Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Менеджерская подготовка специалистов по физической культуре и спорту в зарубежных странах.



2018-07-06 2583 Обсуждений (0)
Менеджерская подготовка специалистов по физической культуре и спорту в зарубежных странах. 5.00 из 5.00 3 оценки




Вопросы к экзамену по дисциплине «Менеджмент в спорте» для студентов заочной формы обучения

1. Управление физической культурой и спортом: понятие и общая характеристика.

Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в физическом совершенствовании». Под управлением следует понимать постоянное, планомерное воздействие субъекта (того, кто управляет) на объекты управления (того, кем управляют) для организации и координации их деятельности в целях выполнения определенных задач.

Всем известно, что физическая культура и массовый спорт уже давно выступают средством, которое может и должно способствовать укреплению здоровья и повышению уровня физической подготовленности людей всех возрастов, всех социальных групп. Для этого необходимо, прежде всего, существенно улучшить качество управления, как всей системой физкультурного движения нашей страны, так и отдельными се компонентами. При этом, вся деятельность, осуществляемая в физкультурно-спортивной сфере, является управленческой как по форме, так и по содержанию. А это значит, что тренеры, старшие тренеры, главные тренеры, директора спортивных школ, руководители национальных команд, министр и другие лица, работающие в спорте, являются управленцами (руководителями, менеджерами). Они осуществляют однотипную (одинаковую по структуре и содержанию) управленческую функцию, отличающуюся только сферой компетенции. И этой специфической управленческой работе необходимо учиться, знать ее содержание и особенности, ее законы, методику применения в зависимости от объекта управления и ситуации, в которой этот объект находится.

Существует множество определений понятия «управление». К их подробному рассмотрению мы вернемся позже, а пока отметим, что в наиболее общем виде под управлением понимают целенаправленный, осознанный перевод какого-то объекта (всегда выступающего в качестве сложной системы) из одного состояния в другое.

 

2. Спортивный менеджмент как специфическая разновидность управления физической культурой и спортом.

Спортивный менеджмент – область научно-практической деятельности, один из видов отраслевого специального менеджмента. Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в условиях рыночных отношений.

 

Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность организаций физкультурно-спортивной направленности страны, т. е. определенное множество ФСО - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд (по видам спорта), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций. Продуктом деятельности ФСО является производство физкультурно-спортивных услуг, т. е. организованные формы занятиями физическими управлениями и спортом, программы спортивной тренировки, спортивные зрелища и т. д.

Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Сущность спортивного менеджмента заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект для обеспечения перевода объекта в новое качественное состояние, т. е. из исходного, начального состояния в желаемое, запланированное.

Общая цель спортивного менеджмента состоит в обеспечении эффективного функционирования физкультурно-спортивных организаций в современных рыночных условиях России.

Задача спортивного менеджмента – познание закономерностей функционирования и социального развития ФКиС в обществе и разработка механизма целенаправленного эффективного управления этими процессами.

3. Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте: общая характеристика.

Охарактеризуем кратко основные функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, которые в своей взаимосвязанной совокупности представляют систему.

Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортивной организации с учетом постоянно меняющихся условий внешней среды.

Стратегический менеджмент, несмотря на то, что в его основе такая основная функция управления, как планирование, не является ни четко определенным образом действий, ни тем более конкретным планом. Его сущность составляет концепциядеятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях. В язи с этим стратегический менеджмент есть область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации.

В концентрированном виде стратегический менеджмент проявляется в выборе миссии физкультурно-спортивной организации, т.е. глобальной цели, для реализации которой она создается и функционирует.

Содержание миссии обычно характеризуется следующими основными элементами: описание продукта (услуг, работ, товаров), низводимого организацией; характеристика рынка потребителей, на котором предполагает действовать организация; конкретные цели деятельности организации; философия организации (базовые взгляды и ценности, служащие основой для создания системы мотивации); внутренняя концепция деятельности организации (преимущества и недостатки, конкурентоспособность и т. п.); имидж организации, выражающий социально-экономическую ответственность организации перед потребителями, партнерами и обществом в целом.

Выбор миссии напрямую связан с потенциалом физкультурно-спортивной организации, включающим следующие виды ресурсов: технические (сооружения, оборудование и т.п.); технологические (современные технологии производства спортивных товаров, предоставления физкультурно-спортивных услуг и т. п.); кадровые (персонал должного уровня образования и квалификации в необходимом количестве); информационные (наличие инфор­мации в достаточном для обеспечения конкурентоспособной дея­тельности объеме, а также современных средств ее получения, переработки, хранения, передачи и т.п.); финансовые (стабиль­ные источники финансирования в достаточных для эффективной деятельности объемах); организационные (формирование адекват­ной миссии организационной структуры, определение прав и обя­занностей исполнителей, правил организационного поведения и т.д.); временные (реальность сроков реализации локальных целей и задач). Названные виды ресурсов характеризуют внутреннюю среду физкультурно-спортивной организации. Однако кроме внут­ренней при характеристике потенциала физкультурно-спортив­ной организации необходимо учитывать и такие основные эле­менты внешней среды, как спрос на производимую продукцию, конкуренцию, поставщиков и др.

Стратегический менеджмент как общая концепция деятельно­сти физкультурно-спортивной организации в конкретных услови­ях реализуется в различных планах и теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностью менедж­мента, как программный (проектный) менеджмент.

Программный (проектный) менеджмент представляет собой дея­тельность по управлению не постоянными, а временными объекта­ми, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты и т. п. или их совокупность.

Выделение программного (проектного) менеджмента как спе­цифической функциональной разновидности менеджмента свя­зано с необходимостью достаточно быстрой и эффективной адап­тации деятельности физкультурно-спортивной организации к ус­ловиям постоянно изменяющейся внешней среды. В связи с этим для решения возникающих проблем формируются специальные (временные) коллективы, отвечающие за разработку и реализа­цию соответствующей программы или проекта.

В качестве иллюстрации приведем следующий пример. В состав аппарата Олимпийского комитета России (2000 г.) входили две спе­циальные рабочие группы—по координации подготовки к Играм Олим­пиады 2000 г. в Сиднее (Австралия) и по координации подготовки к зимним Олимпийским играм 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США). Функ­ция координации была ориентирована в первую очередь на всесто­роннее обеспечение реализации целевых комплексных программ подготовки российских спортсменов к участию в названных соревно­ваниях.

Организационный менеджмент представляет собой управленче­скую деятельность, базирующуюся на общеорганизационных принципах(демократический централизм, иерархичность, сочетание отраслевого и территориального управления, ответственность и др.) и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация» («организовывание»).

Деятельность в рамках организационного менеджмента включает себя проектирование, создание и совершенствование организационных структур (см. главу 25); четкое разграничение функций распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений физкультурно-спортивной организации и отдельных исполнителей (см. главы 31, 32); установление взаимосвязей между ними; строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений и др.

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую дея­тельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способ­ностей в производственном процессе.

Поскольку менеджмент является «внутрифирменным» управлением, в центре его внимания находится персонал физкультурно-спортивной организации, т.е. совокупность сотрудников, работающих по найму при наличии трудовых, взаимоотношений работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Следовательно, в качестве основных элементов деятельности в рамках персоналом, менеджмента необходимо рассматривать политику подбора и найма персонала, обеспечение его профессиональной карьеры, мотивацию сотрудников, формирование корпоративной культуры, управление конфликтами и т.д.

Для того чтобы эффективно реализовать свою миссию, физкультурно-спортивная организация должна располагать персоналом, обладающим такими качественными характеристиками, как наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, определенных профессиональных и личных интересов, а также психо­логических, интеллектуальных, физических качеств для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Важное значение в персонал-менеджменте придается не только работе с персоналом, но и формированию команды, т.е. коллектива единомышленников, объединившихся вокруг лидера-руководителя, — такого трудового коллектива, в котором работники привержены общим целям и базовым ценностям физкультурно-спортивной организации. Создание команды осуществляется с учетом ряда требований, основными из которых являются: каждый член команды должен во всей полноте осознавать миссию тонизации; члены команды, составляя единый социальный орга­зм, должны нести ответственность за результаты деятельности, имеющую коллективный характер; члены команды должны быть и универсалами, и энциклопедистами в своей профессиональной деятельности; каждый член команды должен иметь необходимую степень самостоятельности; все члены команды должны иметь равные права; команда должна подразумевать гибкое исполнение обязанностей; в основе формирования команды должна лежать психологическая совместимость; команда должна подразумевать коллективность управления и др.

Практика свидетельствует о том, что в физкультурно-спортивной организации по объективным и субъективным причинам мо­жет функционировать несколько команд, что усложняет реализа­цию персонал-менеджмента.

Препятствовать возникновению или дать возможность преодо­леть возникшие сложности может корпоративная культура как си­стема ценностей и убеждений, разделяемых всеми сотрудниками физкультурно-спортивной организации, предопределяющая их поведение и характер жизнедеятельности самой организации. Обыч­но корпоративная культура проявляется в двух основных формах — объективной (логотип, фирменная одежда, цвета и т.д.) и субъек­тивной (история, ритуалы, запреты и т.д.).

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации.

В соответствии с международными стандартами инновациярассматривается как конечный результат инновационной деятельно-I, получивший воплощение в виде нового (усовершенствован-(ого) продукта или технологического процесса либо в новом подходе к предоставлению социально-культурных услуг.

Спектр инноваций в деятельности физкультурно-спортивных Организации весьма многообразен и может быть классифицирован по различным основаниям — технологическим параметрам, и степени новизны, степени распространенности, сферам деятельности и др.

Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе физкультурно-спортив­ной организации, и управлению ими.

Риск-менеджмент характеризует управленческую деятельность в условиях неопределенности, основой которой являются все более непредсказуемые изменения рынка. Обычно риск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в связи с рискованными (венчурными) вложениями капитала.

Однако риск-менеджмент только этими вопросами не ограничивается. Дело заключается в том, что риск-менеджмент физкультурно-спортивной организацией является деятельностью, направленной на предотвращение потерь, в системе которых выделяют: материальные потери, которые могут проявляться в прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. Одной из специфических разновидностей таких потерь является, например, разнообразная степень использования физкультурно-спортивных сооружений в различные дни недели, часы дня и т.п.;

Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функциони­рованием физкультурно-спортивной организации.

4. Физическая культура и спорт как системный объект управления.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых являются:

- преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

 

- децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

 

- возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

 

- правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

 

- все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

 

- возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

 

Рыночная экономика способствует:

 

- развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;

 

- росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций;

 

- увеличению многообразия их организационно-правовых форм;

 

- расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг [4, c. 50].

 

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

 

Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обуславливает соответствующие особенности менеджмента в этой отрасли сферы услуг.

 

Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель управления нередко обозначается такими терминами, как «политика», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной организации (отрасли).

 

Определение цели является начальным этапом процесса управления в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихийное воздействие.

 

Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

 

Различают основные и конкретные функции управления.

 

Основными функциями управления являются таковыми по следующим причинам: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов [3, c. 145].

 

Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.

 

Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.

 

Общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов.

 

Принципы управления в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия [3, c. 147].

 

К основным принципам управления в физической культуре и спорте можно отнести следующие:

 

- принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т. п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Юность России» и т.п.), так по территориальному принципу;

 

- принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность, есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций званий, государственных наград, моральное и материальное стимулирование труда конкретных работников и другие [4, c. 52].

 

На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.

5. Менеджмент как составная часть труда педагога по физической культуре.

Основное качество руководителя - обладание ярко выраженной способностью влиять на поведение других людей. Другое обязательнoe качество - умение принимать решения, распределять обязанности, решать трудовые конфликты, работоспособность, интеллект и обязательность.

 

Настоящий лидер - это человек, общения с которым желает большая часть организации, и который, в свою очередь, испытывает необходимость в общении с людьми. Для достижения этого необходимо повышать свое профессиональное мастерство, свои способности, и умело применять их в различных ситуациях. Идеально, когда умелый руководитель является ярко выраженным лидером.

 

Наличие руководителя - лидера не является гарантией успеха во всех возможных ситуациях. Для успешного руководства требуется, по крайней мере, три фактора: личные качества; наличие единомышленников в коллективе и сопутствующие условия для работы.

 

Личные качества, необходимые руководителю:

 

- возраст и опыт;

 

- компетентность в технике;

 

- умение контролировать положение дел в организации;

 

- высокий уровень профессионализма.

Менеджерская подготовка специалистов по физической культуре и спорту в зарубежных странах.

Общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта (ФКС), особенно массовый спорт или спортдля всех1, призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества.

Основными международными документами в сфере массового спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 г. с последующими дополнениями, Спортивную хартию Европы 1992 г. Данные документы устанавливают основные принципы регулирования развития массового спорта, которых обязаны придерживаться все страны, ратифицировавшие соглашения. Основными принципами, из которых страны обязаны исходить, выступают, во-первых, доступность занятий массовым спортом без дискриминации по каким-либо признакам, во-вторых, государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.

Основываясь на положениях вышеуказанных документов, различные страны в зависимости от специфики социально-экономического и политического устройства формируют условия для развития массового спорта, для создания, восстановления и пополнения его ресурсной базы как основы функционирования.

Развитие спорта основывается на базовом законе о спорте. Так, во Франции это Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984 г.), в Финляндии — Закон о спорте (21.12.1979 г.) и Устав о спорте (28.12.1979 г.) и пр. Следует отметить, что разработка данных законов, а также всех других законодательных актов, касающихся вопросов развития спорта, должна соответствовать положениям международных соглашений.

Государственными органами исполнительной власти выступают различные министерства и ведомства. Так, в Испании — это Высший совет спорта, являющийся автономным органом Министерства образования и науки, в Аргентине — Министерство по социальным вопросам. В их компетенции находятся принципиальные вопросы развития ФКС:

· участие в управлении спортом высших достижений;

· выделение и распределение средств государственного бюджета, составление сметы расходов;

· выделение, аннулирование и условия получения субсидий, пособий и займов для спортивных организаций;

· контроль использования финансовых средств;

· формирование предложений по подготовке специалистов;

· участие в разработке и реализации планов по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование, и т.д.

Зарубежный опыт развития массового спорта свидетельствует, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Так, если на государственном уровне выполняются основные функции управления, то региональные и местные органы управления спортом ориентированы в большей степени на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются неразделимыми понятиями. Приведем несколько примеров.

В Германии реализуется система территориального управления массовым спортом, где управление им в соответствии с Конституцией (ст. 30) и федеративной структурой Германии является задачей земель. Следует подчеркнуть, что в Германии нет единой структуры управления спортом на земельном уровне. Она, да и механизм регулирования спортом значительно отличаются в разных землях. В ряде земель (Баден-Вюртенберг, Мекленбург — Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн—Вестфалия, Саксония, Саксония — Анхальт) за развитие спорта отвечают министерства по делам культуры, в других (Бавария, Бранденбург, Гессен, Шлезвиг-Гольштейн) — министерства по делам образования, науки и искусства, по вопросам образования и спорта, по делам женщин, труда и социального порядка и т.д., в Тюрингии — Министерство по социальным вопросам и здравоохранению, в Рейнланд-Пфальце — Министерство внутренних дел, а в землях Бремен и Гамбург — сенаторы по внутренним делам и т.д.[1] Общее управление ФКС, а также вопросами массового спорта осуществляется правительствами земель совместно с федеральным правительством, национальными спортивными организациями, городами, общинами и коммунами. В зависимости от региональной специфики, спроса населения на услуги массового спорта организация массового спорта в землях различна, но вне зависимости от этого существуют единые приоритеты: спорт в школах и подготовка преподавателей физвоспитания; студенческий спорт; спорт для всех, прежде всего среди молодежи, женщин, пожилых и инвалидов; строительство, модернизация и содержание спортсооружений; содействие спорту высших достижений; помощь спортивным клубам и командам.

По словам П. Гласса [2], представителя Министерства внутренних дел Германии, «земли отвечают за спорт на местном уровне... а также за поддержание спортивных учреждений и инфраструктуры. Кроме того, на наш взгляд, одна из основных задач земель — обеспечение равных условий для занятий спортом в разных населенных пунктах». Большую роль в формировании финансовых ресурсов массового спорта играет сложившаяся система налогообложения. Основной принцип в отношении спортивных клубов гласит, что приобретение статуса общественно полезной организации (§1—68 налогового законодательства) позволяет претендовать на определенные налоговые льготы. При этом более 5,5 млн. немцам, добровольно работающим в области спорта, ежегодно снижаются суммы выплачиваемых налогов в размере DM 2400 на каждого.

В Министерстве по делам молодежи и спорта Франции работают два управления по спорту, в том числе 6 бюро — финансовое, международное, спорта высших достижений, политики развития видов спорта, управления учреждениями централизованной подготовки спортсменов, науки, спортивного инвентаря и оборудования. Свои полномочия Министерство спорта реализует через 25 своих отделений и 100 муниципальных департаментов спорта. Руководство спортом на местах осуществляется в 22 регионах, 90 департаментах и 36 тысячах коммун [1]. При большинстве из них имеются Дома спорта или муниципальные спортивно-оздоровительные центры. Деятельность этих ассоциаций координируют муниципальные отделы спорта. Известный французский ученый-экономист В. Андрефф подчеркивает, что роль местных органов власти и их действия в области развития спорта сводятся к трем направлениям:

1. строительство и модернизация спортивных сооружений с учетом потребностей населения;

2. организация различных видов физической активности и спорта для всех групп населения;

3. финансирование.

Таким образом, массовое спортивное движение как Германии, так и Франции построено при соблюдении принципов вертикального и горизонтального подчинения, приоритетом местных органов управления является развитие массового спорта. Государственные органы распоряжаются средствами государственного бюджета и решают принципиальные вопросы развития спорта высших достижений и массового спорта. Однако при этом массовый спорт является приоритетом государственной спортивной политики.



2018-07-06 2583 Обсуждений (0)
Менеджерская подготовка специалистов по физической культуре и спорту в зарубежных странах. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Менеджерская подготовка специалистов по физической культуре и спорту в зарубежных странах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)