Изучение внутренней среды направлено на определение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Выделяют набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации.
Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах.
п/п
| Сфера
| Факторы
| Вопросы для анализа
| Анализ факторов сферы и ответы на вопросы анализа по данному предприятию
|
| Кадры
| 1. Управленческий персонал;
2. Мораль и квалификация сотрудников;
3. Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
4. Кадровая политика;
5. Использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
6. Возможность контролировать циклы найма рабочей силы;
7. Текучесть кадров и прогулы;
8. Особая квалификация сотрудников;
9. Опыт
| 1. Какой стиль управления использует высшее руководство;
2. Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства;
3. Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
4. Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации;
5. Какова политика оплаты труда в организации
|
|
| Организа
ция общего управления
| 1. Организационная структура;
2. Организация системы коммуникаций;
3. Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование);
4. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений
5. Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
6. Система стратегического планирования;
| 1. Четко ли распределены в организации права и обязанности;
2. Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
3. Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации
|
|
| Производст-
во
| 1. Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
2. Система контроля запасов, оборот запасов;
3. Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
4. Экономия от масштаба производства;
5. Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
6. Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
7. Отдача от использования оборудования;
8. Контроль за процессом изготовления продукта;
9. Проектирование, составление графика работы;
10. Контроль качества;
11. Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
12. Исследования и разработки, инновации;
13. Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара
| 1. Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели;
2. Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы;
3. Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов
|
|
| Маркетинг
| 1. Продукты (услуги), производимые фирмой;
2. Сбор необходимой информации о рынке;
3. Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения;
4. Жизненный цикл основных продуктов;
5. Каналы распределения
6. Организация сбыта: знание потребностей покупателей;
7. Имидж, репутация и качество товара (услуги);
8. Продвижение товаров на рынок и их реклама;
9. Ценовая политика;
10. Процедуры установления обратной связи с рынком;
11. Развитие новых продуктов, услуг и рынков;
12. Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
| 1. Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантии
2. Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем;
3. Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков;
4. Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей
|
|
| Финансы и учет
| 1. Возможность привлечения краткосрочного капитала;
2. Возможность привлечения долгосрочного капитала;
3. Отношение к налогам;
4. Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
5. Возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
6. Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек;
7. Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли
| 1. Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации;
2. Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности;
3. Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации;
|
|