П. Отличие государства от других политических организаций общества
Вторая группа отличительных признаков позволяет рассматривать государство в качестве специфической организации общества, осуществляющей политическую власть. Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом. Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны[34]. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством)[35]: -универсальность - власть в государстве распространяется на все население; - прерогатива - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права; - наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство); - в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части; - наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия). Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках[36]: - государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами; - никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства; - государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов; - государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность; - государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др. Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[37]: а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены; б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами; в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения. Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины. Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Характерные признаки механизма (аппарата) государства[38]: - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности; - первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации. - для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство. - при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти; д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[39]. Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами[40]. Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав. Заключение
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы. Список использованной литературы
1. Конституция РФ 1993г. 2. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3. 3. Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2. 4. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997. 5. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3. 6. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. 7. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004. 8. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2. 9. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003. 10.Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. 11.Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. [1] Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3-с.17 [2] Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987- с.119 [3] Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2- с.28 [4] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 89 [5] Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.10-11 [6] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.51-52 [7] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.38 [8] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 61 [9] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 90 [10] Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2-с.20 [11] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 62-63 [12] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 92 [13] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.40 [14] Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003-с.54-55 [15] Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003-с.55 [16] Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987- с.123 [17] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 64 [18] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.53 [19] Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.10 [20] Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2-с.21 [21] Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987- с.126 [22] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 89 [23] Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2- с.29 [24] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004- с.36 [25] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.37 [26] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 64 [27] Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2-с.22 [28] Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2- с.30 [29] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 90-91 [30] Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003-с.56 [31] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.55 [32] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 93 [33] Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3-с.19 [34] Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.12 [35] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 66 [36] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.40 [37] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.56-59 [38] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.41-42 [39] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.60 [40] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 70
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |