Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность саморегулирования в рыночной экономике



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Экономическая сущность саморегулирования в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




Саморегулирование – это как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, которому присущи следующие цели:

· поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли;

· создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства;

· снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.

Законодательство Украины должно базироваться на следующих основных принципах:

· добровольного или обязательного (как условия входа на рынок) объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации;

· последовательной активизации процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.

Сосредоточенность профессионалов в СРО (саморегулирующиеся организации) позволяет им самим регулировать свою деятельность на основе требований законодательства. Учитывая медлительность и консерватизм, объективно свойственные государственному аппарату, а также известную оторванность государственных служащих от предмета регулирования, именно СРО обладают большими возможностями квалифицированно и оперативно регулировать отношения, как между самими профессиональными участниками, так и между профессиональными участниками и их клиентами, а также контролировать соблюдение действующих норм и правил. Следует учитывать, что и возможности влиять на состав руководящих органов СРО у их членов – предпринимателей несоизмеримо выше, чем возможности влиять на назначение чиновников регулирующих органов государственной власти.

Институт саморегулирования является средством дебюрократизации экономики, инструментом защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля и, в целом, необоснованного вмешательства в рыночные процессы.

Представляется, что усилия членов саморегулируемых организаций целесообразно направлять на совершенствование деятельности своих ассоциаций, союзов и партнерств, поскольку уже совершенно ясно, что институт саморегулирования устоялся и не сойдет со сцены в обозримом будущем. Подтверждением тому является опыт работы СРО в Великобритании, Франции, США и других странах. [1]

В мировой практике известны несколько видов саморегулирования.

Первый видделегированное саморегулирование, т.е. когда государство передает определенные функции по регулированию рынка (например, лицензирование участников рынка) организации саморегулирования, устанавливает права деятельности подобных организаций. Для всех схем делегированного саморегулирования в силу его специфики характерно установление более жестких требований, обязательных к исполнению. Именно в этом случае возникают требования обязательного членства субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности в СРО, страхования ответственности причинения вреда третьим лицам членами СРО (создания компенсационных фондов), ужесточаются требования к самим СРО. Обычно делегированное саморегулирование занимает доминирующее положение на рынке, будучи монополистом в силу природы делегированных государством функций.

Второй виддобровольное саморегулирование, которое предполагает установление и поддержание правил участниками СРО без какого-либо одобрения или специальной защиты со стороны государства. Упомянутые обязательства выходят за рамки правовых требований или установленных норм в областях, в которых отсутствуют соответствующие законы. Мониторинг за соблюдением добровольно принятых норм, а также за применением штрафных санкций в случае их несоблюдения, осуществляется соответствующим органом саморегулирования.

Обеспечение имущественной ответственности в сфере добровольного регулирования должно строиться на добровольных началах. При этом участники рынка, объединенные на началах саморегулирования, вправе самостоятельно выбирать формы обеспечения ответственности, связанные с реализацией взятых на себя обязательств.

Третий вид – смешанный вид саморегулирования, содержащий в себе элементы двух вышеописанных видов. Он характерен для тех стран, где государство четко обозначило в законодательном порядке, что соблюдение норм саморегулирования эквивалентно соблюдению закона. Эта схема не предусматривает ни обязательного членства, ни обязательного соблюдения норм. Возможна проверка соблюдения членами установленных норм и применение санкций в отношении организаций, не соблюдающих эти нормы. Другим вариантом могут быть правовые санкции, применяемые в обычном порядке. Европейская Комиссия, например, определяет совместное регулирование следующим образом:

«Заинтересованные лица компании и покупателя обсуждают друг с другом права потребителя и обязанности компании под эгидой органов государственной власти с целью разработки соответствующего законодательства».

Главным различием между совместным регулированием и саморегулированием в данном случае заключается в роли государства и силе закона. Совместное регулирование, согласно определению Европейской Комиссии, похоже на смешанное саморегулирование, которое, в свою очередь, может перейти на уровень государственного регулирования, особенно если неудачи в сфере саморегулирования вынудят государство вмешаться в ситуацию.

В целом при смешанном саморегулировании государство все же должно участвовать в осуществлении контроля за эффективностью схем с целью обеспечения их соответствия регулятивным целям законов, которые они заменяют. Данная роль государства также должна быть прописана в законе, что позволит СРО следовать кодексу, составленному в соответствии с законом. [4, c 13–17]

На практике существует разные организационно-правовые формы саморегулирования: отраслевые организации, биржи, частные ассоциации, которые определяют стандарты практической деятельности и взаимоотношения на рынках и поощряют к их соблюдению. Обычно их деятельность направлена на осуществление присмотра за бизнес-поведением участников, посредников, включая их отношения с клиентами, обеспечение соблюдение участниками рынка квалификационных стандартов. К основным полномочиям принадлежат разработка и внесение изменений в нормативные документы, введение и обеспечение соблюдения правил поведения, урегулирование споров, преимущественно через арбитра и т. д. [5, с 43–44]

История СРО

Европа и США уже давно познали преимущества саморегулирования. Практически любой вид деятельности, любой вид бизнеса в странах с развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования. Страны постсоветского пространства в этой сфере тоже не новички, например, Россия знакома с СРО уже полтора века. И сейчас в России наиболее перспективные для саморегулирования сферы бизнеса – это кадастровая, бухгалтерская и туристическая деятельность. В Украине же система СРО существует на фондовом рынке, постепенно увеличивается роль саморегулирования в оценочном и аудиторском бизнесе, также систему саморегулирования выстраивают арбитражные управляющие, риэлторы, создаются модели на финансовом и других рынках. [6]

Исторически саморегулирование восходит к западноевропейским цехам, объединявших под собой работников одной профессии. Обычаи каждого цеха требовали от его членов определенных профессиональных знаний и умений, а также соблюдения профессиональных и этических норм.

Цех осуществлял разработку требований к профессиональной деятельности, регулирование и надзор за выполнением этих требований. Контроль нужен был для того, чтобы никто не опозорил честь мастера или члена цеха перед клиентами. В то же время, цех защищал и права своих членов перед другими субъектами экономической деятельности. Практически те же самые функции, но только на несколько другом уровне, выполняют и современные СРО – саморегулируемые организации. Но первыми саморегулируемыми профессионалами в истории можно считать врачей. Клятва Гиппократа – это реальный кодекс поведения и качества оказания услуг как предтеча современного СРО.

В исторической ретроспективе видно, что свое регулирование участники рынка строили без участия государства, без участия власти, институтов потребителей. Еще в Средневековье ремесленники близких родственных профессий объединялись между собой, причем единственная нужда для такого ведения была, прежде всего, в том, чтобы договориться о неких стандартах деятельности. Говоря примитивно, чтобы гайка одного цеха находилась бы в одном стандарте с болтом другого цеховика и чтобы они могли их между собой сопрячь. Одновременно такой процесс, как обсуждение стандартов деятельности, привлекал, естественно, внимание и потребителей, поэтому и потребитель участвует в этом процессе, по крайней мере, в тех случаях, когда вопрос касался безопасности или здоровья граждан. [7, c.11–12]

Наиболее яркий и интересный пример современного зарубежного саморегулирования – это система регулирования рекламы в США. В начале века в перенасыщенной уже тогда различными товарами и услугами Америке зрело общественное недовольство качеством рекламы, ее неэтичностью и попросту недостоверностью. Граждане свободного государства все чаще говорили о том, насколько необходимо и важно навести порядок в сфере рекламы. Так, в 1906–1912 годах в США были созданы «комитеты бдительности». Их задача заключалась в выявлении случаев недобросовестной с точки зрения потребителей и конкурентов рекламы и воздействие на рекламодателей и рекламораспространителей с целью улучшения качества рекламы. Комитеты хоть и создавались по инициативе «сверху», были общественными, а не государственными организациями. Таким образом, бизнес сам совместно со СМИ включился в борьбу с неэтичной и неправдивой рекламной информацией. Комитеты проводили регулярный мониторинг рекламных сообщений. Разрабатывали кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями с целью изменения рекламных сообщений, которые вызывали нарекания со стороны потребителей.

В результате долгой и кропотливой работы на сегодняшний день в Соединенных Штатах функционирует эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. О результативности работы комитетов, которые сегодня называются «БББ» (Better Business Bureau), говорит хотя бы тот факт, что в США так и не было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу, за исключением рекламы продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака.

В связи с тем, что американское общество все чаще жалуется на недостоверность и неэтичность рекламы в сетях Интернет, власти предложили бизнес-сообществу самостоятельно урегулировать с потребителями и эти вопросы. Так, уже разработана концепция функционирования независимого бюро по контролю и регулированию деятельности рекламодателей и рекламопроизводителей в Интернете. [7, c. 26–28]

История саморегулирования на Руси насчитывает более 140 лет (не считая времени существования русского общинного самоуправления). Самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 г. адвокатура создавалась как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (принят 30 ноября 1979 г.). До указанного Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Еще одним прообразом саморегулируемой организации можно по праву считать созданную в 1870 г. Московскую биржу. Согласно уставу, на ее представительный орган – биржевой комитет – возлагалась защита интересов биржевого сообщества перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат, причем издавна.

Новая история российских СРО уже не ограничивается Законом «О саморегулируемых организациях», вступившим в силу с 1 декабря 2007 года. Его суть: государство делится функциями контроля и отраслевого регулирования в пользу СРО, сохраняя при этом за собой функцию надзора за поведением участников рынка. [7, c.38–49]

Саморегулирование в Украине

Саморегулирование предполагает установление строгих правил игры участников рынка, включая и санкции за нарушение этих правил, и механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка. Все это в определенной степени ограничивает свободу экономических агентов – участников СРО. Но с другой стороны – правила игры и сами разрешения конфликтов и споров осуществляются самими участниками рынка, без прямого вмешательства государства, но под его присмотром.

Государство в данном случае, просто лицензируя участников рынка, не имеет возможности постоянно контролировать их последующую деятельность.

Потребитель, вступая в деловые отношения с участником СРО, очевидно, выигрывает – любые ошибки, недочеты и недоделки поставщика и производителя на основании выставленного к члену иска могут быть компенсированы его СРО. В то время как государство-лицензиат перед потребителями практически никакой ответственности не несет, а значит, и компенсаций потребителю не выплачивает.

В 90-х годах ХХ века о саморегулировании вспомнили, когда законодательно оформляли принципы деятельности и контроля над профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также оценщиков. Но полноценого саморегулирвоания у оценщиков так и не состоялось и по сей день, разве что на фондовом рынке с мая прошлого года вступила в силу концепция «один вид деятельности – одна саморегулируемая организация» эксперты продолжают изучать международный опыт и совершенствовать систему СРО на фондовом рынке. [5, c. 44–45],

Постепенное развитие предпринимательства делает вызов и реформе системы регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Практика осуществления допуска на рынки, где обязательным условием осуществления деятельности является наличие лицензии, которую выдает государство. Но быстрая выдача лицензии и отсутствие качественного и объективного контроля со стороны чиновников заставляет бизнесу задуматься, что государство с этими функциями не справляется. В экспертно-апелляционный совет при Государственном комитете Украины по регуляторной политике и предпринимательству обращается все больше и больше бизнесменов с заявлением об отмене незаконно аннулированной регуляторами лицензий. Члены совета, половина которых сегодня являются представителями общественных объединений бизнеса, наблюдают, что чиновник не всегда прав, прослеживаются элементы выполнения «заказов» на устранение конкурентов с рынка.

5 февраля 2008 года, в результате обсуждения и принятия решения о необходимости инициирования развития саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в Украине, представителями всеукраинских общественных организаций: Союза кризис-менеджеров Украины, Ассоциации специалистов по недвижимости в Украине, Лиги оценщиков земель, Украинского общества финансовых аналитиков, Украинского общество оценщиков – создана инициативная группа, координировать работу которой поручено президенту Союза кризис-менеджеров Украины Павлу Михайлиди.

Разработан проект Меморандума о намерениях, относительно взаимного сотрудничества в сфере содействия развитию саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Украине, который опубликован в сети Интернет. 10 октября 2008 года лидеры 27 всеукраинских общественных организаций Украины подписали Меморандум (приложение А). Общественная инициатива о развитии саморегулирования презентована СМИ на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» 11 ноября 2008 года.

Меморандум являеться большым шагом вперед для всех СРО Украины, для подписавших его в особенности (приложение Б). Меморандум говорит об основних принципах, функциях и в общем о сущности СРО (приложение А)

Учитывая важность, значимость и необходимость развития институтов саморегулирования, как одного из основных механизмов дебюрократизации экономики страны, повышения эффективности регуляторных систем, участники Меморандума обратились ко всем профессиональным сообществам, предпринимательским объединениям с призывом к совместным действиям и поддержке развития саморегулирования в Украине. Инициатива по утверждению институтов саморегулирования на законодательном уровне является открытой для всех, кто заинтересован в утверждении принципов саморегулирования. Меморандум открыт для подписания новыми участниками.

В Верховной Раде общественность услышали. В мае 2009 года при комитете по промышленной, регуляторной политике и предпринимательству создается рабочая группа по лицензированию и саморегулированию. Эксперты приступили к написанию концепции будущего законопроекта о саморегулируемых организациях. В июле, в стенах Верховной Рады, проводится круглый стол на тему: «Саморегулируемые организации – действенный инструмент взаимодействия бизнеса и власти», позже регистрируются два законопроекта, предполагающих создание и функционирование в Украине саморегулируемых организаций бизнеса.

В данный момент, в предпринимательских кругах и коридорах власти активно идет дискуссия по поводу того, каким образом провести реформу регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Украине, сменив систему безответственного лицензирования на материально-ответственное саморегулирование. [6]

 



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Экономическая сущность саморегулирования в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность саморегулирования в рыночной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)