Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА I. ПЕРЕСТРОЙКА. ЗАКАТ СССР



2019-05-24 297 Обсуждений (0)
ГЛАВА I. ПЕРЕСТРОЙКА. ЗАКАТ СССР 0.00 из 5.00 0 оценок




Г.А.Василевич

 

Белорусское государство

На рубеже веков

 

 

Минск


Г.А.Василевич

 

 

Белорусское государство

На рубеже веков

 

 

Минск

ИООО «Право и экономика»

2006

 

 


ББК

 

 

Автор:

 

Василевич Г.А., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист                         Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда               Республики Беларусь

 

 

Рецензенты:

 

Шабайлов В.И., доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси,

                        Заслуженный деятель науки Республики Беларусь;

 

Соколов А.Н., доктор юридических наук, профессор,

                        Заслуженный деятель науки Российской Федерации

 

Василевич Г.А.

     Белорусское государство на рубеже веков. – Мн.: ИООО «Право и экономика». – 2006.

 

В книге исследуется развитие белорусского государства на переломе двух эпох – от окончания советской эпохи и до становления независимого белорусского государства, показана противоречивость этого процесса трансформации, трудности и конфликты в связи с данным процессом.

 

ISBN

 

 

© ИООО «Право и экономика», 2006

© Василевич Г.А.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Окончание ХХ века для европейской да и мировой цивилизации оказалось весьма необычным. Казалось бы, на мировой сцене прочно сформировались две полярные системы: социалистическая и капиталистическая. В ходу были даже термины, отражающие суть отношений, – «холодная война», «социалистический лагерь», «капиталистический лагерь» и т.п. Мировой державой был СССР с его мощным военно-техническим, сырьевым, экономическим потенциалом. Советская система, возникшая после 25 октября (7 ноября) 1917 г., просуществовала немногим более 70 лет. В конце 80-х годов ХХ столетия «апофеозом» так называемой перестройки явился распад СССР на 15 независимых государств. Начали этот процесс прибалтийские республики. Затем их примеру последовали Молдова, Армения, Грузия и др.

Изменение политической карты мира было динамичным: в каждой республике шли свои специфические процессы, однако было и много общего: упадок экономики СССР, нарастающий дефицит продовольствия, гласность, позволившая усомниться в ранее непререкаемом авторитете КПСС, неспособность ее лидеров, как это было сделано в Китае, отделить идеологические догмы от действия объективных экономических законов и другие упущения позволили республикам «взять власть» в свои руки. Начался новый этап развития государственности. Здесь тоже было много трудностей. Не все их преодолели к настоящему времени. На сегодняшний день здесь выгодно отличается белорусское государство. Хотя и оно прошло через много испытаний.

В этой связи данная книга и подготовлена для того, чтобы с историко-правовых позиций показать развитие процесса становления Беларуси как суверенного государства. Конечно, не на все вопросы даны ответы. Уделено внимание лишь наиболее важным из них. Отметим также, что название белорусского государства – БССР или Республика Беларусь, как и другие термины, как правило, используется в зависимости от того, когда принималось соответствующее решение и применялся ли на данном историческом отрезке времени соответствующий термин, определение или понятие. В этой книге, как впрочем, и других своих публикациях, автор стремился анализировать ситуацию с позиции права. Проявлять личные эмоциональные впечатления автор стремился избегать.

Автор настоящей книги ранее также касался некоторых проблем развития белорусского государства (см.: Г.А.Василевич. Парламент Республики Беларусь. Конституционно-правовой аспект. Мн.: Право и экономика, 1995; Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к независимости в конце ХХ столетия. Мн.: Молодежное научное общество, 2002 и др.; см. также: Р.А.Васілевіч, Т.І.Доўнар, І.А.Юхо. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. Мн., Права і эканоміка. 2001). Поэтому в данной работе больше внимания уделено не столько компетенции того или иного органа, сколько динамике, процессу развития отношений в соответствующей сфере.


ГЛАВА I. ПЕРЕСТРОЙКА. ЗАКАТ СССР

 

Советская система, сформированная десятилетиями, в целом показывала свою жизнеспособность. Социалистическая революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, дипломатическое признание, борьба с голодом, победа в Великой Отечественной войне, борьба за власть после смерти И.В.Сталина, «оттепель», развенчание культа личности, освоение целины, разрушение церквей и гонения на религию, достижения в освоении космоса, укрепление «социалистического лагеря», правление КПСС во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым – это лишь некоторые вехи в развитии советского государства к началу 80-х годов прошлого столетия. За всем этим стоял упорный труд советских людей, благодаря которым и возможны были достижения.

СССР, союзные республики в этот период прошли путь, условно говоря, от штыка, когда победа «ковалась» в битвах, до конституций, закрепивших коммунистическую идеологию в качестве господствующей[1].

Социалистическое государство, основанное на марксистско-ленинской идеологии, имело свои устои. Помимо идеологии, это – социалистическая форма собственности, допускающая в некотором объеме личную собственностб, патернализм государства, уравниловку и др. Вместе с тем надо помнить и о позитивном: воспитании граждан в духе добра и справедливости, интернационализма, уважения к коллективу и его интересам, поддержке тех, кто оказался в трудной ситуации, патриотизме, преданности Родине, развитии искусства и культуры, образования. К 80-м годам ХХ столетия «выкристаллизовалась», как тогда писали, новая общность – советский народ, сложился советский образ жизни.

В составе КПСС в середине 80-х годов было более двадцати миллионов человек. Всего в СССР на 1 января 1991 года проживало более 290 млн. человек. Это было крупное, индустриально развитое государство, в котором сложилась жесткая партийно-советская система, где все обязаны были следовать решениям партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, имевших идеологическую направленность.

В 1982 году умер Л.И.Брежнев, который был у власти почти 18 лет. Придя на высший пост еще энергичным человеком, он покинул его одряхлевшим стариком. В последние годы правления многие люди с сожалением, а то и со злорадством из-за антипатии к существующему строю наблюдали за его публичными выступлениями, которые трудно ему давались (Л.И.Брежнев в годы войны был ранен и дикция речи по этой причине оставляла желать лучшего). Были, конечно, явные проблемы возрастного характера. Но надо отдать должное, что каких-либо «вольностей», подобных дирижированию оркестром, как это было у некоторых руководителей, он не допускал. В целом же политический «ареопаг» – Политбюро ЦК КПСС состояло в основном из руководителей достаточно преклонного возраста. Если взять за отсчет послевоенные годы правления И.В.Сталина, то с середины 80-х годов на первых ролях в руководстве страны были лица, в основном достигшие весьма солидного возраста.

После Л.И.Брежнева на высшем партийном и государственном посту побывали: Ю.В.Андропов (1982–1984), К.У.Черненко (1984–1985). Наибольшие ожидания люди связывали с Ю.В.Андроповым, в прошлом председателем КГБ СССР. На первом этапе он был очень работоспособным человеком, предложившим, как казалось многим, разумные вещи по наведению порядка и дисциплины в обществе. Однако из-за болезни его пребывание на вершине власти было недолгим.

В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается молодой по тем меркам (54 года) М.С.Горбачев, курировавший в Политбюро ЦК КПСС сельское хозяйство. Граждане СССР вначале проявляли к нему огромное восхищение, были рады встречам на улицах, когда такое случалось в поездках М.С.Горбачева по стране. Все были в восторге от его умения «говорить» с народом. На фоне прежних руководителей (особенно в последние годы жизни Л.И.Брежнева и К.У.Черненко) он выглядел весьма достойно. (Здесь, забегая вперед, уже после развала СССР, М.С.Горбачев участвовал в выборах Президента России и набрал только около одного процента голосов. Таков итог его популярности.)

В союзных республиках, как это и было определено в конституциях, руководство государственной и общественной жизнью в это время осуществляли центральные комитеты компартий во главе с первыми секретарями. Несмотря на закрепление в конституциях статусов Верховных Советов как высших органов государственной власти республик, все важные решения принимались в ЦК Компартии.

