Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности



2019-07-03 447 Обсуждений (0)
Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время в экономической науке общепризнано, что предпринимательская экономика не может функционировать без государственного регулирования. Сегодня человек уже не руководствуется тем соображением, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует».

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, экономических процессов в условиях рыночной экономики по-разному обосновывается разными экономистами.

Известный автор переведенной на русский язык и популярный у нас книги «Основы маркетинга» Филип Котлер (11, С. 265) называет три причины появления законодательства по регулированию предпринимательской деятельности (то есть государственного регулирования):

1. Необходимость защищать фирмы друг от друга, предотвращать и пресекать случаи недобросовестной конкуренции.

2. Необходимость защищать потребителей от недобросовестной деловой практики.

Котлер пишет, что некоторые фирмы, «оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня иен». В связи с этим Котлер отмечает, что многие управляющие приходят в ярость при введении каждого закона, защищающего потребителя, но при этом многие признают, что «появление консюмеризма было, пожалуй, лучшим из всего происшедшего… за последние 20 лет».

3. Необходимость «защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей». Поясняя это предложение, Котлер обращает внимание читателя на то, что предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает лучшее качество жизни и по мере ухудшения состояния окружающей среды появляется необходимость в ужесточении соответствующего законодательства.

Как уже отмечалось, рыночный механизм не обеспечивает удовлетворительного распределения доходов между различными слоями населения. Государство с помощью налоговой системы, путем выдачи бедным всевозможных пособий, установления минимального размера оплаты труда стремится сократить разрыв в доходах между бедными и богатыми. Обычно для измерения разрыва применяется децильный коэффициент – отношение доходов 10% богатой части населения к доходам 10% его бедной части. Этот показатель в среднем по пяти странам Европы равен пяти (т.е. доходы 10% богатой части населения в 5 раз выше доходов 10% бедной его части). В Швеции он составляет 4,1. В России разрыв в доходах значительно больше – указанный коэффициент, по данным Госкомстата, достиг 14. На децильный коэффициент оказывает воздействие увеличение ставки налога на более высокие доходы, сокращает разрыв в доходах между богатыми и бедными. Средняя по пяти странам Европы ставка налога на доходы богатых составляет 57%. В России отменено прогрессивное налогообложение доходов, и ставка налога (как для бедных, так и для богатых) составляет 13%.

Макконнелл и Брю (13, С. 433) называют пять основных направлений государственного вмешательства:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов.

4. Перераспределение ресурсов.

5. Меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).

Опираясь на этот перечень, можно предложить следующую классификацию направлений государственного регулирования рыночной экономики:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы:

– гарантирование государством (через принятие соответствующих правовых норм и контроля за их исполнением) права частной собственности, без которой невозможно сформировать рыночную экономику;

– предоставление юридического статуса хозяйствующим субъектам (государственное регламентирование организационно – правовых форм субъектов предпринимательской деятельности);

– государственное регламентирование договорных отношений между субъектами рынка, а также между ними и гражданами; регламентирование государством ответственности сторон за невыполнение (ненадлежащее выполнение) взятых на себя обязательств;

– выполнение государством (его судебными органами) функций арбитража при разрешении споров, возникающих между сторонами в ходе осуществления предпринимательской деятельности;

– поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, защита их собственности;

– охрана окружающей среды.

2. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности:

– введение запретительных мер в отношении любых действий, направленных на ограничение сводной конкуренции;

– контроль за деятельностью естественных монополий путем государственного регламентирования цен на соответствующие товары и услуги, а также путем регламентирования их качества.

3. Перераспределение доходов (трансферты):

– применение прогрессивных ставок налогообложения, предусматривающих рост той их части, которая отчисляется в виде налога государству для удовлетворения общественных нужд;

– установление минимального уровня оплаты труда.

4. Перераспределение ресурсов:

– в целях финансирования природоохранительных мероприятий;

– для финансового обеспечения строительства и эксплуатации маяков и т.д.;

– для финансирования сферы услуг.

5. Государственная поддержка отдельных видов бизнеса.

6. Государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства.

7. Государственное регламентирование внешнеторговой деятельности.

8. Регулирование валютного курса.

9. Стабилизация макроэкономических процессов.

Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты – правовые, экономические и административные рычаги.

Система государственного регулирование предпринимательской деятельности представляет собой использование правовых документов, воздействие правовых структур, применение экономических и административных рычагов для достижения поставленных целей. Опираясь на такое понимание государственного регулирования предпринимательской деятельности, последнее может быть изображено с помощью матрицы, в которой по вертикали перечислены цели (целевая направленность) государственного регулирования, а по горизонтали – правовые основы и структуры, экономические и административные рычаги (инструменты) воздействия государства на предпринимательскую деятельность.

 




2019-07-03 447 Обсуждений (0)
Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)