Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка вожатых к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря



2019-05-24 637 Обсуждений (0)
Подготовка вожатых к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок




Смагулова Б.С.

Огороднова О. В.

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

 

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные компетенции.

Key words: inclusion, inclusive education, integration, socialization, children with disabilities, professional competences.

Аннотация: в статье представлены результаты  разработки и реализации авторского проекта дополнительного обучения вожатых по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поддержанного грантом Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». В проекте приняли участие 49 студентов и 12 преподавателей. Результатом проекта стало повышение готовности вожатых к работе в условиях инклюзивных смен/лагерей.

Abstract: the article presents the results of the development and implementation of the author's project the additional training of counselors to work with children with disabilities, supported by a grant from the Federal Agency for Youth Affairs "Rosmolodezh". The project was attended by 49 students and 12 teachers. The result of the project became increased readiness of the counselors to work in conditions of inclusive camps.

Развитию и распространению инклюзивных практик в Российской Федерации способствуют Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы,  введение федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и федерального государственного стандарта для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.

 

Наряду с образованием изменения происходят и в сфере детского отдыха. Так, по данным СанПиНа 2.4.2.3286-15 был отменен запрет на отдых в загородных лагерях для детей с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент, безусловно, некоторый опыт совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в летних лагерях есть, однако он имеет скорее эпизодический, чем системный характер. На развитие данного направления влияют несколько факторов: недостаточное техническое обеспечение лагеря; нежелание родителей здоровых детей, чтобы их ребенок отдыхал совместно с детьми с ОВЗ; недостаточная разработанность методической базы; отсутствие целенаправленной подготовки педагогов и вожатых к работе с данной категорией детей. Последний фактор стал предметом нашей работы.

Работа была выполнена при поддержке гранта Федерального агентства по делам молодежи на основании приказа Росмолодежи от 6 декабря 2017 г. № 486 «Об утверждении списка победителей заочного этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц в 2017 году».

Разработанный и реализованный проект школы дополнительного обучения вожатых по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Будь с нами» направлен на работу по обеспечению готовности педагогов и вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования активно разрабатываются в современных исследованиях [1,2]. Главная цель проекта состоит в том, чтобы обеспечить освоение программы дополнительной профессиональной подготовки вожатых, членов студенческих педагогических отрядов МООО «РСО» для работы и эффективного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями на базе оздоровительно-образовательных организаций, на основе учета особенностей работы с детьми данной категории.

Перед созданием проекта был проведен анализ инклюзивной смены в г. Ишим Тюменской области  в лагере «Берендей», которая была инициирована и реализована родителями детей с расстройствами аутистического спектра. По итогам был выявлен педагогический эффект для обеих категорий детей. Для здоровых детей он заключался в распространении среди детей доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями; создании условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью. Для детей с ОВЗ была предоставлена возможность смены обстановки; созданы условия для осознания себя как равноправного члена детского сообщества; успешной социализации и реабилитации. Как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг общения, а в детском лагере появляется возможность расширения этого круга, причем и за счет общения с людьми с подобными заболеваниями, что помогает понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме.

 Проект стартовал 5 марта и завершился 11 мая 2018 года. Он стал новой платформой для развития профессиональных педагогических компетенций в сфере образовательной инклюзии, востребованных в работе вожатых Тюменской области в современных условиях.

Для первичной диагностики готовности и способности к взаимодействию с той или иной категорией детей, владения методами работы с ними мы использовали задание в виде кейса, который содержал реальные ситуации взаимодействия с ребенком с ограничениями здоровья в условиях загородного лагеря. 

 

Программа проекта состояла из 14 тематических разделов, реализуемых последовательно. Обучение началось с погружающего в сферу инклюзии интерактивного занятия «Понимание инвалидности, как социального явления и сокращение социальной разобщенности», где вожатые  участвовали в инклюзивных играх и взаимодействовали с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. Последующие занятия содержали темы: «Особенности взаимодействия со слепыми и слабовидящими детьми», «Арт-педагогика в инклюзии»,  «Особенности взаимодействия вожатого с глухими и слабослышащими детьми», «Психологические аспекты инклюзивного взаимодействия вожатого и ребенка», «Организация взаимодействия в отряде, включающего ребенка с ОВЗ», «Первая помощь детям с ОВЗ в критических ситуациях».

Также большая часть обучения включала занятия от опытных экспертов по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра: «Нарушения психического и ментального (когнитивного) развития у детей, общий обзор методологии на современном этапе», Система PAWSS – как система мотивации сверстников к поддержке детей с ОВЗ»,  «Принципы метода АВА (прикладной поведенческий анализ) как метода с доказанной эффективностью при работе с детьми с поведенческими расстройствами», «Работа с нейротипичными детьми на принятие детей с ОВЗ в коллективе», «Опыт реализации летних лагерей для детей с аутизмом на базе лагеря Берендей – программа лагеря «Rising Sun» США, Техас», « План «8 стратегий» в использовании летнего лагеря для детей с РАС».

Экспертами и преподавателями выступали кандидаты психологических и педагогических наук ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», специалисты Ресурсного учебно-методического центра Тюменского государственного университета, директор Тюменской региональной автономной некоммерческой организации помощи инвалидам и лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития, руководитель центра коррекции аутизма «Новые горизонты» г. Тюмени, тренер-педагог курса компьютерной грамотности для глухих и слабослышащих на жестовом языке по программе "Расширяя горизонты" и другие специалисты.

По окончанию обучения участники прошли аттестацию также в форме решения кейсов. Экзамен состоял из трех кейсов для самостоятельного решения и одного кейса для группового (коллективного) решения.

Достоинство данного обучения заключалось в наличии у большинства участников погружения в проблемы включения детей с ОВЗ в группы сверстников в условиях загородного лагеря. Вожатые, прошедшие теоретический и практический курс по проекту «Будь с нами» действительно понимают ограничения детей разных нозологий: слабослышащих  детей, детей  с расстройствами аутистического спектра, слабовидящих и слепых детей. При этом осознают всю необходимость и серьезность организации включения в нейротипичный коллектив, владеют технологичными приемами и методами подобного включения, знают,  какие игры и иные виды активности можно организовать для различных категорий детей.

Большая часть успешно прошедших курс обучения организуют и реализуют очередную  инклюзивную смену в лагере «Берендей» в июле 2018 года в  городе Ишим Тюменской области. Остальные участники поедут на Всероссийские проекты и в детские загородные лагеря работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.

2. Козырева О.А., Стоянова Е.И. Дефиниции «готовность», «инклюзивная готовность» будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования как предмет исследования//Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. №5. С. 39-45.

3. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"

4. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

6. Шаги инклюзии ведут в лагерь. [Электр. ресурс]. – URL: http://samaradesnica.ru/chto-takoe-inklyuziya/ (дата обращения: 5.05.2018).



2019-05-24 637 Обсуждений (0)
Подготовка вожатых к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка вожатых к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)