Направления и формы социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения
Главными направлениями социальной работы с детьми – инвалидами является: повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности и обеспечение максимального восстановления здоровья детей-инвалидов, их реабилитация. Профилактика – это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».[16] «Социальная реабилитация – это динамичная система деятельности, направленная на достижение полного или частичного восстановления личностного и социального статуса больного методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через его личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий».[17] Социальная реабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала. Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения использует следующие формы работы: 1. Социальный патронаж семей, имеющих детей-инвалидов. Патронаж (от фр. рatrоnаgе – покровительство) – «вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой и др. помощи, проведении несложных медицинских манипуляц».[18] Социальные патронажи осуществляются социальным работником 1 раз в месяц. Регулярно посещаются дети, неспособные к передвижению, состоящие на учете. В ходе патронажа выявляются социальные проблемы ребёнка и семьи. Социальный работник в сотрудничестве с медиками, психологом, педагогами, представителями общественности помогает семьям решить эти проблемы: оказывает помощь в оформлении документов, необходимых для получения льгот, оказывает помощь в приобретении необходимых ребёнку лекарств, средств передвижения, участвует в организации благотворительности, в проведении праздников для детей – инвалидов, подключает к решению их проблем волонтёров и т.п. 2. Социальный работник создаёт банк данных детей, нуждающихся в технических средствах реабилитации, в дорогостоящих лекарствах, медицинских услугах, которые не могут предоставить лечебные учреждения города. На основании банка данных он организует помощь этим детям. 3. Социальный работник совместно с медицинскими работниками повышает уровень медицинской грамотности родителей по вопросам здорового образа жизни, медицинской реабилитации в домашних условиях, организует проведение конкурсов, праздников, викторин, пропагандирующих заботу о своем здоровье. 4. Социальным работником проводится информационная деятельность: – оформление стендов о правах детей – инвалидов и гарантиях и льготах для них и их семей; – выпускает Памятки для семей с детьми – инвалидами с информацией о правах и льготах, об учреждениях города, работающих с детьми – инвалидами, с перечнем предоставляемых услуг. 5. Социальный работник в сотрудничестве с местной администрацией, представителями общественности обеспечивает проведение благотворительных акций, «Круглых столов». Так, в детской поликлинике г. Беломорска для детей с ограниченными возможностями 1 раз в квартал проводятся «Круглые столы» с привлечением специалистов различных ведомств и служб города. Организованы благотворительные акции – рождественские, новогодние праздники с выдачей новогодних подарков всем детям, Акция Милосердия. В День защиты детей и в Декаду инвалидов ежегодно посещаются семьи тяжелобольных детей-инвалидов с выдачей им продуктовых наборов, предметов первой необходимости. 6. Социальный работник активно привлекает к своей деятельности добровольцев: лиц из числа верующих, представителей Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи. [19] Таким образом, основными направлениями деятельности социального работника с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу.
Заключение
Основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник, в том числе и социальный работник учреждения здравоохранения. Основными направлениями деятельности социального работника с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу.
Список литературы
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1999. 2. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. – 1998. – №6. – С. 59–63. 3. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 2008. 4. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. 5. Лебединская, О.И., Кошовская Т.В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 2006. 6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996. 7. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М.: Наука, 1999. 8. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997. 9. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 51–56. 10. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. 11. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2003. 12. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006. 13. Тен Е.Е. Основы социальной медицины: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. 14. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006. 15. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006. 16. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1.: пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. [1] Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006. С.22. [2] Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. С. 15. [3] Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997. [4] Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 32 33. [5] Тен Е. Е. Основы социальной медицины: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. С. 79. [6] Тен Е. Е. Основы социальной медицины: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. С. 80. [7] Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.1.: пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. С. 145. [8] Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 227. [9] Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. С. 40. [10] Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. С. 35. [11] Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006. С.46. [12] Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 59-63. [13] Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1999. С. 82. [14] Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С. 51-56. [15] Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 62. [16] Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006. С. 217. [17] Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006. С. 26. [18] Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006. С. 221. [19] Лебединская, О. И., Кошовская Т. В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2006. С. 53.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |