Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее и уникальное в концепте «отец» в сопостовляемых языках



2018-07-06 544 Обсуждений (0)
Общее и уникальное в концепте «отец» в сопостовляемых языках 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Лингвокультурологический анализ паремий позволил изучить признак отношения к отцу русского и казахского народов. Пословицы и поговорки, как замечает Е.В.Бабаева, «показывают не только отношение к какой-то конкретной ситуации, они дают возможность выявить специфику оценочных предпочтений общества и их мотивировку, установить систему ценностных ориентаций культуры, определить совокупность господствующих норм культуры определенного народа» [64, с. 159].

При анализе пословиц и поговорок необходимо помнить, что они как жанр призваны выполнять воспитывающую функцию, отсюда их дидактическая направленность, как правило эксплицитно оформленная в языке. «Пословицы воспитывают патриотизм, мужество и стойкость при защите Родины, трудолюбие, коллективизм, самообладание, благородство, правдивость, смелость, целеустремленность, честность. Они осуждают такие пороки, как тунеядство, взяточничество, плутовство, безделье, высокомерие, грубость, двуличие, лицемерие, малодушие, трусость, себялюбие, праздность, эгоизм»[65].

Приведенные русские и казахские пословицы об отце показывают, что имеется множество сходств и различий в русской и казахской языковых картинах мира. В этой связи по-прежнему актуальным оказывается высказывание В.Гумбольдта о том, что «язык, будучи системой мировидения, оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение» [66, с. 123]. Мы можем продолжить эту мысль: у каждого народа пословичная картина мира имеет свою специфику и, следовательно, формирует особую модель поведения, своеобразный менталитет.

Интересный момент что, в русской семейной культуре принято воспитывать в сторогости детей с раннего возраста и крестьянин отец не станет баловать жизнь его, почему и закаляет их сызмала, подготовляя ко всемозможным лишениям, приучая их к тяготам всяким. «Из набалованных деток добра не будет», – изрекает строгий приговор «матушкиным сынкам –запазушникам» суровый деревенский опыт. «Засиженное яйцо – всегда болтун, занянченный сынок – всегда шатун», «Что мать в голову баловством выбьет, того отец и кулаком не выбьет». А в казахской культуре учитывают особенности возраста ребенка и до пяти лет с пониманием относились к капризам ребенка, говоря: До пяти лет ухаживай за ребенком как за королем. Уақыты келгенде, ақылы кірер (Когда наберется уму разуму – сам перестанет) считали что, ребенок сам перестанет баловаться, когда он достигнет определенного юношеского возраста.

И так, вернемся к нашему анализу. Мы говорим о схожести казахских и русских паремии в концепте «отец». Что же в них общего:

1. В обеих культурах ярко выражено почтения к отцу: «Один отец значит больше, чем сто учителей», «У доброго батьки добры и дитятки»; : «Әкеге бағыну – Аллаға бағыну» (Подчинение отцу – подчинение Аллаху), «Әке – асқар тау, Ана бауырындағы бұлақ, бала – жағасындағы құрақ» (Отец – неприступная гора, мать – родник у подножия горы, дитя – тростник, растущий на берегу реки),

2. Человек, на которого возложена большая ответственность в воспитаний детей: «Где хороший отец, там и сын молодец», «За что отец, за то и детки»; Ата көрген оқ жонар (Сын, воспитанный отцом, сумеет изготовить стрелу).

3. И в русской и казахской культуре особое внимание уделяется сыну. Потому, что именно сын продолжитель рода и он занимает место своего отца: «Добрый сын – на старость начальник, на покон души помощник», «Добрый сын – всему свету завидище»; Ер мойнында қыл арқан шірімес (За джигитом и веревка не пропадет), Ата тұрып бала қалса, мұратына жеткені, бала өліп, ата қалса, арманы іште өлгені (Сына пережить – мечте конец положить, сына после себя оставить – ему мечту свою вложить).

4. Много пословиц и поговорок которые сравнимы с понятием отец, много высказываний мыслителей, множество притч и сказаний на этот счет.

5. В обеих этнокультурах отец сравним с Создателем, о уважение отцов пишут также в нашей книге учении – Коране и в Библие: «Как Бог до людей, так отец до детей»; Әкеге бағыну – Аллаға бағыну (Подчинение отцу – подчинение Аллаху).

6. В обеих культурах отец выступал как главный судья и критик для своего ребенка: «Отец и наказывает, отец и хвалит, «Әке балаға сыншы» (Отец главный судья своего ребенка).

7. В обеих культурах для отца важно умственные способности сына: «Умный сын – отцу замена, глупый – не помощь»; Ақыл байлық - тозбас байлық (Мудрость и ум – богатство нетленное).

8. Отец выступает для своих детей как пример для подражания: Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын»; Әр нәрсе тегіне тартады (Все похожее на свой исток).

9. В обеих культурах в пословицах и поговорках предупреждают молодых поколений, что смерть наступает внезапно и надо преуспеть заслужить уважение отца: «Не оставляй отца и матери на старости лет, и бог тебя не оставит»; Әкемнің өлерін білсем, өнерін сатпас па едім (Если бы я знал что, отец умрет, то не продавал бы его искусство).

В казахской культуре есть уникальное явление – институт «Жеті ата» (семь поколений). Когда ветка рода включала семь поколений («жеті атаға толды»), по казахскому обычаю, ақсақалы родовой ветви обращались к старейшинам рода с просьбой выделить их в отдельный род (говоря современным языком, признать «юридическим лицом»). Старейшины рода в этой ситуации спрашивали у тех, кто желал отделиться: у вас есть собственные бай, батыр и бий, т.е. люди, способные обеспечить материально, защитить от нападения и представлять на судейских тяжбах членов рода? Знание «жеті ата» было минимальным требованием к каждому казаху. В тоже время существовали особые люди – герольды, которые профессионально занимались родословными. Казахские шежіреші знали наизусть не только генеалогии, но и биографии, характер, деяния членов своего рода. Они были хранителями истории, знатоками обычаев и традиций, устнопоэтического искусства. Говорят, что в древности родословные записывались в особые книги, которые были утрачены в годы «ақтабан шұбырынды» – джунгарского нашествия. Также особенный момент, что древний обычай запрещает браки внутри рода и казахский народ до сегодняшнего дня соблюдают данный обычай.

Таким образом, концепт «отец» по-своему уникален. Он изначально несет в себе главный смысл как прородитель всего на нашей земле. Он тот кто продолжает род, который так важен для того, чтобы человечество продолжало свое существование на земле.

 

 



2018-07-06 544 Обсуждений (0)
Общее и уникальное в концепте «отец» в сопостовляемых языках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее и уникальное в концепте «отец» в сопостовляемых языках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)