Правильно отмечается в литературе, что «в Советском государстве принцип разделения властей и многие другие правовые принципы отрицались как неприемлемые и «буржуазные». Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей – только полновластие Советов. Парадокс заключался в том, что и Советы в своей власти были ограничены. Коммунистическая партия –«руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций», путем безальтернативных выборов проводила своих представителей в Советы, а через Советы – и в другие государственные органы. Партийные организации не просто вмешивались в деятельность государственных органов, а руководили ими. Подбор кадров был за партийными органами. Для занятия ответственной должности, как правило, необходимо было быть членом КПСС. Реальной властью обладала партийная верхушка (Политбюро ЦК КПСС), а Съезды КПСС, которые по уставу КПСС являлись высшими партийными органами, и Пленумы ЦК КПСС носили парадный характер, все решения утверждали единогласно»[2]. Такова была система.

Верховные Советы обычно заседали два раза в год. В период между сессиями основную работу по совершенствованию законодательства выполняли Президиумы Верховных Советов и Советы Министров. Президиум Верховного Совета своими указами мог даже вносить изменения и дополнения в законы, которые затем утверждались на сессии Верховного Совета (случаи неутверждения указов депутатским корпусом в советский период неизвестны).

Следует заметить, что в начале второй половины 80-х годов Беларусь успешно развивалась. Развернув социалистическое соревнование (другого не было) за выполнение решений ХХVII съезда КПСС, трудящиеся республики перевыполнили план 1986 года по увеличению объемов производства и повышению производительности труда в промышленности. Были выполнены планы продажи государству зерна, картофеля, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции.

В 1986 году на четыре процента увеличился ввод в действие основных фондов за счет государственных капитальных вложений. Выполнены задания по вводу в действие жилых домов, детских дошкольных учреждений, школ, медицинских учреждений. Справились с планами работники железнодорожного и автомобильного транспорта, торговли, бытового обслуживания населения. Возрос уровень народного потребления, расширился объем платных услуг.

В то же время не был выполнен план внедрения новой техники. Медленно решались вопросы реконструкции и модернизаций производства, перехода на двух- и трехсменную работу, эффективного использования высокопроизводительного оборудования. Не был достигнут коренной перелом в повышении качества продукции. Общий объем товарной продукции высшей категории качества по сравнению с 1985 годом в республике возрос только на 0,4 процента.

При подготовке плана экономического и социального развития республики на 1986–1990 годы, который был утвержден четвертой сессией Верховного Совета БССР, в трудовых коллективах, во всех звеньях производства и управления проводилась работа по выявлению резервов ускорения роста производства, повышения его эффективности, более полного удовлетворения общественных потребностей. Углубленный анализ позволил установить на пятилетку прирост объемов промышленного производства на 26 процентов. Предполагалось, что национальный доход будет увеличен на 26 процентов вместо предусмотренных Основными направлениями 24,3 процента. В плане 1987 года ввод жилых домов установлен на 436 тыс. квадратных метров выше заданий пятилетки, а объем платных услуг – на 4,6 процента.

Советы усилили контроль за реализацией Продовольственной программы, работой органов Госагропрома по интенсификации сельскохозяйственного производства, увеличению заготовок сырья и выпуска продукции за счет более полного использования возможностей колхозов и совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций, личных хозяйств граждан.

В целях обеспечения дальнейшего развития агропромышленного комплекса были приняты меры для повышения производительности труда в сельском хозяйстве на основе внедрения экономических методов хозяйствования, перехода на хозрасчет и коллективный подряд в каждом трудовом коллективе. Изыскивались резервы для увеличения производства и закупок сельскохозяйственной продукции, развития мощностей перерабатывающей промышленности, с тем чтобы обеспечить большее удовлетворение населения продовольствием.

Предметом особой заботы являлось увеличение производства товаров народного потребления, расширение их ассортимента и улучшение качества, обеспечение сбалансированности объемов выпуска товаров и оказания услуг с денежными доходами населения. В 1986 году сверх плана было произведено товаров на 502 миллиона рублей, что на 6 процентов больше по сравнению с 1985 годом. Объем платных услуг возрос на 9,7 процента.

Однако возможности увеличения производства товаров народного потребления использовались слабо. По многим из них, в том числе таким, для которых имелись в достаточном количестве сырье и организовать производство которых было несложно, потребности населения не удовлетворялись. В 1986 году не обеспечивался спрос на некоторые виды плодоовощных консервов, кондитерских и макаронных изделий, безалкогольные напитки, фруктовые соки, минеральную воду, товары детского ассортимента, строительные материалы и инвентарь. На многих предприятиях группы «А» объем выпуска потребительских товаров не превышал 15–20 копеек на рубль фонда заработной платы. Не справились с планами 1986 года по производству товаров 47 предприятий. Оставалось низким качество многих изделий, особенно телевизоров, радиоприемных устройств, бытовых часов.

Не удовлетворялся спрос населения на многие виды платных услуг, в том числе на ремонт бытовой техники, мебели, жилья, на услуги прачечных, парикмахерских. Мало оказывалось услуг сельскому населению в обработке приусадебных участков, заготовке кормов, топлива, пастьбе скота. Медленно решались вопросы комплексного обслуживания населения по приобретению и доставке строительных материалов, обустройству садово-огородных участков.

Что изменилось в Беларуси в 1987 году в деятельности органов государственной власти?

Основным содержанием деятельности Верховного Совета Белорусской ССР и его Президиума в 1987 году являлась также реализация решений XXVII съезда партии. Особое значение придавалось дальнейшему развитию демократии в советском понимании этого слова, расширению гласности, контролю за деятельностью подотчетных органов, совершенствованию законодательства.

Республика обеспечила выполнение основных заданий плана. Произведенный национальный доход увеличился по сравнению с плановым уровнем 1986 года на 6,7 процента, объем промышленного производства – на 8,4 процента. Производительность общественного труда возросла на 6,6 процента. Были выполнены задания по производству и продаже государству большинства видов сельскохозяйственной продукции, освоению государственных капитальных вложений, вводу в действие жилья, школ, дошкольных учреждений, поликлиник, клубов и домов культуры, перевозкам грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, выпуску товаров народного потребления, розничному товарообороту, объему платных услуг населению.

В 1987 году состоялось две сессии Верховного Совета Белорусской ССР. Деятельность Советов, других государственных и хозяйственных органов республики по выполнению Постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС» обсуждена на шестой сессии Верховного Совета БССР, состоявшейся 30 мая 1987 года. Определенное позитивное движение в экономике было и в 1988 году. Однако все же существовал своего рода распределительный принцип. Государство все более и более приобретало патерналистский характер.

Ощущение перемен с приходом М.С.Горбачева к власти витало в воздухе. И они наступили. Конечно, несомненно то, что необходим был поиск новых путей развития. Экономическое развитие замедлилось, самым проблемным оставалось сельское хозяйство, несмотря на определенные «всплески» – получение в некоторые годы более 200 миллионов тонн урожая зерна; задача обычно ставилась такая: по 1 тонне зерна на человека. Не хватало добротных промышленных товаров (лучшее, как говорили сами граждане, «выбрасывалось» для продажи и тут же «сметалось» с прилавков покупателями), были перебои с продуктами питания, что породило создание множества столов заказов, в которых по спискам распределялись продукты, в магазинах были очереди, например, даже за сосисками и колбасой. Студенты и горожане регулярно ездили на сельхозработы, иначе весь урожай собрать было трудно. Нередко его часть погибала из-за морозов. «Процветал» дефицит товаров, распространенной была продажа товаров по знакомству, что называется, «из-под полы», с черного хода и т.п.

И все же никто не умирал с голоду, чуть-чуть, но жизнь становилась лучше. Продолжался поиск новых методов хозяйствования (бригадный подряд, хозяйственный расчет, кооперация, развивали социалистическое соревнование). Вместе с тем ожидания были большие.

Оправдались ли они, судить каждому. Мы лишь констатируем в данной книге отдельные вехи развития по новому историческому пути.

Идея реформы политической системы тогда еще советского общества была впервые официально изложена на ХIХ Всесоюзной конференции КПСС и закреплена в ее решениях[3]. Кстати, заметим, что вряд ли все, кто голосовал, полностью прогнозировали дальнейшее развитие событий. Объяснение реформам давалось следующее: 1) изменение методов руководства экономикой, пересмотр пределов государственного влияния, развитие кооперации, развитие групповой и личной инициативы; 2) изменение к объяснению демократизации общества – не только как бытия власти, но и метода руководства обществом и его самоуправлением; 3) переход от односторонней ответственности человека перед обществом к принципу взаимной ответственности человека и общества[4]. Так, в документах XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые появилась запись: «Граждане несут ответственность перед своим общенародным государством, как и государственная власть несет ответственность перед гражданами»[5].

Именно Компартия приняла решение возродить полновластие Советов народных депутатов. И это можно поддержать даже с позиции сегодняшнего времени. Не будем вдаваться в анализ того, как виделось руководству КПСС влияние на Советы народных депутатов и проведение своих решений. Возможно, в условиях стабильно работающей государственно-правовой машины каких-либо опасений за власть партии не было.

Исходя из резолюции Конференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» следовало: Советы – основа социалистической государственности и самоуправления в стране, что предполагало передачу им на рассмотрение всех вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни[6]. И все же функции Советов, как замечает Е.И.Колюшин, виделись в том, «чтобы с помощью государственных средств регулировать предусмотренную правящей партией стратегию общественного развития»[7].

XIX Всесоюзная конференция КПСС дала импульс реформе избирательной системы. Было указано на недопустимость совмещения депутатского мандата с занятием некоторых государственных должностей – членов правительства, исполкомов, судей, прокуроров и др. Тем самым из состава Советов сразу «убирались» «проверенные слуги народа». В высших представительных коллегиальных органах СССР предполагалось обеспечить представительство не только от территории (депутатов, избираемых гражданами), но и от общественных организаций. Был предусмотрен следующий порядок формирования высшего органа власти СССР – Съезда народных депутатов СССР. Он должен состоять из 2250 депутатов. При этом 750 избирается от примерно равных по численности избирательных округов, 750 представляют национально-территориальные образования и 750 идут во власть от общественных организаций – КПСС и иных.

Помимо Съезда народных депутатов из его состава формируется двухпалатный Верховный Совет СССР (из 400 – 450 человек): Совет Союза и Совет Национальностей. Еще одно очень важное решение было принято на XIX Всесоюзной партконференции: учреждается высший государственный пост – Председатель Верховного Совета СССР, у которого два первых и 15 заместителей.

Президиуму Верховного Совета СССР отводилась совершенно иная роль. Если ранее в период между сессиями Верховного Совета он выполнял законодательную, контрольную и распределительную функции, то сейчас ему отводились в основном организационные функции.

Съезд народных депутатов – это верховный представительный орган государственной власти СССР, а Верховный Совет СССР – коллегиальный орган Съезда народных депутатов. И как когда-то Президиум Верховного Совета, так сам Верховный Совет призван был осуществлять власть в период между заседаниями Съезда народных депутатов, превращаясь на это время в высший орган государственной власти СССР.

Предполагалось создать Комитет конституционного надзора СССР, серьезное внимание было уделено проблемам развития местного самоуправления. К слову сказать, в 1989 г. автор настоящей книги во время работы заведующим юридическим отделом Секретариата Верховного Совета БССР по поручению Председателя Верховного Совета БССР Н.И.Дементея занимался подбором кандидатур в состав ККН СССР. В итоге была предложена еще не очень широко известная на тот момент кандидатуоа доктора юридических наук А.М.Абрамовича. Это время памятно до сих пор.

Что же заставило Коммунистическую партию пойти на такие реформы? Конечно, важнейшую роль играет лидер страны. На тот период времени это был М.С.Горбачев – выходец из партийной номенклатуры. Каковы были цели, и видел ли он их – это особый предмет исследования. Вместе с тем общество было готово к таким изменениям. Гласность и как следствие этого ознакомление общественности со многими неприглядными сторонами в деятельности государственного и партийного аппарата, его обюрокрачивание, чванство, неуважение к людям – эти и другие негативные явления хотя и не были общераспространенными, однако каждый такой факт давал повод для критики. В ряду причин негативного отношения граждан к существующей системе была и катастрофа на Чернобыльской АЭС. Ее масштабы долго замалчивались. Более того, сразу после аварии руководством страны не были приняты меры для обеспечения безопасности людей; публично в первые дни даже не были даны советы, какие следует проводить профилактические мероприятия. Показательно – 26 апреля 1986 года произошла авария, а 1 мая того же года проходят майские демонстрации и торжества. Это был удар гражданам великой страны СССР в спину, у людей сформировалось мнение, что их обманули и спасать свою жизнь, здоровье, своих детей им надо самим, надеяться на государство не следует. В пострадавших от катастрофы республиках, в том числе Беларуси, это породило волну протеста. Возникший в последующем Белорусский народный фронт начал организовывать «Чарнобыльскі шлях» – шествия граждан, приуроченные к годовщине катастрофы. Забегая вперед, отмечу, что руководством БССР, когда оно осознало пагубность аварии, стали приниматься широкомасштабные меры по защите людей. Со времени аварии огромная часть государственного бюджета идет на устранение ее последствий.

В этом отношении показательны современные публикации о действиях властей в период аварии. Авария произошла 26 апреля 1986 г во время проведения эксперимента по повышению надежности системы АЭС. Как сообщается в газете «Обозреватель», «для «чистоты» эксперимента энергетики отключили систему аварийного охлаждения реактора, чего нормы эксплуатации не допускали. Весь день 25-го реактор работал на 50 процентов мощности, поздно вечером она снизилась до 500 МВт, после чего управление было переведено в автоматический режим. Однако неожиданно мощность упала до 30 МВт (1 процент от номинальной). Инструкции требуют при возникновении такой ситуации немедленно отключить оборудование. Этого сделано не было.

Оператор попытался восстановить мощность,, вынимая стержни-поглотители из зоны реакции. К часу ночи мощность реактора удалось стабилизировать на уровне 200 МВт, однако задействованных стержней оказалось критически мало. Тем не менее эксперимент продолжался.

В 1.23 начинается бесконтрольное увеличение пара и подъем мощности реактора. В этот момент оператор нажимает аварийную кнопку, которая вводит стержни в активную зону. В течение нескольких секунд реакторная мощность превосходит номинальную в 100 раз, В 1.24 раздается первый взрыв, который разрушает верхнюю часть реактора (плиту весом 1000 т), за ним следует второй взрыв, выбрасывающий наружу раскаленные части активной зоны, на крыше 4-го энергоблока возникает пожар. К 6.35 его удается потушить силами станционных расчетов. Днем руководство станции начинает осознавать масштаб происшедшего.

26 апреля начинается йодная профилактика в г. Припять, 27-го его население (50 тыс. человек) эвакуируется.

К 8.00 26 апреля передний край радиоактивных облаков достигает Гомеля, Витебска и Бреста. В Гомеле максимальная мощность дозы фиксируется 27 апреля (800 мкР/ч), в Минске – 28 апреля (60 мкР/ч).

28-го начинается йодная профилактика жителей 30-километровой зоны, в этот же день скупая информация об аварии появляется в СМИ (произошедшее названо «несчастным случаем»).

2 мая начинается эвакуация населения из 10-километровой зоны, 4-7-го – из 30-километровой.

14 мая Михаил Горбачев выступает по телевидению и сообщает о катастрофе.

28 мая начинается «чернобыльский» призыв из запаса военнообязанных.

К середине лета зону отчуждения обносят колючей проволокой, к середине осени над блоком сооружен защитный саркофаг»[8].

В качестве главной ошибки в ликвидации последствий аварии отмечается, что «в первые дни аварии наибольшую опасность представляли радиоактивные изотопы йода – одного из про дуктов деления урана. Его максимальные значения фиксировались да 9 мая, однако масштабная йодная профилактика вэто время не проводилась (препараты поступили на места только в 20-х числах мая). Также население не было вовремя информировано о том, каким путем в организм поступает радиоактивный йод (в основном через свежее молоко и в меньшей степени через свежую зелень и куриные яйца). Соответствующие рекомендации Минздрав выдал лишь 6 мая»[9].

Конечно, в экономической сфере и в силу других причин, не только вышеупомянутых, следовало многое менять. Поэтому так называемая перестройка была позитивно воспринята рядовыми гражданами, которым было присуще чувство справедливости, патриотизма, коллективизма, равенства, уважения к правам других людей. По мнению академика Т.И.Заславской, перестройку можно назвать революцией в силу радикальности поставленных ею целей и требуемых для ее достижения средств. Общество входило в кризисное состояние, страна отставала от мирового уровня в научно-технических и социально-экономических отношениях, сползала на обочину мирового прогресса. Это вело к росту недовольства масс, выражаемому во все более острых формах[10].

Обращаясь сейчас к публикациям в советской прессе тех лет, можно заметить, что авторы всячески избегали упоминания о событиях в Польше, где профсоюз «Солидарность» расшатал устои социализма в этой стране и породил в последующем цепную реакцию в других странах Восточной Европы, включая и СССР.

Очаги напряженности уже возникли не только в республиках Прибалтики, но и Закавказья, в ряде крупных городов России – Казани, Уфе, Свердловске.

Необходимость перестройки на первом этапе, как правило, объяснялась отклонениями фактического развития советского общества от траектории, которая была намечена В.И.Лениным[11].

Предполагаемые изменения в Конституцию были весьма позитивно оценены гражданами, включая и видных белорусских ученых. Так, известный ученый правовед, член-корреспондент Академии наук Беларуси В.И.Шабайлов в опубликованной в 1988 году статье отмечал, что принятие и реализация изменений и дополнений Конституции СССР станет важной вехой в реформе политической системы, демократизации советского общества. При этом он высказал ряд очень интересных и передовых для того времени идей и предложений[12].

Болью за страну – СССР – пронизана статья А.Солженицына «Как нам обустроить Россию». Не все ее одобрили, на нее обрушились с критикой. Критика у некоторых авторов была обусловлена не непринятием содержания статьи, а тем, что уже в конце 1990 года не было времени для постепенной реформы. Государство на тот момент сравнивалось с падающим лифтом. Так писалось: «Почему лифт сорвался? Новая команда думала, что управлять им можно, как угодно. Было легко диссидентам в 60-е годы безответственно кричать, что «коммунисты загубили Россию», проклинать тоталитарный режим. И вот, пожалуйста: – приборная доска, кнопки – все или почти все несколько лет уже под руками если не самих вождей диссидентства 60-х годов, то под руками их последователей, учеников, обожателей и подражателей. Правьте страной, народные депутаты, новые министры, гениальные экономисты. И что же? Оказалось, руководить государством вовсе не просто. Необходимы умение, талант, и опыт вождения. Недостаточно иметь идеи»[13]. Хотя и автор цитаты не сильно проявил себя с конструктивной стороны, однако он выразил мнение многих людей, ожидавших, что авторы перестройки и ее критики сделают жизнь людей лучше и, самое главное, знают, как это сделать.

Решения XIX Всесоюзной конференции КПСС политически наметили направления законодательного развития. Юридическим оформлением ее решений явился закон СССР от 20 декабря 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам избирательной системы».

Совершенствование важнейшего института демократии – избирательного права – было продиктовано, как отмечают Н.А.Михалева и Л.А.Морозова, потребностью «укрепления конституционных гарантий развития демократических процессов и прежде всего преодоления отрыва человека от учреждений власти, включая и систему самоуправления дееспособного депутатского корпуса»[14].

Надо признать, что представительные органы власти (верховные и местные Советы депутатов) были встроены в систему, в которой решения партийных органов отводили им вторичную роль. Для их исполнения соответствующим образом формировался и корпус депутатов. Например, в преддверии перестройки (1984 год) Верховный Совет СССР на 40% состоял из лиц, совмещающих работу в нем с принадлежностью к верхнему эшелону власти (ЦК КПСС, Правительство и др.). Другая половина составлялась «по разнарядке», которая удерживала половозрастную и социально-профессиональную, партийную и т.д. структуру всего Верховного Совета в пропорциях, которые для его очередного созыва считались наиболее подходящими и которые более или менее соотносились (хотя, разумеется, и не совпадали) с составом активного населения страны[15].

Конечно, нельзя сказать, что это были плохие люди. Но реального разделения власти по своему определению (по истокам) уже быть не могло. Да и, кроме того, сложно надлежащим образом выполнять свои обязанности, совмещая многие функции.

В этом отношении разительно отличались выборы на союзном уровне весной 1989 года. Ю.Буртин[16] провел весьма интересный сравнительный анализ итогов выборов 1984 и 1989 годов.

 

Социально-профессиональный состав Верховного Совета СССР (1984 г.) и Съезда народных депутатов (1989 г.)

 

 

Число депутатов

%%

1984 1989 1984 1989
1. Высшее политическое руководство 23 15 1,5 0,7
2. Верхний и средний эшелоны управления, 599 813 40,0 39,8
в том числе:        
первые и вторые секретари ЦК компартий союзных республик, первые секретари обкомов, крайкомов, горкомов крупных городов 181 155 12,1 7,6
ответственные работники ЦК КПСС 19 14 1,3 0,7
руководители верховных Советов СССР и союзных республик 26 14 1,7 0,7
министры СССР и их заместители 90 1 6,0  
министры союзных республик и их заместители 27 56 1,8 2,7
заместители министра обороны и другие высшие военачальники 53 63 3,5 3,1
руководители КГБ 16 10 1,1 0,5
высшие профсоюзные руководители 15 17 1,0 0,8
руководители академий наук 18 37 1,1 0,5
руководители научных учреждений, вузов . . 83 . . 4,1
3. Нижний эшелон управления, 99 504 6,6 24,7
в том числе:        
председатели и главные специалисты колхозов 56 95 3,7 4,6
директора совхозов, их заместители, гл. специалисты 9 19 0,6 0,9
Итого (1+2+3) 721 1332 48,1 65,2
4. Рабочие, колхозники, служащие – неспециалисты, 688 473 49,5 23,1
в том числе:        
индустриальные рабочие 364 288 24,3 14,1
рабочие совхозов 150 77 10,0 3,8
колхозники 159 100 10,6 4,9
служащие 15 8 1,0 0,3
5. Работники высококвалифицирован-ного умственного труда, 90 197 6,0 9,7
в том числе:        
инженеры 5 30 0,3 1,5
врачи 15 8 1,0 1,8
учителя 15 37 1,0 0,4
научная и творческая интеллигенция 27 122 1,8 6,0
научные работники . . 61 . . 3,0
творческая интеллигенция . . 31 . . 1,5
журналисты . . 28 . . 1,4
адвокаты - 2 - 0,1
6. Священнослужители - 5 - 0,2
7. Пенсионеры - 37 - 1,8
ВСЕГО 1499 2044 100,0 100,0

 

Читатель сам в состоянии проанализировать приведенные цифры. Отметим лишь, чт



2019-05-24 297 Обсуждений (0)
ГЛАВА I. ПЕРЕСТРОЙКА. ЗАКАТ СССР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА I. ПЕРЕСТРОЙКА. ЗАКАТ СССР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)