Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль государства в кризисной экономике России



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Роль государства в кризисной экономике России 0.00 из 5.00 0 оценок




В кризисной ситуации стране необходимо эффективное госу­дарство.

Важным направлением государственной деятельности в лице Го­сударственной Думы РФ и правительства является правовое обес­печение курса проведения рыночных преобразований.

Наряду с косвенным регулированием все большее место должно занимать прямое государственное вмешательство через увеличение правительственных расходов и налоговую политику. При этом важ­но руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, по­скольку понятие эффективного государства никоим образом не тож­дественно возврату к абсолютной централизованной системе управления.

Налаживание эффективного управления государственными пред­приятиями, грамотное управление в рыночном режиме — это один из путей экономического роста в условиях переходной экономики.

Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение кон­куренции — важные функции государства.

Вся прежняя картина проведения курса реформ в России по­казала несостоятельность государственного регулирования эко­номикой, потому что регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышлен­ной политикой.

Выход из кризиса и будущее экономического развития во мно­гом зависят от взаимодействия государства и частной собствен­ности, финансовой стабилизации, укрепления национальной ва­люты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной ре­структуризации нашего внешнего долга и устойчивого положи­тельного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут заработать автоматически.

Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ве­дущую к деградации промышленных мощностей, следует дополни­тельно использовать два пути:

1) активизацию долгосрочных инве­стиций в основной капитал для создания новых производств;

2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного ис­пользования производственного и трудового потенциала.

Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерчес­ких банков, которые находятся на грани дефинансирования. На ино­странных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и га­рантий невозможно обеспечить рост.

Остаются два источника: средства населения и амортизацион­ные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестици­онный процесс как минимум при условии предоставления абсолют­ной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизаци­онные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, идут на заработную плату, оплату сырья/топлива и энергии, что аб­солютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокра­щению действующих производственных фондов.

Необходимо решить вопрос эмиссионной политики, до­полняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.

Видимо, потребуется принять законодательные акты, устанавли­вающие ответственность за целевое использование средств.

Государство должно выступать инициатором дальнейших ин­ституциональных преобразований. Корректировки макроэконо­мической политики будут блокироваться, если не внести измене­ния в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она не отвечает условиям перехо­да к экономическому росту в стране.

Государству предстоит поддержать новое направление в банков­ской деятельности — реструктуризация банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа.

В конечном итоге необходимы новая мотивация и новая дисци­плина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами — правительством, предпри­нимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, - должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.

Переход к рыночным отношениям в России сопровождался либерализацией экономики, отказом государства от монополии на некоторые виды хозяйственной деятельности. Произошел переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную политику и бюджетно-налоговую систему).

При переходе к рыночной экономике в России возникла необходимость в макроэкономической стабилизации. Здесь решающую роль играет государство.

В настоящее время государству необходимо:

сократить свои расходы или существенно повысить их эффективность;

снизить свое бремя на бизнес и направить на подъем экономики на основе частной инициативы;

сократить текущие расходы в секторе экономики, сопоставимом с нынешним государственным сектором, включая естественные монополии, на сравнимый объем производимой продукции и услуг. При этом объем услуг и инвестиций в этом секторе существенно возрастет, в частности, за счет реинвестирования полученной экономии в науку, образование, здравоохранение;

повысить пенсии и заработную плату в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.


 

Заключение

 

Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам го­сударственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.

Активное вмешательство в экономику - нормальное явле­ние в жизни любого государства. По мере роста общественного разде­ления труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматри­ваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство спо­собны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественно­го развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономиче­ской деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и не­достатки рыночного и государственного механизмов регулирования эко­номики.

Литература

 

1. Курс общей экономической теории: Учебное пособие / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб.: СПбУЭФ. 1996.

2. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.

3. Носова С.С. Экономическая теория: Учебное пособие. М.: Владос. 2001.

4. Райзберг Б.А. Рыночная экономика: Учебное пособие. М. 1995.

5. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК. 2001.

6. Ясин. Е. Бремя государства и экономическая политика. //Вопросы экономики. №11. 2002.

 

 



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Роль государства в кризисной экономике России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль государства в кризисной экономике России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)