Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА «ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ЧИТАТЬ»



2019-05-24 341 Обсуждений (0)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА «ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ЧИТАТЬ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Фесенко А.С.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected].

Научный руководитель: Тряпицына Е.В., к. филол. н., доцент, заведующая кафедрой английской филологии, языков северных стран и лингводидактики ВШСГНиМК

 

Современные учащиеся средней школы часто испытывают трудности с мотивацией при изучении иностранного языка. Педагоги ищут всё новые и новые способы заинтересовать своих учащихся. Одним из таких способов является изучение культурно-страноведческой информации через чтение, реализуемое в рамках проекта МБОУ Гимназии № 6 г. Архангельска «Хорошее время читать».

Основу методики данного проекта составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Данный проект реализуется следующим образом: детям предлагается «Портфель читателя», в котором дан список книг и перечень различных заданий на выбор. Руководитель проекта, в свою очередь, подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге. По завершении определенного этапа проводится выставка «портфелей» и награждение лучших читателей, а также «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера, лотерея является беспроигрышной).

Главной целью проекта является повышение престижности чтения среди младших школьников и повышение мотивации к изучению языка. При этом у учащихся формируется литературный вкус, они осваивают навыков рефлексивного чтения, а также повышают уровень своих культурно-страноведческих знаний о стране изучаемого языка путём чтения.

Данная методика ориентирована на младший и средний школьный возраст, что даёт возможность использовать её на большом количестве учащихся. Применение данного проекта на среднем этапе обучения в школе ещё более целесообразно, поскольку дети среднего школьного возраста очень часто теряют мотивацию к изучению иностранного языка и перестают видеть значимость его изучения. Повышения мотивации в этом случае можно добиться с помощью демонстрации через литературу интересных аспектов культуры страны изучаемого языка, ведь зачастую дети данного возраста не слишком заинтересованы в изучении самого языка, но с большим интересом воспринимают информацию культурно-страноведческого характера, поскольку для них она является объектом повышенного внимания. Повышение уровня знаний такого характера связано с формированием у учеников культурно-страноведческой компетенции, но которой мы теперь остановимся поподробнее.

Для начала рассмотрим само понятие культурно-страноведческой компетенции. И.Б. Смирнов при вводе данного термина подчеркивал, что особое внимание при формировании культурно-страноведческой компетенции как части коммуникативной компетенции через взаимоотношение и взаимодействие нескольких культур оказало огромное влияние на создание новых списков целей и задач обучения иностранному языку в России [3, с. 19].

Н.А. Сухова определяет культурно-страноведческую компетенцию как «единство социокультурных знаний, умений и навыков, которые дают возможность общаться представителям различных культур и владеть знаниями об образе жизни, особенностях восприятия мира жителями страны изучаемого языка» [4, с. 86].

Культурно-страноведческую компетенцию стоит рассматривать как определенный комплекс знаний, умений и навыков, а также способности и особые качества личности [1, с. 57].

Формирование у ученика культурно-страноведческой компетенции предполагает овладение фоновыми знаниями, разделенные на ниже представленные категории:

а) географические и экономические знания;

б) исторические и политические факты;

в) культурологические сведения из различных областей;

г) реалии повседневной жизни (праздники, досуг);

д) нормы и правила поведения, вербального и невербального общения, которые приняты в данном конкретном обществе;

е) условия жизни [2, с. 71].

Овладев вышеперечисленными знаниями, ученик должен сформировать следующие умения:

а) применять фоновые знания для достижения взаимопонимания в ситуациях межкультурного общения;

б) адекватно использовать лексические единицы с культурным и страноведческим компонентами в речи в ситуациях межкультурного общения;

в) уметь прогнозировать возможные варианты некорректного межкультурного общения, осознавать его причины.

Помимо знаниевого компонента в культурно-страноведческую компетенцию входит еще и эмоциональный, мотивационный, который призван повысить интерес учащихся вести учебную деятельность, ведь именно заинтересованность и мотивированность ученика играет одну из самых главных ролей в изучении иностранного языка.

Всего вышеназванного можно достичь через проект «Хорошее время читать».

Для формирования культурно-страноведческой компетенции учитель может предложить определенные задания на основе прочитанного учениками материала. Например, читая текст про празднование Нового года в Шотландии, учитель может задать ученикам следующие вопросы:

1) Where and when do people celebrate Hogmanay?

2) What are Hogmanay traditions?

3) What is the traditional song for Hogmanay?

4) Who wrote the traditional song for Hogmanay?

5) Who is the best “first-foot”?

6) How do people celebrate Hogmanay outside their homes?

Перечисленные выше вопросы не только помогут учащимся еще раз проверить правильность понимания ими прочитанного текста, но также сфокусируют их внимание на интересных и необычных особенностях празднования Нового года в Шотландии. Данный вид упражнений нацелен на то, чтобы учащиеся, получив какую-то основную информацию об определенном событии, сами захотели посмотреть, почитать и поискать что-то дополнительно, тем самым расширив свой кругозор и повысив уровень своей культурно страноведческой компетенции.

Но представленных выше вопросов недостаточно для повышения уровня мотивации учащихся среднего звена. Ученики данного возраста уже привыкли к подобным заданиям, поэтому одно лишь вопросно-ответное упражнение не сможет достигнуть выдвинутых нами целей и не позволит значительно повысить уровень заинтересованности учащихся.

Учителю, работающему с учениками такого возраста, не стоит пренебрегать такими их способностями, как креативность и творческий подход к выполнению заданий различного рода, ведь именно в этом возрасте дети мыслят наиболее креативно. Прочитав текст про празднование Нового года в Шотландии и выполнив представленное выше задание на общее понимание текста, учащиеся будут способны выполнить и несколько заданий творческого характера. Среди таких заданий есть те, которые подойдут к работе с текстом, например создание и описание рисунка по прочитанному тексту, коллажа, опроса для членов своей группы, который позволит не только оценить степень творческого подхода автора, но и проверить остаточные знания у других. Также к подобным заданиям можно отнести составление плана мероприятий, которые дети хотели бы посетить во время такого праздника, а также создание презентации на данную тему, поскольку современные дети очень хорошо умеют использовать все современные технологии.

Вышеперечисленные задания помогут учителю создать на уроке позитивную и творческую атмосферу. Помимо прочего, такие упражнения создадут эффект эмоциональной вовлеченности учеников непосредственно в сам учебный процесс, поскольку сами учащиеся будут участвовать в создании заданий, что позволит, в свою очередь, повысить их интерес к изучаемому предмету.

Подводя итог, следует сказать, что формирование культурно-страноведческой компетенции учащихся начальной и основной общеобразовательной школы при использовании проекта «Хорошее время читать» должно способствовать развитию у них эрудиции в области культурно-страноведческих знаний, любви к чтению, готовности анализировать сходства и различия различных стран и культур, толерантности, а также формирования собственной целостной картины мира и, конечно же, мотивации по отношению к изучаемому языку и стране.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костина, Е. А. Педагогическая технология развития культурно-страноведческой компетенции учителя иностранного языка: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 118 с.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка (русская версия). – М.: МГЛУ, 2005. – 247 с.

3. Смирнов, И. Б. Формирование основ культурно-страноведческой компетенции учащихся старших классов средней школы при чтении художественной литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 19 с.

4. Сухова, Н. А. Формирование культурно-страноведческой компетенции на основе аутентичных материалов в процессе обучения: дис. ... канд. пед. Наук. СПб., 2002. 244 с.

 



2019-05-24 341 Обсуждений (0)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА «ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ЧИТАТЬ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА «ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ЧИТАТЬ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)