Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM
В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым. Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:
Таблица 2 – Формирование параметров равновесия на товарном рынке
Рисунок 6 – Функция IS
Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие. Далее переходим к рассмотрению процесса функционирования денежного рынка. Для этого вначале рассматривается процесс создания денег банковской системой.
Таблица 3 – Моделирование денежного мультипликатора
Денежный мультипликатор=1/норма обязательных резервов=1/0,15=6,7
Таблица 4 – Моделирование кредитного, депозитного и денежного мультипликатора
Далее рассматривается процесс формирования равновесия на денежном рынке.
Таблица 5 – Формирование параметров равновесия на денежном рынке
Рисунок 6 – функция LM
Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие. Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составляется табл. 6.
Таблица 6 – Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
На основании данных табл. 6 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода. Рисунок 7 – Совмещенный график IS/LM для базового периода
Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную. Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.
Таблица 7 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики
Рисунок 8 – Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
Таблица 8 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
Рисунок 9 – Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Таким образом, модель IS-LM показывает, что стимулирующая государственная политика вызывает как увеличение дохода, так и повышение процентной ставки. При этом доход увеличивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение других автономных расходов, снижение налогов) частично вытесняют планируемые частные инвестиции, т.е. наблюдается эффект вытеснения. Объем частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением стимулирующей фискальной политики. Сдерживающая фискальная политика порождает обратный эффект: вызывает сокращение совокупных расходов и приводит к сдвигу кривой IS вправо. Доход уменьшается, а ставка процента снижается.
Таблица 9 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Рисунок 10 – Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM
Таблица 10 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики
Рисунок 11 – Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM
Таким образом, согласно модели IS-LM, изменения в предложении денег влияют на равновесный уровень дохода. В нашем случае кривые IS и LM являются относительно пологими, что обусловило относительно низкий прирост дохода при увеличении денежной массы. Следовательно, одни лишь денежно-кредитные как и только фискальные меры не могут быть достаточно эффективными. Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.
Таблица 11 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен
Рисунок 12 – Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM
Таким образом, одновременное использование мер фискальной и денежно-кредитной политики имело больший положительный эффект, чем использование этих видов регулирования по отдельности. Из трех исследованных видов политик наиболее оптимальным является комбинированная, так как она предоставляет больше инструментов воздействия на национальную экономику, ведет к более значительному росту номинального дохода, объема инвестиций и, следовательно, благоприятствует общему экономическому росту и росту благосостояния населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рациональное и гармоничное сочетание всех составляющих денежного рынка обеспечивает общий экономический рост и повышение уровня благосостояния населения и национальную безопасность. Вся совокупность разнообразных финансовых средств, обращающихся на рынке в качестве денег, образует предложение денег. Предложение денег в экономике регулируется в основном Центральным банком, а также в определенных случаях в незначительной мере зависит и от поведения населения и крупных коммерческих финансовых структур. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Равновесие на рынке денег устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложения денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения денег. Основными приоритетами развития денежного рынка РБ и деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам и содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |