Общая характеристика анкеты как источника информации. Правила формирования анкеты. Технический аппарат анкеты.
Любая анкета начинается с написания программы исследования. Программный вопрос – вопрос, который задается в начале исследования и на него отвечает все исследование. Программный вопрос необходимо перевести в серию анкетных вопросов. Для перевода программного вопроса в анкетный вопрос служит теоретическая концепция объекта. В истоках анкеты лежит интерпретация и операционализация. Любое понятие программы разлагается до менее общего, потом до индикаторов и показателей. Процедура построения анкеты – оперирование понятиями и их определенная логическая взаимосвязь. С момента построения системы индикаторов и показателей нужно задумываться об анкете. Блоки теоретической схемы должны наполняться вопросами. Почему надо переводить анкету на язык респондента: 1. особенности профессионального языка опрашиваемого; 2. различный уровень культуры и образования; 3. различные образы жизни; 4. диалекты, национальные особенности.
Общие требования к языку анкеты: 1. необходимо учитывать психологические особенности, особенности восприятия, информированность; 2. «разговорность» анкеты; 3. анкета не должна давить на респондента; 4. анкета не должна ставить респондента в неловкое положение; 5. слова, термины должны пониматься однозначно; 6. вопросы не должны требовать расчетов от респондента. Анкета – своеобразный сценарий беседы с респондентом. Анкета должна быть удобной: · для исследователя; · для интервьюера, анкетера; · для респондента; · для кодировщика. Предпочтительна организация вопросов по блокам, посвященным отдельным аспектам проблемы. 2 принципа организации блока: 1. батарея вопросов – последовательное раскрытие одной переменной; 2. принцип воронки – последовательное углубление и сужение информации об изучаемой переменной. Блоки должны быть примерно одного объема, вопросы в них расположены не тенденциозно. Логика анкеты: программная логика не должна смешиваться с анкетной логикой. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия анкеты. Трехфазная композиция анкеты: · во вступлении формулируются контактные вопросы; · основная часть: 1. логическая последовательность вопросов; 2. моноцентричность – когда требуется углубленное детальное изучение одного фактора/ явления. 3. полицентричность – изучается сложное явление, состоящее из нескольких частей – несколько равных блоков. Учет психологических особенностей заставляет располагать вопросы в порядке возрастания сложности: 1. наиболее простые; 2. событийные, но не оценочные; 3. мотивационные, оценочные; 4. событийные фактологические; 5. несколько наиболее сложных вопросов; 6. паспортичка.
Технический аппарат анкеты – как отвечать, где фиксировать ответы, необходим для направления анкеты, для сосредоточения/ переключения внимания респондента. Составляющие технического аппарата анкеты: 1. пояснение фразы – какое количество ответов можно выбрать, для кого вопрос, как отмечать; 2. выделение слов и словосочетаний, подчеркивание – когда нужно выделить из общего контекста какое-то условие; 3. всевозможные направления внимания респондента; 4. должно быть предусмотрено достаточно места для ответа на открытые и закрытые вопросы; Правила технического оформления анкеты: 1. выбрав определенную систему оформления, надо ей следовать на протяжении всей анкеты; 2. техническое оформление анкеты – не самоцель; 3. вспомогательные фразы в анкете – их роль схожа с пояснительными вопросами в анкете; снижают монотонность анкеты, поясняют моменты, переход от одного блока к другим. Кодировка: 1) отдельная нумерация вариантов ответов в каждом вопросе; 2) сплошная нумерация вариантов ответа во всей анкете. Коды ставятся слева. Нежелательно использовать аббревиатуры. Стилистика анкеты, грамотность, правильность языка. Графическое оформление анкеты: 1. У анкеты должна быть обложка, на которой: название организации, место проведения опроса, год (месяц); 2. Белая бумага; 3. Удобочитаемость текста: крупно и четко; 4. Разные тексты в едином стиле; 5. Свободное расположение текста; 6. Постраничный макет анкеты: нельзя разрывать вопросы и подсказки.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |