Почему массы во все лезут и всегда с насилием?
Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. И в этом состоит сущность "восстания масс". Это грандиозная проблема, стоящая перед человечеством (человек обзавелся запасом готовых идей; он довольствовался ими и решает, что с умом у него все в порядке. Т.к. мир ему не нужен). Человек массы считает себя совершенным. Он вовсе неглуп. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов - и пользуется этим мусором всегда и везде. Он провозглашает и утверждает право на заурядность. Сейчас он вообразил себя носителем какой-нибудь идеи; и поэтому он никого не слушает. Идеи заурядного человека - не настоящие идеи, они не свидетельствуют о культуре. Новое варварство наступает сейчас в Европе. Право действовать безо всяких на то прав. Итак: 1) Человек массы открыл в себе идеи, мысли; но он не способен к идейному творчеству, к конструктивному мышлению; 2) Он желает иметь собственное мнение, но не желает принять условия, необходимые для этого. Поэтому его идеи - это вожделения, облеченные в словесную форму. 3)Чтобы создать идею, надо верить в Разум, в мир идей, отвлеченных истин. Имея идеи, люди обращаются к высшей инстанции. Человек массы изобрел лозунг: "Хватит дискуссий". Прямое движение - единственный метод воздействия масс. Масса ненавидит оппозицию. Восстание масс может привести к катастрофе. Проблема: · господство в обществе попало в руки людей определенного типа, которыми не дороги основы цивилизации. Этих людей интересуют наркотики, автомобили... · нынешний хозяин мира - примитив, первобытный человек · невнимание к науке · большевизм и фашизм - движения, типичные для человека массы. Они первобытны.
Глава VII: "Варварство специализации". Техника в сочетании с либеральной демократией расплодили человека массы - в качественном смысле. Масса - это не социальный класс, а тип людей, встречающийся во всех социальных классах; тип , характерный для нашего времени, преобладающий в обществе. Сегодняшний Ученый - прототип человека массы. Это видно из специализации наук. Современная наука впустила в свои недра человека заурядного и позволила ему работать с видимым успехом. Причина этого - в механизации. Итак, специализация, которая в течение столетия обеспечивала прогресс экспериментальных наук, приближается к составлению, когда она не сможет больше продолжать это дело, если новое поколение не снабдит ее более подходящей организацией и новыми людьми. Глава XIII: Величайшая опасность - государство. Если человек сам находит высший авторитет, то - он избранный. Если нет - он человек массы и нуждается в руководстве. Поэтому, когда масса претендует на самочинную деятельность, она тем самым восстает против собственной судьбы, против своего назначения (т.к. масса вообще - это те, кто не выступает активно; в этом ее предназначение; она появилась на свет, чтобы быть активной). И поэтому, если масса против своего предназначения, я говорю о восстании масс. Восстание - это техника, техника общественного порядка и администрации. Крайне поучительно проследить отношение человека массы к государству. Он видит государство, изумляется ему; но не отдает себе отчета в том, что это - человеческое творение, что оно создано известными людьми и держится на ценных свойствах и качествах, которыми люди еще вчера обладали, но завтра могут не обладать. С другой стороны, человек массы видит в государстве анонимную силу, и так как он чувствует себя тоже анонимом, считает государство как бы "своим". Если в общественной жизни страны возникает проблема, человек массы будет склонен потребовать, чтобы государство немедленно вмешалось и разрешило проблему непосредственно. Вот величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательству его во все области, поглощение всей инициативы государственной властью, а значит, уничтожение истинной самодеятельности общества! Масса говорит себе: " Государство - это Я". Но это заблуждение. Масса стремится пустить в ход государственную машину, чтобы подавить творческое меньшинство, т.к. оно ей мешает во всех областях жизни. Муссолини: "Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства!". Следовательно, фашизм - типичное движение массы. Опасение: государства, управляемые людьми массы, не останавливается перед тем, чтобы подавить независимость личности и групп, и окончательно этим разбить наши надежды на прогресс. Конкретный пример такого механизма - рост полиции во всех государствах. XIV Кто правит миром? Развитие европейской цивилизации привело к "восстанию масс" + повышение общего жизненного уровня - падает нравственность современного человека Править - значит не "взять власть", а "спокойно пользовать властью". Государство держится на общественном мнении; править против общественного мнения нельзя. Власть - это правление духовной силы. Без власти духа, без мнения, без кого-то, кто правит - человеческое общество хаотично. Жизнь - это борьба с миром вещей, чтобы удержаться среди них. Человек массы, чувствует себя заурядным, он провозглашает права заурядности и отказывается признавать все высшее. Европа создала систему норм, ценность которых доказана. Теперь народ массы отменяет эту систему норм, т.е. основу европейской цивилизации; но при этом он не способен создать новую. Когда из мира исчезает правитель, следствие: восставшим подданным нечего делать, у них нет жизненной программы. Сегодня европейские заповеди потеряли силу; Европа - это Франция, Англия, Германия. Без заповедей, которые обязывают к определенному образу жизни, ощущение становится пустым. Именно это и случилось с лучшей частью нашей молодежи. Она свободна от уз и запретов - и ощущает пустоту. Бесцельность отрицает жизнь; она хуже смерти. Ибо жить - значит делать что-то определенное, выполнять задание. Править - значит задавать работу, ставить на свои места, и тем предупреждать извращения, к которым приводит праздная, пустая жизнь. Нью-Йорк и Москва - исторический камуфляж, т.е. внешность не выявляет сущность. В России юность бьет через край. У нее еще нет своих идей. Нужны столетия. Америка моложе России. Она еще не страдала, поэтому у нее нет добродетелей, властителя. Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе. Только сознание своей власти и дисциплины ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы запада. Творческая жизнь требует чистоты высокой, постоянных стимулов, подстегивающих сознание своих достоинств.
ОБ УПАДКЕ ЕВРОПЫ. Затруднения не в экономических проблемах, а в том, формы общественной жизни, в которой должна развиваться экономика, не соответствуют ее размаху. Ощущение упадка и бессилия. Европеец разочаровался в традиционных целях общественной жизни. В большинстве стран граждане больше не питают уважения к собственному государству. Европеец ощущает, что он как бы уменьшился по сравнению с прошлым. Действительное положение Европы: ее блестящее прошлое привело к новой жизненной стадии, где все размеры возросли; но унаследованная от прошлого страна ей теперь мала. Национальное чувство было ее характерным достижением. Теперь ей необходимо преодолеть саму себя. Это великая драма! Возникает вопрос: "Сможет ли Европа стряхнуть с себя пережитки прошлого, или она навсегда останется их пленницей?" Современные европейцы ориентируются на будущее.
Вывод: · наш мир переживает сейчас тяжкий моральный кризис, симптом которого - небывалое восстание масс, причина - моральное разложение Европы. · все, что происходит сейчас в общественной и частной жизни - несерьезно и непостоянно. · новый стиль жизни на словах проповедует искренность, на душе лжет. · миру необходимы новые основы жизни.
XV Мы подходим у самой проблеме. Проблема в том, что Европа осталась без морали. Человек массы отбросил устаревшие заповеди, для того, чтобы жить, не подчиняясь заповедям. Диктатуры заигрывают с людьми массы и льстят им, попирая все, что выше среднего уровня. Мы живем в эпоху всеобщего шантажа (2 формы): шантаж угрозы или насилия шантаж насмешки и глумления Цель шантажа: человек толпы может чувствовать себя свободным от всякого подчинения высшему. Мораль - подчинение чему-то, сознание служения и долга. Европа слепо приняла культуру поверхностно блестящую, но не имеющую корней.
ФИЛОСОФИЯ ОРТЕГИ: · Основываться на центральном понятии ЖИЗНЬ. · Жизнь есть непосредственное переживание. · Жизнь - это время, понятое как история. · Витальный разум - разум исторический; его функция - учение Ортеги - рациовитализм. Истолкование драмы, в которой живет человек, в которую он "заброшен", и такое истолкование есть: · достраивание ситуации; · поиск выхода из нее Функция разума - не созерцание сущего; а конструирование того, чего еще нет; он всегда имеет дело с возможным, а не с действительным. В этом, по Ортеге, суть перехода от человека мыслящего к человеку изобретающему. От неохантианской школы Ортега получил принцип конструирования. Ортега не признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться без Бога. Разум, для Ортеги, выступает в роли творца мировоззрений.
ВЫВОД ОРТЕГИ:
Природа для наших современников перестала быть истинным бытием, а наука - знанием о бытии, наука дает нам лишь практически-полезное, она стала производной силой (т.е. средством для реализации определенных человеческих целей), а природа предстает как сырой материал для такой реализации. Кризис - когда человек вдруг оказывается без мира; он не знает, что делать, т.к. он больше не знает, что думать о мире.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |