Организации работы психокоррекционных групп.
Наш опыт психокоррекционной работы с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой являются частично «открытые» группы, состоящие из 5-7 человек или малокомплектные группы, состоящие из 2-3 человек. Частично «открытая» группа может работать, . не исключая из своего состава тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены какое-то число занятий отсутствовать. Занятия могут проводится 1 раз (или чаще) в неделю. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а в лучшем случае двух или даже трех лет. После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1,2 раза в месяц). На первом занятии родительницы знакомятся с правилами работы группы. Ими являются: 1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе мы надеемся на взаимность. 2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться. 3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе. 4. Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом). 5. Предметом обсуждений на наших занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В процессе работы группа проходит различные стадии своего развития, а именно: 1. Стадию независимости и ориентировки, которая характеризуется проявлением напряженности, тревожности, страхов у членов группы. 2. Стадию нарастающего напряжения. На этой стадии может возникать и нарастать негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции (Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нас никто не трогает, и мы никого не трогаем. Все это нужно было тогда, в самом начале, когда это случилось). Нарастающее недоверие к психологу может проявиться в жалобах в адрес администрации школы о том, что подобные эксперименты никому не нужны и т.п. 3. Стадию формирования групповой сплоченности. Уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность занятиями, появляются элементы эмпатии к членам группы и к психотерапевту. 4. Стадию зрелой, конструктивно работающей группы. Устанавливается динамическое равновесие между самораскрытием и «обратной связью». В итоге психокоррекционной работы у родительниц формируются определенные модели поведения в семье и в обществе, позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать стрессовые ситуации. КОНСПЕКТЫ Групповых психокоррекционных занятий Разминка |
Приветствие.
Психолог с большим воодушевлением приветствует всех участниц в связи с началом занятий в группе: «Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вместе. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Поделитесь ими». Психолог выясняет впечатления каждой из участниц, стремясь снять первые признаки психологического дискомфорта у родительниц. «Влияет ли на вас необычность обстановки? Что вы чувствуете?».
Психолог предлагает всем образовать круг. Находясь в круге, психолог предлагает участницам познакомиться друг с другом: «Прошу каждую из вас приветствовать друг друга как можно искреннее, так, чтобы вы сами испытали от этого удовольствие». Участницы группы приветствуют своих соседей по кругу и взамен получают слова благодарности. Игра «Мои ощущения». Психолог:
«Стоя в круге, возьмите за руки своих соседей. Закройте глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощущениях. Постарайтесь передать с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). И одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа)».
После проведения упражнения психолог просит каждую участницу оценить и рассказать о своих ощущениях.
В процессе занятия психолог постоянно предлагает
каждой из участниц свободно высказываться по поводу своих ощущений и таким образом обучает родительниц «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты. Игра «Оцените партнера. Какой он?» Психолог:
«Вновь образуйте круг. Закройте глаза. И теперь еще более целенаправленно прочувствуйте вашего партнера слева. Оцените ваши ощущения. Расскажите о них. Поменяйтесь местами в круге. Проделайте то же самое еще раз. Вновь определите ваши ощущения, вербализуйте их. Старайтесь ощущать в ваших партнерах как можно более положительные качества, поддержите их».
После окончания игры вновь проводится опрос каждой из участниц с целью определения оценки полученных ощущений от разных партнеров. В обязательную задачу психолога на данном этапе входит выявление в партнерах как можно большего числа положительных свойств и качеств.
Основная часть
а) Сообщение психолога о Правилах работы группы (см. Введение). Обсуждение и разъяснение необхо димости выполнения всех правил каждой участ ницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.
б) Тематический опросник «Мой жизненный путь.
Мои успехи и мои неудачи».
Участницам группы раздаются бланки опросника для заполнения. Психолог раскрывает родительницам смысл проводимого задания и предлагает им приступить к выполнению этой работы. После окончания проводится очень подробное обсуждение ответов каждой из участниц. Работа над этим опросником является весьма важной, так как она не только представляет собой продолжение этапа знакомства друг с другом участниц группы, но и одновременно служит осознанию целей проводимого тренинга.
В том случае, если родительницы назовут в качестве своей неудачи рождение больного ребенка, психолог должен найти аргументы, чтобы опровергнуть иЛи подвергнуть сомнению эти высказывания (только для специалиста).
Аутотренинг
Психолог называет новый этап урока и знакомит участниц с его целью и содержанием. Затем предлагает всем сесть поудобнее и закрыть глаза. Читая текст, психолог изменяет звучание своего голоса. Он приобретает оттенки внушения и суггестии:
«Займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)... И вы отдохнули... Открывайте глаза. Как вы себя чувствуете?»
Затем психолог проводит опрос каждой из участниц,
определяя степень ее включенности в данную форму
работы.
2019-05-24 | 222 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Организации работы психокоррекционных групп. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы