ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей. Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка. В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям. Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами: • Осмотр детей специалистами детской поликлиники; • Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ; • Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие); • Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ; • Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду; •Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам. Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся: • Преобладание циклических упражнений; • Ежедневные циклы физкультурных занятий: • традиционные; • тренировочные; • занятия-соревнования; • самостоятельные; • интегрированные с другими видами деятельности; • праздники и развлечения; • Занятия с использованием мини-тренажеров; • Ритмическая гимнастика; • Гимнастика после сна; • Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа; • Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями; • Создание необходимой развивающей среды; • Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; • Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; • Музыкальные занятия; •Занятия по формированию здорового образа жизни. Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур: • Босохождение; • Обширное умывание; • Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); • Обмывание стоп ног; • Душ; • Полоскание рта водой комнатной температуры; • Воздушные ванны в облегченной одежде; • Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года. Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия: • Постоянный контроль осанки; • Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию; • Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.); • Подбор мебели в соответствии с ростом детей; • Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа; • Сбалансированное питание; • Вакцинация против гриппа; • Потребление фитонцидов (чеснока и лука); • Употребление соков и фруктов (второй завтрак); • Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада; • Использование люстр Чижевского; • Использование очистителей воздуха; • Физиотерапия; • Ингаляции; • Кварцевание групп; • Прием поливитаминов; • Аэрофитотерапия; • Аэрозольтерапия; • Лечебная физкультура; • Массаж. Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье: • Элементы точечного массажа (Ци-гун); • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; • Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой; • Психогимнастика по методике М. Чистяковой; • Хождение по «дорожкам здоровья»; • Использование различных массажеров; • Звуковая гимнастика Лобанова; • Элементы упражнения хатха-йога; • Аромотерапия Г. Лавреневой; • Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; • Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова; • Лечебные игры А. Галанова; • Театр физического развития и оздоровления Ефименко; • Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки; • Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина; • Восточная гимнастика с элементами у-шу. Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий: • Психодиагностика; • Элементы аутотренинга и релаксации; • Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка - Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.); •Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы; •Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ. Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа: • Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок); • Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки; • Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой; • Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений; • Коррекция психоэмоциональной сферы; • Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ; • Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре; • Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп. Восьмым направлением является консультативно-информационная работа: • Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; • Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий; • Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана; • Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов; • Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов; • Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |