы заинтересованы в проекте и готовы инвестировать средства, достаточные для старта и работы проекта
| Потенциальных инвестиций недостаточно для старта и работы проекта
|
Способность генерировать стабильную прибыль
| Высокая потенциальная способность генерировать устойчивую прибыль
| Низкая вероятность прибыльности социального предприятия
|
Наличие устойчиво высокого потенциального спроса
| Высокий и стабильный потенциальный спрос на продукты или услуги СП
| Низкий или нестабильный потенциальных спрос на продукты или услуги СП
|
Шаблон оценки социальной бизнес-возможности
|
на основе методики Д. Кикул и С. Лайонса
|
Критерии
| Сильная
| Средняя
| Слабая
|
Социальный потенциал
| | | |
Социальные потребности
|
| |
|
Соответствие миссии
| |
|
|
Достижимое социальное воздействие
| |
|
|
Социальная эффективность инвестиций
|
| |
|
Поддержка местного сообщества
|
|
| |
Рыночный потенциал
| | | |
Есть неудовлетворенный спрос
| |
|
|
Временное окно
| |
|
|
Интерес инвестора(ов)
|
|
| |
Размер рынка
|
| |
|
Достижимая доля рынка для проекта
|
| |
|
Потенциал конкурентных преимуществ
| | | |
Входные барьеры
|
|
| |
Перспективные партнерства или альянсы
|
| |
|
Контроль над расходами
| |
|
|
Привлекательность миссии
| |
|
|
Управленческая команда
|
| |
|
Потенциал устойчивости
| | | |
Обеспеченность (материальными) ресурсами
| |
|
|
Возможности предприятия (компетенции)
|
| |
|
Достаточность инвестиций
|
|
| |
Способность генерировать стабильную прибыль
| |
|
|
Наличие устойчиво высокого потенциального спроса
| |
|
|
Итого:
| | | |
Шаблоны для SWOT-анализа:
Сильные стороны –
S
| Слабые стороны – W
|
| |
Возможности – O
| Угрозы – T
|
| |
Бизнес-модель проекта
Ключевые партнеры
| Ключевые действия
| Продукты
| Социальное воздействие
| Отношения с клиентами
| Сегментация клиентов
|
| | | | | |
Ключевые ресурсы
| Создаваемая стоимость для клиентов
| Каналы
|
| | |
Структура расходов
| Структура доходов
|
Постоянные расходы
| Переменные расходы
| |
| |
| | | | | | |