АПОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО РАЗУМА
Сергей Рыченков Сталинские Заметки На полях
Среди полноценных статей и докладов, отчётов и научных исследований, стенограмм выступлений и указаний в эпистолярном наследии И.В. Сталина особое место занимают короткие записки, распоряжения и резолюции. Как не трудно догадаться, их сотни, если не тысячи, и в большинстве случаев они вряд ли имеют самостоятельное научное значение. Тем более, в отрыве от контекста (за утратой документального повода) зачастую они не поддаются полноценной смысловой расшифровке. Однако многие из них вполне ясны, красноречивы и любопытны, ибо несут черты автора, ситуации и эпохи, как мимолётный эскиз маститого художника, в несколько штрихов схватывающий реальность. О некоторых из них и пойдёт речь ниже. Февраль 1918 года. В самую острую фазу входит противостояние с немцами. Прервав переговоры, 18 февраля германские войска открыли военные действия. Идут жёсткие дебаты в ЦК между противниками и сторонниками заключения «позорного мира». В эти самые дни и часы Сталин пишет коротенькую записку секретарю Бюро ЦК Елене Дмитриевне Стасовой: «Получил “Формы нац[иональных] движений” и обязуюсь вернуть её через 2 недели. Примите, т-щ Елена Дмитриевна, мою благодарность за услугу товарищескую. Сталин». Речь о книге «Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия, Россия, Германия» под ред. А.И. Кастелянского, издание товарищества «Общественная польза». С.-Петербург, 1910. Это капитальный 800-страничный труд, содержавший информацию о положении национальностей в крупнейших империях своего периода. Немцы немцами, а Сталину необходимо по решению III-съезда Советов готовить проект конституционных положений Советской России, а в плане практической деятельности — формулировать принципы федеративных отношений будущих национальных автономий и центра. И он учился. Следующий документ относится к 27 марта того же года. К этому моменту наркомат национальностей, возглавляемый Сталиным, переживал настоящий кризис, наверное, самый трудный за всю это историю. Причиной, разумеется, стало соперничество представителей национальностей России, в данном случае, башкир и татар. Завершившаяся Конференция башкирского народа потребовала изменить название Центрального комиссариата по делам мусульман внутренней России, как не отражающего факт существования в России башкир, и предлагала переименовать комиссариат в Татаро-Башкирский, либо вообще создать самостоятельный башкирский комиссариат. Сталин склонялся к удовлетворению требований башкир, но коллегия наркомата была против. Нам неизвестно, как разворачивалась полемика, однако, не добившись своего, коллегия в полном составе подала в отставку. В Государственном архиве Российской Федерации архиве сохранился пожелтевший листок, в верхней части которого написано каллиграфическим почерком (по всей видимости, первого из подписантов, Муллануры Вахитова, комиссара по делам мусульман внутренней России, — самого рьяного оппонента наркома в этом вопросе):
«Ввиду разногласия в вопросе о реорганизации комиссариата и ввиду ненахождения общей линии компромисса весь состав комиссариата выходит в отставку».
Далее подписи ещё пяти работников наркомата. А ниже — сталинский ответ: «Отставку принять не согласен ни в коем случае. Прошу всех членов Комиссариата оставаться на своих местах и уладить трения совместно со мной иным образом. Нар. Ком. Сталин. 27/III».
Деликатная, но твёрдая позиция, дающая понять несогласным, что шантаж отставками «не пройдёт», а в интересах дела следует продолжать поиск выхода из ситуации. В течение 4-х дней все отставки были отозваны (о чём каждый и сделал соответствующую запись на обороте коллективного заявления). А сталинская позиция восторжествовала. Будущее показало, что игнорирование притязаний башкирских национал-демократических деятелей недопустимо: в радении за «Великую Башкирию» они метались между Советской Властью и атаманом Дутовым, успели повоевать с Красной Армией. И неясно, как бы пошло дело дальше, если бы Колчак, не признававших никаких национальных преференций внут ри «единой и неделимой», не приказал арестовать А. Валидова и Ко. История не для короткой заметки, но и из рассказанного видно, сколько терпения, такта и воли требовалось на непростом посту наркомнаца. И созданный определёнными политическими и литературными деятелями образ грубого, капризного и недалёкого грузина трудно вяжется с реальностью. Спустя три месяца, в июне, Сталин уже в Царицыне. Решение основной задачи, ради которой он направлен на Юг — продовольственной, требовало обеспечения государственной хлебной монополии и налаживания системы сбора и транспортировки продовольствия в центр страны. Ключевым моментом стало, с одной стороны, установление и выдерживание государственных закупочных цен, с другой, достаточный запас мануфактуры и прочего городского товара, которым взамен хлеба нужно было обеспечить крестьянство. Разумеется, крестьян не удовлетворяли закупочные цены на хлеб, многократно отличавшиеся в меньшую сторону от рыночных. А политика обязательного выкупа зерна государством, введённая ещё царским правительством в 1916 году и продолженная Временным правительством в 1917-м, воспринималась в штыки. Но выбора у Советской власти не было, рыночные отношения на хлебном рынке были недопустимы. И именно Сталину приходилось на Юге твёрдо проводить советскую политику в жизнь. А заготконторы на местах подчас её не выдерживали (под предлогом того, что иначе крестьянин хлеб не отдаёт), и тогда государственные средства, отнюдь не обильные, утекали бурным потоком. 25 июня 1918 года Сталин направляет в Камышин короткую и гневную телеграмму:
«Закрыть аппарат закупки хлеба по телеграфу за вольные цены, послать копии Саратову и Компроду».
Лишь в августе 1918 года государственные закупочные цены были пересмотрены в большую сторону. Но всё равно оставались вдвое ниже того, что давал производителю рынок… Нельзя обойти вниманием, наверное, самую короткую и самую известную сталинскую телеграмму той поры. Как это ни странно может показаться, но осенью 1918 года в районе Сарепты действовала изыскательная партия по прорытию Волго-Донского канала. Этот проект, как и другой, рассматривавшийся тогда же, по строительству железной дороги из Кизляра к Каспию, безусловно, имели ценное народно-хозяйственное значение. Только в условиях Гражданской войны они едва ли могли быть реализованы, даже на начальном, проектном этапе. Поэтому с указанной партией произошла закономерная вещь: начальник управления формирований Южного фронта Е.А. Щаденко мобилизовал личный состав партии на фронт. Это, разумеется, вызвало возмущенную реакцию, о чём свидетельствует развёрнутое обращение Царицынского совета к РВС Южного фронта. На нём наложена чеканная резолюция:
«Канал пророем после утопления кадетов в Волге и Дону. Члены Военревсовета Сталин, Ворошилов 22/IX 918 г.».
Следующий пример относится уже к январю 1919 года. Как известно, после «пермской катастрофы», когда город на фоне массового предательства военных специалистов был стремительно сдан белым, Сталину и Ф.Э. Дзержинскому было поручено расследование сопутствующих этому обстоятельств. В ходе следствия был допрошен начальник военного снабжения 3-армии РККА И.Е. Стогов, отвечавший за эвакуацию города. Результаты оказались неутешительны:
«…Несмотря на торжественное ручательство Стогова срочно эвакуировать Пермь («ручаюсь головой», «эвакуирую всё»), у него не оказалось ни плана эвакуации, ни аппарата эвакуации, ни воинской силы для того, чтобы обуздать попытки отдельных учреждений и дезорганизованных воинских частей к беспорядочной, самочинной «эвакуации» (захват паровозов, вагонов и проч.). Результаты: эвакуировалась всякая мелочь, ломаные стулья и прочая рухлядь, в то время как готовые составы с механизмами и частями Мотовилихинского завода и Камской флотилии, состав раненых воинов и запасы редких американских осей, сотни здоровых паровозов и прочее богатство остались не эвакуированными» (из Отчёта комиссии Совета обороны по расследованию падения Перми).
Как следует из архивных документов, 14 января Стогова допрашивал лично Дзержинский, Сталин же знакомился с результатами опроса после. И довёл до Феликса Эдмундовича своё мнение в короткой записке здесь же, на опросном листе:
«Для него [Стогова] стала ясна невозможность полной эвакуации только 23-го [декабря]. Ясно, что Стогов либо тупица (невероятно!), либо ловкий мошенник (вероятно!)».
Попробуйте угадать, какое наказание понёс И.Е. Стогов после столь удручающих для него результатов следствия? Ведь общеизвестно, что большевики расстреливали всех налево и направо… А напоследок — пример из более поздней эпохи. Судя по архивным фондам, в 20-30-х у секретарей было непреложное правило: все документы, черновики, записки после заседаний Политбюро подшивались в дела. В результате сейчас среди отчётных документов заседаний (повесток и протоколов) нам доступны блокнотные листки, буквально клочки бумаги, сохранившие оперативный обмен мнениями между его участниками. Источники, вряд ли адресованные их авторами потомкам. Среди них сохранилась такая переписка между К.Е. Ворошиловым и Сталиным:
«Коба! Я прошу не возражать против моей поездки в Туркестан. Там есть командиры, сидящие с 18-19 гг., и все они очень жалуются, что они забыты и заброшены. Кроме того, мне самому хочется посмотреть этот округ. Если не будешь возражать, я бы в апреле поехал с тем, чтобы в половине мая уехать в Сибирь. Не возражай, а поддержи! В. Англия заревёт, что Ворошилов организует поход на Индию. Годится ли это? Ст. Я никакого шума поднимать ведь не собираюсь. Поеду совершенно тихо, посмотрю части и вернусь. Англия сама посылает всякие комиссии, как тебе известно, в Индию, а командующий индийскими войсками сплошь и рядом разъезжает в районе нейтральной зоны, у наших и афганских границ. В. Ещё хуже. Всё равно узнается это дело, и англичане скажут, что Ворошилов нелегально пробрался к границам Афганистана, имея преступные цели».
Со стороны Сталина улавливается едва заметная ирония («поход в Индию», «нелегально пр обрался», «преступные цели»). Сейчас бы такое поведение назвали троллингом. Однако отличие несерьёзного интернет-стёба от переписки двух членов Политбюро ЦК ВКП(б) в том, что, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. В результате в апреле 1926 года (переписка без даты, но это, вероятно, так) в Среднюю Азию был направлен всё-таки не нарком по военным и морским делам Ворошилов, а член РВСР и инспектор кавалерии РККА С.М. Будённый… ---------------------------------------------- Рустем Вахитов АПОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО РАЗУМА продолжение
3... У С.Г. Кара-Мурзы есть совершенно замечательная книга – «Царь-холод» (написанная в соавторстве с С. Телегиным). В ней показано, что система теплоснабжения Советского Союза, которая досталась современной России, связана с определенной системой ценностей, если хотите философией, уходящей к мировоззрению русских крестьян-общинников. В основе ее мысль о том, что тепло не может быть товаром, что право на теплое жилье должны иметь все независимо от доходов. Эта идея выстрадана веками жизни в суровых климатических условиях, где жилье без тепла – это уже не жилье, а место, где люди обречены на смерть. Отсюда борьба русской общины за лес, который, как правило, принадлежал помещикам, отсюда и традиция всем миром строить бездомным крестьянам или молодежи избы в три дня (еще Пушкин удивлялся, что русский крестьянин, в отличие от западного, не знает бездомности, у нас даже нищий возвращается в свою избу). Отсюда и советское централизованное теплоснабжение – теплые батареи и горячая вода в квартирах. Попытки подражать Западу в этих условиях бессмысленны: это на юге США можно позволить индивидуальные котельные в домах. Тот, у кого нет денег их установить или платить за них, перезимует и так, там тепло. У нас же, если поставить индивидуальные теплонагреватели по примеру Западной Европы и США и поднять цены до европейских, люди в Новосибирске или Норильске просто будут массово погибать от холода. Собственно, централизованная поставка тепла в квартиры выгодна у нас даже капиталистам – им же нужна живая рабочая сила. Знание законов «ойкономики» у строителей советской промышленности – то же неявное знание, про которое мы говорили, ведь к разновидностям «ойкономики» относятся и большая крестьянская семья, и крестьянская община. Но потом, говорит Кара-Мурза, те поколения, которые имели это неявное знание, которые использовали его при строительстве советской цивилизации, стали уходить – те, кому было 20–30 в 30-х годах, в 60-е и 70-е превратились в стариков. А передать это знание следующим поколениям они большей частью не смогли… Молодежь – и шестидесятники, и те, кто был ударной силой перестройки, – стала руководствоваться либеральными инструкциями. Им казалось, что это последнее слово социальных наук. И это привело советскую цивилизацию к гибели. Рефреном в большинстве работ Кара-Мурзы звучат горькие слова, которые были сказаны Ю.В. Андроповым: «Мы не знаем общества, в котором живем». Мы не знали и не понимали советское общество, и расплата за это была очень жестокой. Мы не знаем и современное российское общество, которое во многом паразитирует на остатках и руинах советской цивилизации... Как мне кажется, С.Г. Кара-Мурза одну из главных целей своей публицистики видел и видит в том, чтобы рационализировать это неявное знание, изложить его логичным, понятным языком, чтобы можно было передать знание об обществе, в котором, по сути, мы до сих продолжаем жить, и нынешним, и будущим поколениям. Чтобы понять это общество, он обращается ко множеству концепций из самых разных областей знания. В этом смысле он – настоящий энциклопедист и похож на ученых эпохи Возрождения и Просвещения. На страницах его книг можно встретить отсылки к работам народников Энгель гардта и Воронцова, космистов Чаянова и Вернадского, евразийцев Трубецкого и Савицкого, и конечно, мыслителей марксистской школы – Грамши, Люксембург, Валлерстайна, не говоря уже о Марксе, Энгельсе, Ленине и Сталине. 4.Дело ведь не только в том, что широкие массы и даже руководители советского государства, политических и экономических институтов не знали и не понимали это общество (хотя и это важно, Запад очень много делает в плане такого самосознания – достаточно вспомнить о роли социологических исследований в выстраивании политического курса стран Запада). Дело в том, что внутри советского общества сформировалось поначалу не очень многочисленное, но агрессивное антисоветское меньшинство. Причем сформировалось оно не где-нибудь, а на самом верху этого общества – в среде партноменклатуры, госчиновников, элитной интеллигенции. Кара-Мурза видит причину этого в оборотных сторонах ускоренной урбанизации, в очарованности нашей интеллигенции идеологическими миражами Запада, но все же главное, по его мнению, в том, что номенклатура, созданная в 20–30-е как своеобразное служилое сословие для того, чтобы выстроить и хранить социализм, стала костенеть, замыкаться, превращаться в наследственное сословие, презирающее свой народ. Ценности советского проекта, связанные с идеей равенства и социальной справедливости, стали ей чужды. Именно это предопределило превращение перестройки в планомерный процесс захвата собственности номенклатурной верхушкой и сближение ее с Западом и одновременно с превращением страны в энергетический придаток Европы. Здесь начинается еще одна очень важная, фундаментальная тема публицистики Кара-Мурзы – тема манипуляции сознанием, раскрытая им в одноименной известной книге, а также в более поздней работе – «Демонтаж народа». Наша советская страна переживала серьезный, даже системный кризис. Она столкнулась с большим количеством серьезных внутренних проблем – от продовольственного вопроса до национализма и этнократии на окраинах, в тех же Прибалтике или Узбекистане. У нас было враждебное окружение, которое своей пропагандой – через радиоголоса, через литературу, через личностное воздействие, в том числе на высших руководителей, расшатывало нашу страну. Нас ожидали тяжелые времена. Мы все равно сделали бы немало ошибок, тем более что понимания общества, в котором мы жили, у нас действительно не было. Но мы могли проскочить этот трудный момент с меньшими потерями. Самое интересное, что даже на Западе так считали. Сейчас рассекречены и опубликованы аналитические доклады ЦРУ начала 90-х: американцы полагали, что от СССР отпадут Прибалтика, Закавказье, Союз превратится в мягкую конфедерацию, но все же сохранится и даже будет сочетать в экономике рынок с элементами госпланирования, как современные Китай или Белоруссия. Даже американцы не могли предвидеть, что иррациональная ненависть к СССР и социализму у антисоветской группировки в верхушке будет такова, что она буквально развалит свою Родину… А перед этим запустит пропагандистскую кампанию по очернению всего советского и даже всего русского, которая годами будет промывать мозги населению. Как в издевку, эта кампания была названа гласностью и свободой слова. Только свобода эта была очень избирательной, и слово давали только одной стороне. Кара-Мурза рассказывает, как в конце 80-х он обошел все издания ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ со статьей, где показывал опасность рыночных экспериментов в советской экономике. Статью не приняли ни один журнал и ни одна газета! Формулировка была откровенной: не совпадает с мнением редакции. Такая вот у нас была гласность при Егоре Яковлеве! 5. 23 января наступившего 2019 года Сергею Георгиевичу Кара-Мурзе исполнилось 80 лет. Он продолжает заниматься делом своей жизни, поисками ответов на главные вопросы современности, исследованиями советской цивилизации и современного российского общества. Он делится с нами своими знаниями, радует нас новыми публикациями. Буквально за несколько дней до юбилея «Советская Россия» напечатала новую статью Сергея Георгиевича, в которой он пишет: «Наша история – наше достояние и сокровище. Но вовсе не просто активизировать и запустить этот ресурс в работу на благо подавляющего большинства, стране и братским народам. Подходы к этому наследию надо изучать, и это время пришло». Своим публицистическим даром, волнующим живым словом, Сергей Георгиевич пробудил к этому цивилизационному познанию множество людей, его восторженных поклонников и учеников, к которым отношусь и я, пишущий эти строки. Я счастлив тем, что видел выступления Сергея Георгиевича, встречался с ним, слушал его мудрые советы – очно и через переписку, тем, что он вдохновил и ободрил меня, когда я делал первые шаги как политический публицист. Надеюсь, что мы своими трудами не разочаруем его, что мы достойно продолжаем и будем продолжать начатое им дело. Ради нашей общей цели – возрождения реформированной, может, не во всем похожей на прежнюю, но зато более крепкой и более совершенной, любимой нами советской цивилизации. -------------------------------------------- Игорь Невский О тех, кто Предал свою военную Молодость
Сегодня мы не только вспоминаем героев Великой Отечественной войны. Мы ещё вынуждены изо всех сил защищаться от нападок на нашу военную память. А этих нападок в последнее время стало очень много. Вспомним хотя бы выкрутасы польского министра иностранных дел, у которого Освенцим освобождали исключительно украинцы, а главным виновником развязывания Второй мировой войны является Россия. Или припомним нынешнюю Украину, где героями войны стали нацистские ублюдки из ОУН-УПА, а праздник День Победы для украинцев отныне таковым вовсе не является... На нашем сайте мы уже неоднократно писали о том, что ТАКОЕ во многом стало возможным не только благодаря проискам враждебных внешних сил, но и нашим либералам-западникам, вроде инициаторов так называемой «десталинизации» российского общества, которые регулярно ставят под сомнение наше советское прошлое. А такое сомнение просто не могло не привести и к отрицанию Великой Победы! Запад просто развил эту мысль наших доморощенных антисоветчиков до логического конца и теперь нагло переписывает историю, переворачивая её буквально с ног на голову. И самое печальное заключается в том, что среди наших отечественных фальсификаторов были не только откровенно придурковатые личности, вроде откровенной русофобки Валерии Новодворской или вконец спившегося гайдаровского соратника Альфреда Коха, но и... известные писатели-фронтовики?! Задуматься об этом меня заставили прошлогодние выступления писателя Даниила Гранина в Германии, куда 95-летний литератор приехал в самом начале 2014 года, в канун юбилея снятия блокады Ленинграда. С одной стороны, он перед немцами произнёс просто потрясающую речь о страданиях жителей блокадного города. А с другой – не преминул лишний раз пнуть советскую власть... По его словам, память о войне в России якобы долгое время была уродливой. «Мы помнили только о том, что мы победили. Размахивание флагом Победы было раньше главным. Память не сопровождалась помощью ветеранам, мы быстро почувствовали себя ненужными», – рассуждал Даниил Гранин. Похоже, советская власть для Гранина вообще некое исчадие ада – он её ругает, где только можно, при каждой удобной возможности. Вот что он, например, не так давно заявил в интервью петербургскому историку Юлии Кантор: «У нас не было «Нюрнбергского процесса» над большевистским режимом. Нашу советскую жизнь, наш коммунистический режим можно и должно сравнивать с фашистским...». Вот и в Германии он снова сел на своего любимого антисоветского «конька». И ведь он среди писателей-фронтовиков не один такой!
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |