Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно ст.80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина [1]. Ст.80 обращена к деятельности самого Президента, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполняя названную функцию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Если же Президент считает акты Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов Федерации неконституционными, он не может их отметить или приостановить действие. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия.

Акты органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту, он может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом.

Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Конституции.

Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент вправе с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех государственных структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначения.

Президент РФ обладает также рядом других правовых возможностей влиять на конституционную законность в стране. В послании Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.

Конституция РФ связывает роль Президента как гаранта Конституции именно с его деятельностью по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому главное в деятельности Президента - создание условий для осуществления конституционных прав и свобод человека. Безусловно и другое: реальное положение дел с правами и свободами граждан России – основной критерий оценки деятельности Президента.

Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности. Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний, так и внутренний аспекты.

На деятельность Президента по охране и защите суверенитета, независимости и государственной целостности страны влияет незавершенный характер федеративных преобразований. С этим связаны были конфликтные ситуации, территориальные споры, стремление ряда субъектов Федерации повысить свой статус, в том числе и с нарушением соответствующих конституционных норм и процедур. Эта роль Президента наглядно проявилась в деятельности по подготовке и подписанию Федеративного договора, в урегулировании и разногласий между органами государственной власти Якутии и федеральными органами по поводу использования природных ресурсов первой и в других случаях.

Сейчас можно констатировать, что наиболее острый, чреватый угрозой распада России период федеративных преобразований прошел. Вместе с тем потенциал Конституции в сфере федеративного устройства не реализован, далек от завершения процесс формирования законодательства, разграничивающего полномочия федерального центра и органов власти субъектов Федерации.

Закрепляя анализируемую функцию Президента, Конституция РФ гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке». Это означает, что перечень действий главы государства в данной сфере должен основываться на конкретных нормах Конституции, в том числе прямо устанавливающих его компетенцию.

Президент РФ в соответствии с Конституцией обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как на главу государства. Для этого он наделяется полномочиями, дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация наглядна при решении важнейших для страны кадровых вопросов. Президент взаимодействует и с Государственной Думой, и с Советом Федерации, и с Председателем Правительства. Безусловно, соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности.

Необходимость подобной координации возникает и применительно к законодательной деятельности, где крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее мнение о судьбе законопроектов. Вот почему президент наделен правом законодательной инициативы.

Наличие у Президента РФ широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить о его особом месте в общей системе разделения властей. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства в известной мере ослабляет систему «сдержек и противовесов» [11, c.17], контроля за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов. Для теоретического обоснования подобного положения была предпринята попытка обосновать наличие специальной ветви власти – «президентской».

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта формулировка не означает, что Президент единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Его выработка – результат сложного взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Основные параметры, направления государственной политики России определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому деятельность Президента, нацеленная на определение основных направлений государственной политики, ограничена Конституцией. Важным механизмом выработки политики государства является Федеральное Собрание, в котором представлены не только различные политические партии и движения. Основной инструмент определения политики российского государства парламентом – законодательная деятельность. Посредством закона решаются крупные вопросы экономической, социальной политики, проблемы межнациональных отношений, борьбы с преступностью. Деятельность Президента должна соответствовать законам, что тоже ограничивает его влияние на государственную политику.

Вместе с тем Президент обладает большими полномочиями в области определения основных направлений внутренней и внешней политики России.

Они касаются кадровой политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политикой.

Отмеченные черты конституционного статуса Президента РФ во многом характеризуются специфику организации и функционирования института президентства в России. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, то она отражает общепринятую мировую практику [15, c.344].




2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)