Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности подростковой идентичности



2018-06-29 394 Обсуждений (0)
Особенности подростковой идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок




В ходе работы мы столкнулись с проблемой определения, какой же возраст можно считать подростковым. Насколько широки рамки этого периода? Чтобы это понять, нужно рассмотреть различные подходы к изучению подросткового возраста. Терминология нечеткая, в разных науках, связанных друг с другом, границы определяются по-разному. Например, в психиатрии подростничество соответствует 14-18 годам, а в отечественной психологии верхняя граница определяется 16 годами. Современный мир, социальная и культурная среда характеризуются наличием процессов, способствующих все большему размыванию этих границ.

Многочисленные эмпирические исследования подросткового возраста можно сгруппировать по четырем основным направлениям: пубертатное развитие, когнитивное развитие, социализация, становление идентичности.

В разных теориях этот период представал со своими особенностями. Например, в теории Ст. Холла подростничество соответствует эпохе романтизма в истории, в этот период человек переживает кризис самосознания, в ходе преодоления которого появляется «чувство индивидуальности». Другой исследователь, П. Шпрангер, считал отрочество возрастом «врастания в культуру», когда главными новообразованиями становятся открытие «Я», рефлексия и осознание собственной индивидуальности. Ш. Бюллер же уделила особое внимание периоду пубертатности (в норме начало периода лежит от 10-11 до 18 лет, а завершение относится к 21-24 годам) в единстве биологического и психического развития. В исследованиях Э.Штерна этот период выступал в роли важного этапа в формировании личности, выделял шесть типов личности в зависимости от переживаемых ценностей. В целом, в первой половине XX века исследователи тесно связывали подростничество и половое созревание.

Во второй половине XX века важное место в исследованиях заняла роль среды и социального окружения. Уже упомянутый выше Э.Эриксон считал подростковый период сложнейшим и важнейшим этапом развития личности, сопровождаемым значительной психологической напряженностью. В работах Ж.Пиаже возраст от 11-12 лет до 14-15 характеризуется особой формой эгоцентризма, «наивным идеализмом».

В отечественных исследованиях (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.) большое внимание уделяется условиям, в которых формируется моральная и интеллектуальная взрослость. Подросток рассматривается как активный субъект, который осуществляет определенную деятельность по усвоению умений, знаний, правил и норм. В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики.

Так на что же стоит опираться в определении границ периода подростничества? Как уже писалось выше, границы этого периода в силу определенных процессов, происходящих в обществе, размываются. Так нижняя граница не сильно изменилась, оставшись в границах 10-12 лет, но верхняя сдвинулась до 21 года [Вассерман, 2001]. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, подростками считаются люди 10-19 лет. На наш взгляд, придерживаться официальных данных ВОЗ в рамках исследования будет лучше всего.

Конструирование идентичности, означающей творческое и независимое Я, гармонично соединяющее различные элементы личности, является одной из основных задач подросткового возраста [Стефаненко Т.Г., 1999].

В своих исследованиях идентичности МакАдамс говорил о ней, как о вербальном нарративе, «личном мифе», который складывается именно в подростничестве и в дальнейшем пересматривается на протяжении всего жизненного пути. Материалом для конструирования идентичности служит множество важных эпизодов, которые отбираются нашей памятью в зависимости от того, оптимистичексий или пессимистический нарративный тон был заложен в период первой привязанности. По МакАдамсу, для создания целостной идентичности человек должен интегрировать множественные аспекты своего Я. В ходе многолетней работы, он выделил различные самостоятельные аспекты Я, «имаго», которые могут как сотрудничать, так и противостоять друг другу. Конструирование единого персонажа через интеграцию «имаго» является одним из процессов, связанных со взрослением. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как о сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроектировать на будущее, определить, что станет частью его личности, окажется связано с ним, а что будет отделено. Молодой человек должен чувствовать связь между тем, чем он стал за долгие годы детства, и тем, чем он может предположительно стать в будущем, увидеть себя во временном континууме; между его собственным представлением о себе и тем, каким его видят, по его мнению, окружающие. Поэтому подростки болезненно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми.

Установившаяся к концу подросткового возраста идентичность включает в себя все значимые идентификации, но в то же время изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого.

Необходимым условием для формирования идентичности в подростковом возрасте является общение со сверстниками («со-бытие» Я и Другого). Большая часть подростков проводит много времени в компании себе подобных. В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать принятие и одобрение ее другими. Подростки помогают себе на время избавиться от дискомфорта и чувства неопределенности, формируя группы и стереотипизируя самих себя, свои идеалы и своих врагов, они также постоянно проверяют себя на способность сохранять верность при неизбежных конфликтах ценностей.

Многие идеи подростков о ролях и ценностях определяются их принадлежностью к той или иной референтной группе. Социальные референтные группы могут состоять из индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. К ним могут относиться также более широкие социальные группы, установки и идеалы которых они разделяют: религиозные, этнические, сверстников или группы по интересам, даже чат-группы пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от своего размера, подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые.

Подростки должны прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группах, которое было почти автоматическим в детстве, -- в семье, компании по соседству или, например, в религиозной общине, больше не является столь уютным или удовлетворительным, как это было ранее. Часто подросток ощущает конфликт лояльности к семье, сверстникам и другим референтным группам.

Иногда молодых людей привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы, тогда принцип связывания реализуется в виде идентификации с объектом подражания. Этот значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, старшими братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста.

Таким образом, подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-фанатов и ролью хорошего ученика), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшими братом или сестрой и романтическим партнером).

Отмечено также что, относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры, и в особенности от идеологии и религии [Стефаненко Т.Г., 1999]. Идентичность молодого человека могут также поддерживать значимые социальные группы - нация, класс, культура [Антонова Н.В., 1996].

 



2018-06-29 394 Обсуждений (0)
Особенности подростковой идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности подростковой идентичности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)