Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Правовые формы участия государства в гражданских отношениях



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Раздел 2. Правовые формы участия государства в гражданских отношениях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На правовые формы участия государства в гражданских отношениях прямо указывает содержание гражданского Кодекса Украины[14].

В частности, глава 9 Гражданского Кодекса Украины носит название правовые формы участия государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад в гражданских отношениях.

Рассмотрим правовое содержание данных форм, представленных в статьях гражданского Кодекса Украины.

Статья 167 носит название правовые формы участия государства в гражданских отношениях и состоит из трех частей.

В частности данная статья содержит положения[15]:

- государство действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (1 часть статьи 167).

- государство может создавать юридические лица публичного права (государственные предприятия, учебные заведения и т.п.) в случаях и в порядке, установленных Конституцией Украины и законом (2 часть статьи 167).

- государство может создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.), принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом (3 часть статьи 167).

Прокомментируем дополнительно правовые форму участия, указанную в данной статье.

В статье, наравне с государством в целом, указывается такая форма участия, как Автономная Республика Крым.

Следует заметить, что согласно Конституции Украины, Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению[16].

Автономная Республика Крым осуществляет также полномочия, делегированные законами Украины в соответствии с Конституцией Украины.

Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым но вопросам, отнесенным к ее компетенции[17].

Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции.

Совет министров Автономной Республики Крым является исполнительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет исполнительные функции и полномочия ц пределах своей компетенции.

Организация и деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым основываются на разделении полномочий между ними; подконтрольности, подотчетности и ответственности перед Верховной Радой Автономной Республики Крым как представительным органом, избираемым непосредственно гражданами, органов, образуемых или формируемых ею, должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховной Радой Автономной Республики Крым[18].

Правовой основой статуса и полномочий Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым являются Конституция Украины, законы Украины, Конституция Автономной Республики Крым.

В случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и актов Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Украины, законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины.

Статья 168 раскрывает правовые формы участия Автономной Республики Крым в гражданских отношениях, данная статья состоит из 3 частей, каждая из которых гласит, что[19]:

- Автономная Республика Крым действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (часть 1 статьи 168)

- Автономная Республика Крым может создавать юридические лица публичного права (учебные заведения и т.п.) в случаях и в порядке, установленных Конституцией Украины и законом (часть 2 статьи 168)

- Автономная Республика Крым может создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.), принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом.

Третьим правосубьектным участником наряду с государством и Автономной республикой Крым, называется территориальная громада.

Местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.

Статья 169 перечисляет правовые формы участия территориальных громад в гражданских отношениях, также как и в вышеперечисленных статьях главы 9 данная статья указывает, что территориальная громада наравне с государством и Автономной республикой Крым участвует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (часть 1 статьи 169).

При этом территориальные громады могут создавать юридические лица публичного права (коммунальные предприятия, учебные заведения и т.п.) и создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.), принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом, в случаях и в порядке, установленных Конституцией Украины и законом (содержание частей 2 и 3 статьи 169).

Все субъекты гражданского права, олицетворяющие государственные интересы (государство, АРК, территориальные громады) для реализации своих гражданских правоотношений могут, согласно закону, создавать юридические лица публичного и частного права и действовать через них., таким образом участие государства в гражданских правоотношениях происходит через определенные правовые формы[20].

К числу таких форм в первую очередь следует отнести юридические лица частного и публичного права.

Юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридические лица частного права и юридические лица публичного права.

Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов согласно статье 87 Гражданского Кодекса Украины.

Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления[21].

На юридических лиц публичного права в гражданских отношениях распространяются положения Кодекса, если иное не установлено законом.

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному.

Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права[22].

Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно – административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) – особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам, которые в таком случае считаются лишь представителями казны. Не применяется оно и к административно-территориальным образованиям (территориальным громадам, которые обычно рассматриваются как юридические лица публичного права).

Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.

Создание государственных предприятий и учреждений (юридических лиц) в государстве создается на основе государственной собственности[23].

Как экономическая категория государственная собственность является основной формой общенародного присвоения.

С учетом многоуровневого характера государственной собственности экономические отношения общенародной собственности могут выражать принадлежность материальных благ народу, объединенному в рамках Украинского государства.

В сложной системе экономических отношений общественной собственности государственная собственность представляет собой экономическую категорию, тождественную общенародному присвоению имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародного и государственного присвоения как экономических категорий должно иметь место в демократическом государстве и возможно, если государство выражает интересы всего народа и использует государственное имущество по целевому назначению, не допуская его трансформации в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных законом. [24]

С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих территории в лице Украинского государства и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом[25].

В субъективном смысле право государственной собственности состоит из принадлежащих государству правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность по целевому назначению.

Государственная собственность осуществляется и прекращается как в результате общегражданских способов (например, в результате осуществления сделок, так и в результате специальных способов прекращения права государственной собственности). Таким специальным способом прекращения права государственной собственности является приватизация[26].

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц

При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено иное. Осуществление правомочий как частного собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом находится под контролем государства, так и государства как собственника должно находиться под контролем закона, в котором выражена воля всего народа и его интерес в справедливом распределении национального имущества[27].

 



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Раздел 2. Правовые формы участия государства в гражданских отношениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Правовые формы участия государства в гражданских отношениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)