ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие — расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить их гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения — разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий. Главный их принцип — добровольность. Это открывает простор избирательности интересов и ученика, и учителя. Самостоятельность, самодеятельность в выборе содержания и форм работы вызывают творческую активность школьников, рождают большой интерес к искусству. Во внеклассной работе значительно ярче выявляется личность воспитанника, возможность для индивидуализации его выбора, самовыражения. В. А. Сухомлинский не раз говорил о том, что успех, радость победы являются для учащегося толчком к осуществлению «второй программы умственного труда» — так Сухомлинский называл самообразование. Он видел задачу школы в пробуждении духовной жизни, чувства прекрасного, чтобы «каждый шаг к знаниям был гордым взлетом птицы, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под непосильной ношей за спиной». Внеклассная работа открывает перед учениками эту радость побед, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А плодотворность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству. Внеклассная работа по литературе — это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии, походы и др.), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой. Уроки и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретенные в учебном процессе; проводить сообщения, доклады по внеклассному чтению, пересказы. В методических рекомендациях к планированию уроков литературы разработана система внеклассной работы, способствующая углубленному знакомству школьников с жизнью и творчеством изучаемого писателя. Эти рекомендации помогают преподавателям практически всех учащихся охватить разными видами внеклассной деятельности, учитывая склонности и умения каждого. Одни задания дают пищу для самостоятельных открытий (создание альбомов, выставок, подготовка конференции, сбор материала для музея и др.). Другие вводят в художественное творчество (конкурсы чтецов, иллюстраторов, инсценировки, вечера и др.). Вариативность рекомендаций дает учителю возможность отбора, помогает ему создать целостную систему внеклассной работы, а за годы обучения провести учащихся через разные формы эстетической деятельности. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса. Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект. В основе всех видов внеклассной работы по литературе лежит самостоятельное чтение школьников. Особую важность приобретают вопросы руководства внеклассным чтением в наше время, когда на первый план выдвигается задача воспитания гармонической, духовно богатой личности. У книги появились весьма могучие соперники — кино и телевидение. Их всевластие становится подчас опасным, так как для неподготовленного зрителя они создают иллюзию познания даже при полной пассивности восприятия. Чтение не случайно называют и трудом и творчеством. Как ни одна иная форма общения с искусством, оно требует от читателя напряженной работы мысли и способности к сопереживанию. Для успешного руководства домашним чтением учителю необходимо знать читательские интересы своих учеников. Существуют объективные возрастные законы направленности интересов. Однако читательские интересы учеников зависят не только от возрастных особенностей. Восприятие литературы всегда носит личностный характер. Современная методика признает изучение читателя-школьника необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учителей-словесников? • В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником. • Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т.д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе. Хорошую возможность увидеть и уровень начитанности всего класса, и лицо каждого ученика дают сочинения типа «Есть ли у тебя любимая книга? Почему она понравилась больше других?», «Можешь ли ты назвать книгу, которая тебе нравится больше других?». Эти темы побуждают к обоснованию своего вкуса. Из сочинений «Книга в моей жизни», «Какие книги я читаю», «Моя библиотека» учитель может составить впечатление о читательской биографии ученика. • Читательские биографии, широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя. Есть о чем задуматься учителю, получающему в выпускном классе такую информацию о себе: «Преподаватель ведь искренне хочет научить нас. Разумеется, он знает несравненно больше, чем ученики, помнит, что было самому интересно. Но, во-первых, личный опыт не всегда показателен. Во-вторых, учитель ограничен программой и вынужден гнать одно за другим, у него не остается времени просто показать, как читать, а не листать книгу. В результате у ученика в голове чаще вывески, чем произведения». • Читательский дневник, дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы. Между тем известно, что отдельные школьники ведут записи о прочитанном, хотели бы планировать свое чтение, заинтересованы в тактичных советах старшего товарища. Опыт такого сотрудничества описан в методической литературе. В V - VI классах школьники с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учитель подходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Читательские дневники пятиклассников — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения. • Изучение библиотечных формуляров, популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно в городских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемых учащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей. • Анкетирование получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов - все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся к анкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником. В старших классах широко используется анкетный опрос. Он привлекает краткостью, насыщенностью информацией, возможностью перепроверки некоторых суждений, охватом широкого круга вопросов. Анкетирование можно провести для общего знакомства с учениками как читателями, для выяснения их отношения к отдельному писателю, книге, героям. Вот вопросы, которые можно предложить девятиклассникам: 1. Какие книги ты больше всего любишь? 2. Что прочитано за последнее время? 3. Какая из прочитанных за последнее время книг произвела на тебя наибольшее впечатление? Почему? 4. Какие журналы ты читаешь регулярно? Периодически? 5. Перечисли советских писателей и поэтов, которых ты больше всего знаешь и любишь. 6. Кого из писателей-классиков ты читаешь не по программе, а для себя? 7. Какие зарубежные писатели тебя интересуют? 8. Как часто ты бываешь в театре? Какой спектакль больше всего запомнился? 9. Как часто бываешь в кино? Какие картины произвели на тебя наибольшее впечатление? 10. Как часто смотришь телевизор? Какие передачи более всего любишь? 11. Любишь ли ты музыку? Серьезную или легкую? Где ты ее слушаешь? Кого из современных композиторов знаешь? 12. Интересуешься ли живописью? Кто из художников тебе особенно интересен? Учитель должен быть готов к тому, что картина чтения окажется пестрой. Современные исследования свидетельствуют, что среди подростков и юношей есть определенный процент (10—14%) совсем не читающих самостоятельно, по личному побуждению. Есть и такие читатели (вплоть до X класса), которые ищут в книге только развлекательность. Круг их чтения узок, а сами произведения, ими избираемые, невысоки по своим художественным достоинствам. Работа по внеклассному чтению должна расширить круг чтения неопытных читателей, создать для всех ту систематическую встречу с книгой, которая поможет им стать читателями грамотными и «талантливыми». На основе изученных читательских интересов преподаватель составляет рекомендательный список. В него прежде всего войдут книги, связывающие классные и внеклассные занятия по литературе. Они определены программой. Учитель может расширить, обновить круг рекомендуемых книг, учитывая при этом возможности восприятия данного возраста. Но только чтением литературы в помощь программе ограничиться нельзя. Без широты и свободы выбора не может быть нормального литературного развития учащихся. Поэтому в список должны войти произведения русской и зарубежной литературы, отвечающие интересам данного состава класса. Существенную помощь в отборе произведений для внеклассного чтения окажут учителю журналы «Детская литература», «Литературное обозрение», «Литература в школе», ежегодники «Книга — детям» (московский Дом детской книги). В этих ежегодниках помимо библиографии словесник найдет методические советы, разработки бесед о книгах и литературный календарь. Непременное и обязательное условие — не рекомендовать книги малохудожественные, примитивные, неталантливые. В. Г. Белинский справедливо писал: «Читать дурно выбранные книги для них (для детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Главное в пропаганде книги — слово учителя. Его рекомендация должна сделать книгу заманчивой, зримой. Можно ввести ребят в свои читательские раздумья, поделиться с ними своим впечатлением или рассказать о первой встрече с книгой, об авторе — человеке и писателе. Может быть, у книги интересная судьба... Или она вызывает споры... И конечно, на занятиях должны прозвучать страницы этой книги — в чтении или художественном пересказе, чтобы захотелось читать самому. В старших классах аннотация будет носить более аналитический и оценочный характер, само произведение должно рассматриваться как часть историко-литературного процесса. Но и для старшеклассников важным побудительным толчком к чтению является эмоциональная сторона встречи с книгой. В школе у Сухомлинского существовали специальные комнаты («комната мысли», «комната мечты»), где были сосредоточены шедевры русской и мировой литературы. Здесь сама обстановка создавала атмосферу приобщения к высокому и прекрасному. В своей работе по пропаганде книги словесник не одинок. Он действует совместно со школьной библиотекой. Стенды «Что читать», витрины книжных новинок, книг, объединенных тематическим принципом, — эти и другие виды наглядности приближают книгу к читателю. Библиотека может помочь в проведении библиотечных уроков, вооружающих школьников умением выбрать книгу, пользуясь каталогом, справочниками, дать отзыв о прочитанном, вести читательский дневник. Нужно использовать и влияние семьи на отношение школьника к книге. Сухомлинский начинал с родителей. Он убеждал их в необходимости личной библиотеки для детей, выступал на родительских собраниях с обзорами детской литературы, рассказывал о книгах, которые следует прочесть их детям. Особое место занимает воспитание интереса к поэзии. Восприятие поэтического образа — едва ли не труднейшая форма восприятия литературы. Наивный реализм многих юных читателей приводит к буквалистскому пониманию поэтических образов. Научить чувствовать и понимать поэтический язык — значит подготовить к пониманию всех видов искусства, содействовать формированию образного, многокрасочного видения мира. Руководство индивидуальным чтением — основа в воспитании вдумчивого читателя. Доверительная беседа с глазу на глаз о прочитанном оставляет большой след в духовном мире ученика. Беседа эта ни в коем случае не должна напоминать вопросно-ответную систему урока. Это разговор двух читателей. Только искренне поделившись со школьником своим впечатлением о книге, можно получить в ответ столь же искреннее признание. Такие индивидуальные беседы особенно важны для детей с недостаточно развитой речью. Беседы требуют затраты времени. Ими не охватить всех без исключения учеников. Поэтому важное значение может приобрести такая форма индивидуальной связи с учеником, как его читательский дневник. Рецензия учителя на отзыв о книге, короткая реплика-одобрение или реплика-возражение, беседа, если написанное спорно,— все это способствует укреплению той духовной связи между наставником и его питомцем, которая помогает формировать его убеждения и эстетические вкусы. Активизации каждого читателя способствует его участие в разнообразных формах групповой и массовой работы. Более того, индивидуальная работа с читателем может успешно осуществляться только в атмосфере общей увлеченности искусством, а значит, в тесной связи со всей системой внеклассной работы. Читательские конференции, диспуты, устные журналы, утренники, вечера не только вовлекают большое количество школьников в ряды активных читателей и пропагандистов книги, но и воздействует на формирование читательских интересов всей массы учащихся. ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Читательские конференции по содержанию и форме близки к урокам внеклассного чтения. Но проводятся они во внеурочное время и участие в них добровольное. Так что на обсуждение самостоятельно прочитанных книг приходят те, кто действительно взволнован ими. Чаще всего конференция становится некоторым итогом знакомства с автором или темой. В V—VII классах основным методом проведения конференции является беседа. Принципы ее ведения те же, что на уроке. Только в еще большей степени они должны отвечать живому читательскому восприятию. Чтобы было интересно думать, говорить, дать свое толкование. В старших классах предметом разговора на конференции бывает уже обычно не книга, а тема, объединяющая ряд произведений: «Нравственные уроки, которые дают повести В. Быкова», «Доброта героев Б. Васильева», «Конфликт «Гасиловых» и «Столетовых» в современной советской литературе». К конференции старшеклассников вопросы ставятся заранее. По основным из них готовятся доклады или сообщения. Они являются опорными в разворачивающейся далее беседе. Например, к последним повестям В. Быкова: 1. Что роднит героев В. Быкова? 2. Чем можно объяснить предательство Рыбака («Сотников»)? 3. Герои ли Мороз («Обелиск») и Ивановский («Дожить до рассвета»)? В чем сущность героизма? 4. Смысл заглавия повести «Волчья стая». Как этой книгой писатель защищает мир? Читательские конференции, отвечая на потребность ребят высказать свои суждения о прочитанном, вместе с тем побуждают их к более вдумчивому чтению, Закрепляют умение участвовать в беседе, приучают выступать перед малознакомой аудиторией (ведь на конференцию собираются ученики целой параллели). Читательские конференции подготавливают школьников к более сложной форме обсуждения — диспуту. ДИСПУТ Диспут проводится, как правило, в старших классах. В пору становления характера диспут необходим — это своеобразный смотр способности мыслить, отстаивать свои убеждения. Умение спорить — совсем не простое, ему надо учить. Учить выслушивать чужое мнение, уважать его, побеждать в спорах не криком, не раздражением, а логикой и аргументами, уметь признать, если справедливы, доводы оппонента — все это поиски истины. «Убеждение, — писал В. Г. Белинский, — должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше». Для спора избираются темы, действительно требующие разрешения, чаще всего морально-этические, потому что вопросы идеала, героизма, добра и ненависти волнуют юношество: «Так ли опасна гасиловщина?» (по повести В. Липатова «И это все о нем»), «Добрый или добренький Егор Полушкин?» (по повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»). В диспуте, который ведет словесник, литература должна быть не поводом для разговора, а основой его, средством познания человека и мира. Возможны и задания, нацеливающие на это: — Мое слово в споре критиков о «Белом пароходе» Ч. Айтматова. — Узнаю ли я себя и мое поколение в молодом герое современной литературы? Тема далее разрабатывается учителем совместно с активом, намечаются узловые вопросы — их должно быть немного,— помогающие разрешить поднятую проблему. Эти вопросы вывешиваются вместе с объявлением о диспуте не менее чем за неделю. Например, выдвинута для диспута тема «Что такое современность в искусстве?». Вопросы к ней: 1) Все ли произведения современного искусства современны? 2) Можно ли считать современным Л. Толстого и К. Паустовского? Рафаэля и Пикассо? Баха и Прокофьева? Да или нет? Почему? 3) Современность и новаторство — это одно и то же? 4) Является ли современность отличительным признаком истинного искусства? Дискуссии по вопросам искусства важны потому, что на них поднимается целый комплекс нравственных, философских проблем. Особая роль на диспуте принадлежит ведущему. Он должен чутко реагировать на настроение аудитории: вовремя прочесть записку, ответить репликой, поднять энергию спора шуткой и т. д. Поэтому лучше не передоверять ведение диспута ученикам. Ораторы и выступления заранее не намечаются. В противном случае диспут превратится в конференцию. «Ребят не приучайте к трафарету, к готовым формулам, — это у них «проскакивает» мимо ушей, — советовал учителям М. И. Калинин. — Если ты говоришь, то говори свое». Бывают в споре и «перехлесты». Но в том-то и состоит искусство ведущего, чтобы тактично повернуть аудиторию от заблуждений к истине. ...Диспут кончился — но он будет продолжаться: на уроках литературы, на страницах сочинений, на просмотре каждого нового фильма или спектакля. Ведь на нем были поставлены проблемы живые, и каждый день приносит подтверждение собственной правоты или неправоты. УТРЕННИКИ И ВЕЧЕРА Эти праздники проводятся не часто — 2—3 раза в году. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству и являются своеобразным итогом длительной работы — классной и внеурочной. Готовятся все классы, учителя литературы, рисования, пения, труда, классные руководители — словом, вся школа. Общее руководство, как правило, берет на себя словесник. Так, готовясь к вечеру Маршака, ученики одной восьмилетней школы читали любимого поэта. Для каждого возраста нашелся «свой» Маршак — от первоклассников, совершавших «Веселое путешествие от А до Я», до восьмиклассников, которые зачитывались сонетами Шекспира. Круг чтения для каждого класса наметили учителя литературы. Ученики VII—VIII классов участвовали в конкурсе сочинений. Среди многих тем были и такие: «Смешное в творчестве Маршака», «Сказка Маршака», «Маршак в редакции «Чижа» и «Ежа», «Статьи Маршака о Пушкине, Гоголе». Конкурс на лучший рисунок прошел с таким успехом, что в школе открылась «Маршаковская галерея». Каждый класс готовил инсценировки: «Знаки препинания», «Мистер Твистер», «Кот и лодыри» и др. Шестиклассники сами изготовили куклы и поставили «Теремок» как кукольный спектакль. Строгое жюри лучшие номера отобрало для заключительного праздника. И вот он наступил. В зале — большой портрет Маршака. Повсюду цветы. Звучит музыка. «Почтальоны» с большими сумками ведут классы, вручая на каждой «станции» конверт, в котором вопрос-загадка по стихам Маршака. Они же принимают письма-отгадки; жюри в конце вечера подводит итоги. Все, кто пришел на праздник, сделали себе карнавальные костюмы, оделись героями Маршака. Так что и зрители, и участники концерта — победители конкурсов — одинаково потрудились к своему вечеру. На грамотах-наградах, которые были сделаны в школе, стихи Маршака: Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего, А все хорошее, друзья, Дается нам недешево! «Недешево» доставшееся открытие Маршака окупилось возросшим интересом к его книгам. См. статью В. Н. Довжиковой «Открываем Маршака» («Литература в школе», 1967, № 6). Подготовка к вечеру в старших классах включает те же моменты: чтение, конкурсы, выставки и др. Важно наметить единый принцип отбора материала: творческий путь писателя («Пушкин — начало всех начал»), этап его жизни и творчества (Пушкин в Михайловском); писатель в его связях с другими писателями (Пушкин и поэты-современники), творчество писателя и другие виды искусства (Пушкин и музыка) и др. Отобран материал. Это могут быть факты биографии, творческого поиска, документы, письма, воспоминания, художественные произведения писателя и т. д. Далее важно организовать материал в соответствии с идеей вечера. Например, один и тот же материал к вечеру «Пушкин в Михайловском» может быть осмыслен как трагедия гонимого поэта; как победа реализма и народности в творчестве Пушкина; как сила оптимизма, торжество разума, солнечность поэзии Пушкина. Вечер старшеклассников обычно состоит из доклада и специально подготовленной программы — концерта или литмонтажа, литературно-музыкальной композиции, связанных по содержанию с тезисами доклада. В перерыве между отделениями можно провести викторину, литературные игры. В последние годы все чаще литературные вечера вырастают в театрализованное действо, в основе которого — специально написанная композиция. Ее особенность — соединение в один поэтический образ различных текстов — художественного, документального, публицистического. Монтаж композиции — вид литературного творчества. Авторы — ученики и учитель как полноправный член авторского коллектива — должны не только собрать материал, но и обдумать его расположение, потому что звучание каждого текста в композиции определяется не только его содержанием, но и тем, как он сочетается, перекликается с окружающим. См., например, композицию Юрия Карякина «Лицей, который не кончается» («Юность», 1974, № 6). Утренники и вечера вовлекают в подготовку и проведение большие группы учащихся. Готовясь к вечеру, они самостоятельно открывают для себя писателя, его творчество, его эстетические и нравственные позиции. А только познанное самостоятельно по-настоящему переходит в убеждение и характер. Не следует забывать и о зрителях: для многих такие вечера становятся началом их серьезного чтения. Таким образом, только широкий круг форм и методов внеклассной работы может обеспечить ее действенность. От знания читательского опыта и интересов каждого ученика — к массовой работе — и снова к каждому отдельному ученику, чтобы увидеть его духовный рост, вовлечь в посильное и интересное занятие. В этой работе складывается свой актив, проявляющий повышенный интерес к литературе. Именно ребята, сознательно стремящиеся углубить свои знания, становятся основой, костяком литературных кружков, объединений, клубов. КРУЖКИ Кружок охватывает обычно небольшую группу учащихся, 15—20 человек, близких по возрасту, чаще всего одной параллели или даже одного класса. Кружки могут быть читательские, литературно-творческие с их разновидностями — переводческие, юных журналистов; кружки художественного слова, драматические, в том числе и литературный театр; историко-литературные, фольклорные, кружки, занимающиеся изучением творчества писателя, одной темы; кружки смежных искусств — кино, живописи, музыки — в их соотношении с литературой и др. Программу занятий кружка учитель, как правило, создает сам, и это требует от него определенной эрудиции, компетентности. В методической литературе и периодике отражен большой опыт работы кружков. Но рассчитывать на готовые, застывшие планы нельзя. Ведь необходимо, чтобы темы занятий отражали животрепещущие общественные и эстетические вопросы. Программа должна также соответствовать задачам коллектива своей школы. Наконец, руководителю нужно учесть уровень эстетического развития своих кружковцев, их духовные запросы. Читательские кружки обычно создают для учащихся IV—VI классов. «Друзья книги» — так они себя называют — работают в тесном контакте со школьной (или сельской, районной) библиотекой. На своих заседаниях они знакомятся с произведениями, не изучаемыми в классе, читают и обсуждают книжные новинки. Большое место в кружках этого типа занимает выразительное чтение и обучение ему, ведь чаще всего у ребят этого возраста техника чтения еще недостаточна, и это мешает постижению произведения. Чтение вслух — это толчок к разговору. Узкий круг присутствующих, доверительная обстановка помогают говорить прямо, смело, открыто, не боясь неумело высказанной мысли, настраивают на коллективное осмысливание прочитанного. На занятиях читательского кружка обязательны игровые моменты, иначе дети устанут, их эмоциональное напряжение упадет. Можно использовать викторины, литературные игры, в в том числе и те, которые требуют подвижности. Дух соревнования, радостное возбуждение игры усиливает общую увлеченность. «Друзья книги» становятся первыми помощниками учителя в пропаганде внеклассного чтения, они оформляют рекомендательные списки, выставки книжных новинок, активнее всех на читательских конференциях. Их печатным органом становится бюллетень «Голос читателя» или коллективный читательский дневник, в который вписываются лучшие рецензии, самые интересные выступления на обсуждениях. Кружки, на которых школьники углубленно изучают творчество одного писателя (Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Гайдара и др.), чаще всего возникают в местах, связанных с жизнью и творчеством этого писателя. Кружок этого типа организуется и для учащихся V—VII классов, и для старшеклассников. В зависимости от возрастных возможностей он ставит перед собой посильные исследовательские задачи и вводит своих членов в мир писателя. Программа кружка обычно широкая: чтение доступных для возраста книг писателя; знакомство с литературой биографического жанра, с воспоминаниями о писателе, с его эпистолярным наследством, с иллюстрациями к его произведениям; посещение памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством, установление связи с музеями, выполнение их заданий; проведение вечеров, праздников, создание выставок, школьных музеев и др. По форме занятия учащихся V—VII классов похожи на работу читательского кружка. У старшеклассников занятия ближе к семинарским. Например, в лермонтовском кружке могут быть заслушаны такие доклады: «Лирические дневники Лермонтова», «Узник» Пушкина и Лермонтова», «Печорин в «Княгине Лиговской» и «Герое нашего времени», «Лермонтов и Гоголь о Родине», «Родина» Лермонтова и Некрасова», «Природа Кавказа в поэзии, прозе и живописи Лермонтова», «Окрестности Пятигорска в описании Лермонтова» (тема особенно интересна для местных школьников), «Лермонтов в иллюстрациях», «Демон» Лермонтова и Врубеля», «Лермонтов в музыке», «Печорин в романе или киноспектакле». Кружок старшеклассников, однако, не может и не должен копировать вузовский семинар. Помимо обсуждения сообщений на каждом занятии необходимо дать пищу сердцу, эстетическому переживанию учащихся. Поэтому выразительное чтение, прослушивание грамзаписей, просмотр диафильмов, творческие задания, дающие простор воссоздающему воображению ребят, становятся обязательным компонентом занятия. Многое для такой творческой работы дают стихи советских поэтов, в которых писатель, зачастую отделенный от нас временем, увиден и почувствован нашим современником. Творческим отчетом кружковцев могут быть литературные стенные газеты, альманахи, куда войдут лучшие доклады, сочинения, сценарии вечеров, утренников, викторины, составленные в кружке, страницы дневников с описанием памятных мест и др. Литературно-творческие кружки призваны ввести учеников, опираясь на их стремление к собственному творчеству, в мир большой литературы. Ребята, много читающие, усваивают форму эмпирически. Сначала чувствуют ее более чем сознают. И только тогда, когда уже возникает это чувство формы, можно вводить теоретические понятия. Как объяснение, а не как рецепт и свод упражнений. Каков критерий оценки детского произведения? Как и в профессиональном искусстве, в работе учащихся должна проявиться их индивидуальность. Руководителю необходимо дать возможность юному автору «воспеть своим голосом», помогая ему в поисках слова, образа. Подлинным образцом тактичного, бережного, талантливого руководства детским творчеством могут служить ответы С. Я. Маршака своим юным корреспондентам. В письмах подчеркнуто прежде всего то, что удалось школьникам: одному — «умение наблюдать, зорко смотреть и рассказывать об этом коротко, точно и просто»; другой — то, что в строчках об осени она не повторяет того, «что всегда пишется о временах года»; третьей — о ее искренности, стремлении «искать в глубине души верные слова». Часто рекомендует поэт вести дневник, рассказывать в нем о людях, которые показались достойными внимания, о событиях, которые происходили на глазах. Письма замечательного советского поэта еще раз напоминают: нельзя допускать риторики, декламационности в детском творчестве, «Надо развивать в детях чувство стиля, ощущение родного языка». Сюжетные рассказы начинающим авторам даются редко. Полезно начинать с записи личных впечатлений: путевые заметки, описания, запись воспоминаний участника войны, очерки о знатных людях села (завода). Например, заслуженный учитель РСФСР К. А. Селиванов развивает творческие способности своих учеников, вводя их в поэтический мир природы. Более 30 лет работает в селе Карлинское кружок «Природа и творчество». Здесь создаются альбомы природы. В них включаются репродукции пейзажей русских художников и стихи о природе; фотографии победителей школьного фотоконкурса и художественные описания; портреты писателей, любящих природу и пишущих о ней, — Пришвина, Паустовского, Солоухина, Пескова. Доклады в этом кружке помогают осознать значение пейзажа в художественном произведении: «Красота осени, увиденная Тютчевым», «Осень в жизни и поэзии Пушкина», «Пришвин — поэт природы» и др. К. А. Селиванов совершает со своими питомцами прогулки в природу, учит их не только «смотреть», но и «видеть». Записанные впечатления затем сравниваются с описаниями художников слова — так оттачивается зрение, обогащается язык. Каждое творческое объединение имеет свой печатный орган — альманах, журнал. Ветераном среди них можно считать журнал «Советская юность», который ученики К. А. Селиванова выпускают с 1919 г. Подробнее о работе кружка К. А. Селиванова см. в сб.: «Внеклассная и внешкольная работа по литературе» (М., 1970). Постоянный состав кружка создает дружный, спаянный общими интересами коллектив, в котором ярко проявляется психологическая готовность к восприятию искусства. Направленность интересов кружковцев дает возможность формировать у них глубокие знания о художественном процессе, высокую читательскую культуру. В кружке можно организовать внеклассное чтение в соответствии со склонностями ученика и при этом избежать односторонности. В процессе разнообразной работы с книгой возникает глубокий и осознанный интерес к чтению. Кружок способствует переносу приобретенных знаний, умений, навыков учащихся в учебные занятия, в сферу их самостоятельного труда. КЛУБ Клуб — более высокая организация, чем кружок. Клуб объемнее, масштабнее кружка. Он может объединять до 150—200 учащихся разных классов и параллелей. Свободное общение в разновозрастном коллективе взаимно обогащает членов клуба. Молодость боится односторонности, жаждет схватить все, а клуб по природе своей синтетичен и потому может ответить на разнообразные духовные запросы школьников. Здесь вчера спорили о новом фильме, сегодня встречаются с писателем, завтра самому можно стать актером, исследователем, сценаристом. Структура клуба подвижна. Она основана на развитии самой широкой самодеятельности учащихся. Школьники обычно сами дают клубу название, вырабатывают его устав, а порой манифест. Старшие учащиеся, наиболее подготовленные, самостоятельно руководят секциями. Система «сводных отрядов» для выполнения отдельных заданий дает возможность каждому быть и ведущим и ведомым. В практике сложилась двухступенчатая система приема в клуб. «Вступительный взнос» кандидата — дело. Например, в «Зеленой лампе» (Псков) — это сочинение или стихи на тему «Мой Пушкин», отчет о посещении Пушкинских Гор. В КЛИЧе (Клуб любителей искусств <
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2042)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |