Государственное регулирование цен
Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Органы государственного управления строят свои отношения с товаропроизводителями, используя следующие рычаги: • налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов; • научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы; • государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд. Уровень и соотношение цен на товары производственного и непроизводственного назначения задевают интересы всех субъектов производственной деятельности, непроизводственной сферы и населения. Основные принципы установления и применения цен на товары и тарифов на услуги, а также организации контроля за их соблюдением на территории Украины определяются такими законодательными и нормативными документами как: 1. Закон Украины "О ценах и ценообразовании" от 3 декабря 1990 г. 2. Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 3 апреля 1997 г. 3. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 г. 4. Закон Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)" от 11 июля 1996 г. 5. Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” от 18.02.1992г. 6. О ценообразовании в условиях реформирования экономики: Постановление Кабинета Министров Украины от 21.10.1994 г. № 733 7. Положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований: Утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1995 г. № 135 8. Положение об индикативных ценах на товары при осуществлении : субъектами внешнеэкономической деятельности Украины экспортно-импортных операций: Утв. Указом Президента Украины от 18 ноября 1994 г. № 691/94. 9. Типовое положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности: Утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.96 № 473.
Действие ЗУ "О ценах и ценообразовании" распространяется на все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности. Согласно этому закону в народном хозяйстве Украины применяются свободные, государственные фиксированные и государственные регулируемые цены и тарифы, а также контрактные (внешнеторговые) цены. Действия государства в регулировании цен могут быть краткосрочными и долгосрочными. Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется различными методами, среди которых можно выделить: • определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции; • установление предельных уровней цен и тарифов; а также торговых надбавок (скидок); • нормирование рентабельности; • замораживание цен. В первую очередь государственному регулированию подлежат цены на продукцию и услуги предприятий государственной собственности. К ним относятся тарифы на железнодорожные перевозки, коммунально-бытовые услуги и квартирную плату, услуги связи и др. В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать предельные цены на товары негосударственного сектора (хлеб и хлебобулочные изделия, масломолочную продукцию, детское питание и др.). Мировая практика имеет достаточно примеров, когда уровень цен на определенные товары негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, цен на нефть — странами ОПЕК, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию — странами ЕС и др.). К методам регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в желаемых направлениях. В большинстве стран установлены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Цель такого вмешательства государства в ценообразование — регулировать потребление товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства. Некоторые отрасли промышленности требуют постоянной государственной поддержки (например, угольная промышленность) в виде дотационных доплат производителям либо потребителям. Большое значение имеет государственное регулирование цен во внешней торговле. Предприятия — субъекты внешнеэкономической деятельности — определяют конкретные цены на договорных условиях с учетом спроса и предложения. В отдельных случаях контрактные цены должны определяться в соответствии с индикативными ценами, которые устанавливаются Министерством внешнеэкономических связей. В мировой практике используются также другие методы государственного влияния на цены. Это достигается законами антимонопольного характера, законами о нечестной торговле (в частности, антидемпинговым законодательством), о ценовой рекламе и др. Государственное регулирование цен может предусматривать мероприятия законодательного и судебного характера. В одном случае ценообразование в государстве регламентируется законами Верховной Рады, в другом — распоряжениями государственных и местных органов власти, в третьем — те или иные спорные вопросы решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует заметить, что во всех случаях устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными для участников рынка. Государственный контроль за ценами осуществляется в сфере действия государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. В сфере действия свободных цен контролируются правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства. Этот контроль осуществляется органами, на которые эти функции возложены правительством. В Украине такими органами являются Государственная инспекция по контролю за ценами при Министерстве экономики и Государственный комитет Украины по вопросам защиты прав потребителей. Лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, привлекаются к административной или уголовной ответственности. З А Д А Ч А Себестоимость одного литра автомобильного бензина составляет 0,6грн., прибыль предприятия изготовителя 45% от стоимости. Бензин поступает в продажу без посредников. Товарная надбавка 20% от свободной оптовой цены. Следует определить розничную цену 1л. автомобильного бензина, а также удельный вес каждого элемента розничной цены (себестоимость, прибыль, акциз, НДС и торговую надбавку). Решение.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Л. Ерухимович Ценообразование: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 1999г. 2. Афонин А. С. Ценообразование в бизнесе.— К.: МАУП, 1994. 3. Баркан Д. И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих.— Л.: Ред.- издат. центр "Культинформ-пресс" совместно с социально-коммерческой фирмой "Человек", 1991. 4. Бень Т. Г. Основи цінової політики і ціноутворення в промисловості: Навч. посібник.— Дніпропетровськ: Вид-во ДМетАУ, 1997. 5. Бугулов В. М. Ціноутворення в умовах ринку: Навч. посібник.— К.: МАУП, 1996. 6. Доценко А П., Осокина В. В. Рынок и его механизм: Учеб.-метод. пособие.- К.: МЗУУП, 1993. 7. Економіка підприємства: Підручник: В 2 т. / За ред. С. Ф. Покропивного.— К.: Вид-во "Хвиля-прес"; Донецьк: МП "Пошук", т-во книголюбів.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |