Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знаменательный юбилей: 969 г.-1969 г.



2019-05-24 249 Обсуждений (0)
Знаменательный юбилей: 969 г.-1969 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




В нынешнем 1969-м году 11-ое июля, по нашему православному календарю (24 июля по новому стилю), представляет собою весьма знаменательную юбилейную дату, о которой, по-видимому, огромное большинство современных русских людей, увлеченных теперь совсем другими интересами, ничего не знают, так как дата эта прошла незамеченной – по крайней мере, никем и нигде не была отмечена так, как она того бы заслуживала.

11 июля 1969 г. исполнилось ровно тысяча лет со дня преставления Блаженной Княгини ОЛЬГИ, которую именуют также «Равноапостольной» – «начальницы Православия на Русской земле», «матери князей российских», «величия нашего и похвалы», которая «дьявола из России прогнала» и «первая на Руси взошла в Царство Небесное».

Наш благочестивый летописец, преподобный Нестор Киево-Печерский, составивший «Повесть временных лет»: «Откуду есть пошла Русская Земля», не находит достаточно слов, чтобы восхвалить «виновницу спасения нашего» – святую Ольгу. Он называет ее «звездою утреннею, предваряющею солнце», «зарею утра, предвещающею свет дневный» и говорит, что она «светила, как полная луна в нощи, блистая между неверными, как жемчужина».

«Солнце», которому «предтекла», как «утренняя звезда» святая Ольга, был ее Боговенчанный внук – СВЯТЫЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, при котором совершилось величайшее событие русской истории – КРЕЩЕНИЕ РУСИ. До этого Русь была погружена во тьму язычества, за малыми отдельными исключениями, ее окутывала ночь идолопоклонства.

По свидетельству нашего выдающегося церковного историка Преосвященного Архиепископа Филарета, святая княгиня Ольга была природной славянкой, происходившей из-под Пскова, который в те времена назывался «Плесков». Славянское имя ее было Прекраса, которое получила она потому, что действительно была, прекрасна и душою и телом. «Ольгой» назвал ее по своему имени опекун князя Игоря Олег, когда выдавал ее замуж за своего племянника Игоря.

После трагической кончины князя Игоря, убитого возненавидевшими его древлянами, святая княгиня Ольга известное время единолично управляла Русской землей, за малолетством ее сына Святослава, который остался после смерти отца четырехлетним ребенком. И правление ее было столь мудрым и благотворным для Руси, что летописец назвал ее «мудрейшей всех человек; что в тогдашнем словоупотреблении, как и до настоящего времени в диалекте у малороссов, означает: «мудрейшей всех мужчин».

В то время в Киеве уже была какая-то численно небольшая группа христиан, которые имели даже «соборную церковь святого пророка Илии», в коей они присягали, как сообщает об этом летописец, на верность договору с Византией, заключенному при князе Игоре, в то время как язычники присягали перед своим идолом Перуном.

Княгиня Ольга видела возвышенную жизнь этих христиан, резко отличавшуюся от жизни язычников, и не могла не плениться небесной чистотой и красотой христианского учения. Но так как огромное большинство старейшин и народа все еще было привержено к язычеству, она решилась на весьма мужественный шаг – предприняла путешествие в столичный город христианства – царственный Константинополь, чтобы там основательнее познакомиться с христианской верой и надлежащим образом подготовиться к великому таинству Святого Крещения.

Это произошло в 957 году.

Характерно и глубокомысленно объясняет этот поступок Ольги наш летописец. «Эфиопская царица», говорит он: «ходила к Соломону слушать премудрость его и видеть опыты премудрости его: точно так и блаженная Ольга искала мудрости Божией. Ищущие мудрости находят ее. Блаженная Ольга в зрелых летах отыскивала умного значения всему в мipе и вот нашла драгоценный бисер – ХРИСТА».

Взяв с собою много подарков и большую свиту, в составе которой были «родственники и родственницы ее», в том числе «племянник», «до 10-ти знатнейших жен», «18 почетных служительниц», «22 поверенных», «43 купца» и до «10-ти чиновников», она водным путем отправилась в Царьград, как имели обыкновение называть русские Константинополь.

Об этом приезде русской княгини в Константинополь есть запись и у греческих летописцев. Так Кедрин пишет: «Ольга, жена князя русского, того, который приводил флот против греков, по смерти супруга явилась в Константинополь и, когда доказала великую ревность свою к истинному благочестию, была крещена и принята с почестями, приличными ее сану, и возвратилась в свой дом».

В Константинополе кн. Ольга пробыла не менее трех месяцев. Здесь она поучалась вере христианской, ежедневно с большим усердием внимала Божественным словесам и присматривалась к великолепию богослужебного чина и всем сторонам истинно-христианской жизни. Сердце ее разгорелось пламенной любовью ко Христу, и она обратилась к патриарху с просьбой крестить ее. Патриархом в то время был Полиевкт, славный и по святости жизни и по своей высокой образованности. Ольга поднесла ему в дар золотое блюдо с изображением Христа-Спасителя на драгоценном камне. Это блюдо видел в храме святой Софии путешествовавший в Константинополь Новгородский Apxиепископ Антоний.

Святейший Патриарх Полиевкт сам крестил княгиню Ольгу, причем византийский император Константин Багрянородный был ее восприемником от купели. Наречена была она во Святом Крещении ЕЛЕНОЮ, в память святой равноапостольной Елены, матери святого Константина Великого, при котором христианство восторжествовало в Римской Империи, что, конечно, сделано было предзнаменательно. Причастив новокрещеную Святых Таин Тела и Крови Христовых, Патриарх благословил ее со словами: «благословенна ты среди жен российских, ибо ты, оставив тьму, взыскала истинного света; возненавидев идольское многобожие, ты возлюбила Единого Истинного Бога; ты избежала вечной смерти, обручившись жизни безсмертной. Отселе тебя будут ублажать сыны Российской земли!». Несомненно крестились и многие, если не все, из ее свиты, которые еще не были христианами.

Патриарх дал в благословение святой Ольге крест, который, как сообщают несколько летописцев, долгое время хранился в Киеве и после ее смерти.

После крещения состоялся торжественный прием новокрещеной княгини при императорском дворе, со всем ее посольством, о чем повествует сам император Константин. Император принял Ольгу, окруженный высшими чинами. От русского посольства были поднесены ему дары. Прием закончился обедом, во время которого пело два хора певчих – певчие храма святых Апостолов и храма святой Софии. После обеда подносили нашей княгине и ее свите подарки от императорского двора.

Перед отъездом в честь святой Ольги был дан императором второй прощальный обед. Оставляя Царьград, блаженная Ольга пошла к патриарху и прося его напутственного благословения, сказала ему: «Помолись за меня святый отец! Народ мой и сын мой пребывают в языческом заблуждении – да избавит меня там Господь, твоими святыми молитвами, от всякого зла».

Патриарх ответил ей: «Верная и благословенная дочь моя о Святом Духе. Христос, в Которого облеклась ты во Святом Крещении, Сам да соблюдет тебя от всякого зла, как соблюл Он Ноя от потопа, Лота от Содома, Моисея с Израилем от фараона, Давида от Саула, Даниила от уст львовых и трех отроков от печи. Так и тебя да избавит Господь от напасти. Благословенна ты в народе твоем, и тебя будут ублажать внуки и правнуки до последних лет».

Получив от патриарха честный крест, святые иконы, книги и прочие, потребные для богослужения вещи, а также пресвитеров и клириков, св. Ольга с великой духовной радостью возвратилась к себе домой.

Вернувшись на родину, блаженная Ольга, как истинная христианка, начала горячо ревновать о распространении святой веры христианской и прежде всего пыталась обратить к ней своего сына кн. Святослава. Но он, как воинственный князь и гордый воин, дороживший более всего воинской славой и думавший только о битвах, оставался безчувственным к просьбам и увещеваниям матери. «Моя дружина будет смеяться надо мной, если я приму христианскую веру» , возражал он ей, «от меня отступят бояре, воеводы и вся дружина, и мне не с кем будет воевать против врагов и защищать наше отечество».

Впрочем, Святослав, сам не желавший принимать Христову веру, не препятствовал однако, креститься другим, хотя вместе с дикой дружиной своей часто оскорблял христиан злыми насмешками. По смерти же Ольги в 971 г. языческая дружина, обвинив христиан в гибели войска за Дунаем, до того возбудила Святослава против них, что он убил и своего двоюродного брата Глеба, с которым было предано смерти и много христиан.

12 лет после своего крещения св. Ольга ревностно занималась апостольской деятельностью, за что ее именуют не только «блаженной», как она названа в нашем церковном уставе, но и «равноапостольной».

Несомненно, что она посеяла первые семена святой веры в своем юном внуке ВЛАДИМИPЕ, который промыслом Божиим стал «Вторым Константином» – просветителем всей Русской земли, обратившим весь русский народ из тьмы язычества к свету Христову, что, как принято считать, произошло в 988 г. Степенная Книга говорит, что «многие, дивясь о глаголах ее (Ольги), ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали из уст ее Слово Божие и крестились». Известно и то, что уже 15 лет спустя после крещения Ольги, в 972 г., папа Римский считал Русь убежищем именно восточной православной веры (хотя формального «разделения церквей», как принято выражаться, тогда еще не было, но оно уже весьма ярко наметилось). Папа Иоанн XV, разрешая учредить в Праге епископство и открыть женский монастырь, прибавил: «впрочем не по обрядам племени болгарского или Руси или славянского языка.

Предпринимая миссионерские поездки по всей стране св. Ольга посетила Великий Новгород и другие города, всюду, где только можно, приводя людей к святой вере и ставя кресты, от которых для вразумления язычников совершалось немало чудесных знамений. Посещала она и свою родину, Выбутскую весь, близ Пскова, где, на берегу реки Великой при впадении в нее реки Псковы, водрузила крест и изрекла пророчество о построении на этом месте храма во Имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. По преданию она послала туда много золота и серебра и повелела населить это место людьми, почему в короткое время там и разросся новый великий город Псков, в котором прославлялось Имя Пресвятой Троицы.

11-го июля 969 г. блаженная Ольга преставилась о Господе, причем завещала не совершать над нею языческой тризны и не насыпать языческого кургана, а послать на ее поминовение деньги Патриарху. Духовник ее совершил над нею, в присутствии оплакивавшей ее княжеской семьи, христианское отпевание.

Князя Святослава Игоревича за непослушание матери постигла злая кончина: он убит был в битве с печенегами, и печенежский князь Куря из черепа его сделал себе чашу, оковав ее золотом с надписью на ней: «ищущий чужого губит свое», и пил из нее на торжественных пирах с своими вельможами.

По свидетельству черноризца Иакова, «тело св. Ольги почивало во гробе, как спящее, столько лет нетленное». Когда внук св. Ольги просветитель Руси святой князь Владимир распорядился перенести святые мощи блаженной бабки своей в созданную им так называемую Десятинную церковь, они оказались нерушимыми, нетленными и издавали благоухание, причем от них подавались многие исцеления различных недугов всем, кто с верою прибегал к ним.

Ныне над несчастной заблудившейся Русской землей господствует еще худшая тьма, чем тьма язычества – мрачная зловещая тьма лютого безбожия и богоборчества. Едва ли во много-лучшей обстановке живут наши русские люди здесь – в так называемом «свободном мире», где пока нет только открытого кровавого гонения на истинную Христову веру, и где часто ложно-понимаемая «свобода» лишь разлагает морально души людей, убивая в них истинно-христианскую жизнь и доводя их нередко до состояния скотов несмысленных.

Весь мир в наше время доходит уже, кажется, почти до крайних пределов религиозно-нравственного падения, несмотря на все головокружительные успехи чисто-внешней «культуры» и техники, которые не спасут человечество от страшной гибели, уже так явно нависшей над ним, а скорее наоборот – они-то, эти помрачающие ум успехи, и подготовят ее.

Единственным утешением для нас, православных русских людей, и сильными молитвенниками за страждущее Отечество наше являются «Все Святые, в Земле Российской просиявшие» и среди них «начальница Православия» на Русской земле – Блаженная и Равноапостольная Великая Княгиня Российская Ольга, если только мы свято чтим ее память и не ленимся прибегать к ней в искренних слезных молитвах.

«Наш Русский идеал».

«Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временной, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником. Темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святый Троице, поминай стадо, еже собрал ecи мудре, и не забуди якоже обещался ecи, посещая чад твоих, Cepгие преподобне отче наш»  (Тропарь преп. Сергию Радонежскому)

Кто не знает преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского, чудотворца, кто не дал себе труда, хотя бы в самых общих чертах, познакомиться с замечательным житием его, тот – не русский человек.

Кто не любит преподобного Сергия и не чтит его благоговейно и нежно, тот не может почитать себя православным русским человеком, тот чужд идеала Святой Руси.

А ведь этот идеал – идеал Святой Руси – один из самых высоких и возвышенных идеалов нашей земной жизни, ибо он выражает собою деятельное стремление воплотить и осуществить не только в личной и семейной, но и в общественной и даже государственной жизни заветы Евангелия Христова, создать, насколько это в силах наших, подлинное Царствие Божие на земле, которое было бы преддверием будущего Царствия Небесного в ожидающей всех нас жизни вечной.

Преподобный и богоносный отец наш Сергий тем нам близок и дорог, что он был основоположником Святой Руси, духовно-благодатным наставником и руководителем русского народа на пути к осуществлению этого высокого идеала. Поэтому его нередко называли «игуменом всея Руси», или «игуменом земли Русской». Вся русская земля мыслилась тут, как один огромный монастырь, как многолюдная иноческая обитель, в которой все русские люди составляли собой «братию», а преподобный Сергий был как бы «настоятелем» – «игуменом» ее. Основанная им знаменитая Троице-Сергиева Лавра стала подлинным духовным оплотом Северо-Восточной Московской Руси, каким на заре русской христианской государственности в Киевской Руси была прославленная Киево-Печерская Лавра. После того как центр русского государства, вследствие разорения Киева татарами, передвинулся на северо-восток, там же, вблизи Москвы, ставшей вскоре столицей Святой Руси, благодаря преподобному Сергию, возник этот новый духовный оплот русского народа, куда во множестве со всех концов необъятного нашего отечества стекались русские люди. За многие сотни, иногда даже тысячи верст шли они туда на богомолье с котомками за плечами, с дорожными посохами в руках, чтобы поклониться святым мощам великого угодника Божия, «печальника за землю русскую», как называли они его. Приходили они туда и получали то, чего с верою искали – утешения и ободрения в скорбях, наставления и духовного руководства.

Как преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские положили начало русскому иночеству вообще, так преподобный Сергий Радонежский явился начальником всего русского иночества в Северо-Восточной Руси. От него пошло великое множество иноков, основавших огромное число иноческих обителей на севере и на востоке русской земли, насельники коих исчислялись порою не только сотнями, но и тысячами. Воочию исполнилось дивное видение, которого сподобился преподобный Сергий еще при своей жизни, когда он увидел однажды в окне своей келлии чудный свет, разгнавший ночную тьму, и множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных, которые летали под окном и по всему монастырю и несказанно-радостно пели, и услышал таинственный голос, вещавший ему с высоты небес: «Сергий! видишь, какое множество иноков соберется вокруг тебя под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут украшены они разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим».

И вот мы видим, как исполнилось это дивное предречение! Даже лютые богоборцы, овладевшие нашей несчастной родиной, не посмели поднять руку на святые мощи великого угодника Божия и на основанную им славную лавру. Многие, ездившие в эти последние годы в Советскую Россию, свидетельствуют нам, что Троице-Сергиева Лавра это единственный теперь монастырь на нашей несчастной родине, который еще существует, как монастырь, а св. мощи преподобного Сергия возвращены в раку, где они почивали, и доступны для поклонения народа, который, как и встарь, во множестве стекается туда, чтобы выплакать там в слезной молитве свое неизбывное горе и получить духовное утешение и подкрепление. Непрерывно совершаются перед ракой со святыми мощами преподобного молебны при общем всенародном пении. Мы слышали однажды записанное на магнитофонную ленту это изумительное по своей силе и глубоко-трогательное молитвенное пение – этот подлинный вопль душ, действительно «едиными усты и единым сердцем»:
Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

И вот, если бы весь русский народ в его целом слился в этой единодушной молитве перед своей вековой исторической святыней – перед святыми мощами своего великого «печальника», – нет сомнения! – спаслась бы наша несчастная страждущая родина от лютого ига безбожия, воскресла бы вновь наша Святая Русь.

О, если бы все русские люди сознали, наконец, это!

Будем же усердно молиться преподобному Сергию о вразумлении всех русских людей и о скорейшем спасении и возстановлении нашей родины, как Святой Руси, тем боле, что от этого зависят теперь и судьбы всего мира, всего человечества. Только слепой может не видеть, как стремительно катится современный мир по наклонной плоскости к своей окончательной страшной погибели. Пора сознать и понять всем благоразумным людям, что без Святой Руси никогда не будет мира во всем мире и ничего хорошего ожидать нельзя, кроме скорого приближения того общего для всех конца, о котором предрекает Слово Божие. Аминь.



2019-05-24 249 Обсуждений (0)
Знаменательный юбилей: 969 г.-1969 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знаменательный юбилей: 969 г.-1969 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)