Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI века



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI века 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В первой половине XVIвека в разных местах Малой Азии произошли крупные народные восстания, явившиеся результатом социальных противоречий. Бесконечные войны вели к непомерному росту налогов, разорению крестьянства, разрушению экономических связей. Все это вело к нарастанию народного недовольства в Малой Азии.

Во многом восстания первой трети XVIвека напоминают восстания Баба Исхана 1239 года и шейха Бедреддина Симави в 1416 году. В тех и других сильно было влияние шиитских идей секты казыдбашей. Их предводители часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении "скрытого ислама" - Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы завоевать доверие народа Эти идеи жили в широких слоях крестьянского населения, несмотря на то, что восстания, проходившие под флагом этих идей, жестоко подавлялись. Распространителями таких идей были дервиши разных толков, из них большим влиянием пользовались шиитствующие дервиши, духовные центры которых находились в Иране. Одним из самых первых было восстание, вспыхнувшее в 1508 году, которое возглавил дервиш Нуреддин (Нур Али Халифа). Он получил титул халифа от шейха ордена, центром которого был г. Ардебиль (Южный Азербайджан). Ардебиль являлся священным городом для анатолийских шиитов. Титул халифа уполномочил действовать Нур Али от имени шейха, что очень подняло его авторитет в глазах единомышленников.

Восстание, руководимое Нур Али Халифой, началось в районе Токата. Вокруг Нур Али собралось около 3 - 4 тыс. шиитов, или, как их называли в Турции, казыл-башей, т.е. красноголовых. Они получили в народе это название за свои головные уборы - чалму, украшенную 12 пурпурными полосками (свидетельство почитания 12 шиитских имамов). Восставшие разгромили посланный против них 3 - 4-тысячный отряд, затем захватили город. Там, в мечети, Нур Али прочитал хутбу на имя шаха Исмаила. Это означало, что они признали его своим главой.

К Нур Али присоединились части крупных племен: афшар, варсак, караманлы, тургутлу, бозоклу, текеди, хамитэди. Нур Али стал действовать активнее. Против него было брошено войско бейлербея Амасьи, но ему не удалось подавить восстание. Оно продолжалось несколько лет и было подавлено лишь с Ултаном Селимом I.

 

Рис. 1. Султан раздает милостыню народу. XVI-XVII вв.

 

В то время как в северной части центральной Анатолии вспыхнуло восстание во главе с Нур Али Халивой, на отдалении от него, в районе Антальи и смежных районах, в юго-западной Анатолии, в апреле 1511 года началось еще более крупное восстание. Во главе его стоял Карабыйиклы Хасан-ха-лиф - выходец из туркменского племени текелю, называвший себя Шахкулу Баба Текели ("раб шаха Исмаила). В турецких источниках он полу-ил прозвище Шайтанкулу, т.е. "раб дьявола".

Отец Шахкулу, Хасан-халиф, еще в 80-х годах XV века вербовал единомышленников и приобрел своим аскетизмом и благочестием в массах населения вокруг Антальи широкую популярность. Таким образом, Шахкулу и его отец не были случайными людьми, а подготавливали выступление несколько лет. Удобный момент наступил с началом борьбы за престол между сыновьями Баязида II.

 

Рис. 2. Невольник-гребец на галере.

 

Первоначально, в апреле 1511 года, у Шахкулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших было освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола султанских властей. Располагая таким большим войском, он двинулся на Кютахью, бывшую тогда центром бейлербейства Анатолии. Победа над войсками бейлербея привлекла к нему новых сторонников из крестьян. Вместе с тем к нему присоединились и некоторые обиженные Стамбулом тимариоты. В результате число участников восстания достигло 20 тыс. человек. Войско восставших продолжало двигаться к Кютахьи. Одержав вторую крупную победу над бейлербеем, Шахкула хотел склонить город к капитуляции. Но он не добился своей цели. Восставшие подожгли и опустошили окрестности Кютахью, а затем начали движение на Бурсу и распространились вплоть до южных берегов Мраморного моря. Султан приказал великому визирю Хадым Алипаше выступить во главе войска против восставших. Перед объединенным войском великого визиря и наместника Амасьи Шахкулу был вынужден отступить, он был настигнут у реки Текчай, между Кайсери Сивасом. Войско восставших сильно уменьшись, приставшие к нему тимариоты бросили его, часть восставших рассеялась.

В сражении в июле 1511 года Шахкулу был разбит. Остатки разгромленных отрядов отступили на территорию Ирана, сам Шахкулу пал на поле боя.

Глубокие социальные причины, приведшие в движение шиитские массы эксплуатируемых низов вызывали новые восстания, которые во многом повторяли предыдущие. Несмотря на жестокие репрессивные меры, предпринятые Селимом I против шиитов в Малой Азии, когда было уничтожено 40 тыс. человек, заподозренных в неповиновении турецким феодалам и султану, всего через 8 лет после восстания Шахкулу, вспыхнуло новое, еще более крупное выступление в Анатолии.

Выступление началось в районе Токата и Амасьи в 1519 году. Во главе движения стал шейх Джеляль, принадлежавший к племени бозок (Бозоклы Джеляль). Шейх Джеляль проповедовал, что скоро явится Махди, а через короткое время объявил, что он и есть Махди, и в апреле 1519 года поднял восстание. Собралось около 20 тыс. конников и пехотинцев, которые двинулись на Токат.д.желяль заявил о своем стремлении создать и возглавить мировой султанат. Против него были направлены значительные силы. Селим I, боясь распространения восстания на территорию Малой Азии, приказал румелийскому бейлербею Ферхад-паше и бею Зюлькадира (область Эльбистан) Шексювер-оглы Алибею двинуться против мятежников. По одной версии, шейх, узнав о посланных против него войсках, попытался бежать в Иран. Об этом узнал Алибей и двинулся ему наперерез. Джелялийцы были настигнуты у г. Шаркы-Карахисара и после упорной борьбы разбиты, а сам шейх попал в плен и был обезглавлен. По другой версии, он сумел бежать, но был схвачен в Акшехире (Эрзинджанском) и казнен. Хотя это восстание, как и другие, потерпело поражение, оно настолько напугало османские власти, что имя Джеляли стало для них нарицательным: в официальных отчетах все восставшие стали называться "джеляли", а народные восстания "джелямик".

Несколько крупных восстаний произошло в 1526-1529 годах. Очагами этих восстаний были Киликия и большой район к северу от нее до Токата включительно. Это были в основном крестьянские восстания. Вместе с тем в них приняли участие мелкие феодалы и скотоводы-кочевники, которые были недовольны центральной властью и своеволием крупных феодалов. Кочевники являлись даже ударной силой восставших.

Первым в ряду крупных восстаний, вспыхнувших в указанные годы, было восстание, которым руководил Баба Зюннюн. Оно началось в августе 1526 года в санджаке Бозок в провинции Зюлькадир. Поводом к восстанию послужило злоупотребление чиновника при составлении описи земли и взимании налогов. Чиновник несправедливо обложил налогом турка, принадлежавшего к племени бозок, по имени Кадри Хаджа Баба, по прозвищу Сюглюн или Сюлюн-хаджа, в размере 200 акче. Сюлюн обратился с жалобой на чрезмерность налога к кадию и санджакбею и попросил снизить налог до 100 акче. Когда ему отказали в этом и опозорили, отрезав бороду, разгневанный Сюлюн-хаджа и примкнувшие к нему туркмены восстали и убили чиновника. Быстрота, с которой вспыхнуло восстание, свидетельствует о том, что чиновничий произвол был характерным явлением и носил массовый характер. Этот случай послужил лишь катализатором к выступлению масс.

Руководство восстанием, которое быстро набирало силу, находилось у Баба Зюннюна. Турецкие официальные источники именовали восставших казылбашами, это указывало на то, что среди них было много шиитствующих. Против восставших выкупили бейлербей Карамана и санджакбей Кайсери и Ичеля, но они были разбиты в ущелье Куршунолу (район Кайсери). Баба Зюннюн двинулся в направлении Токата и занял территории Артыкова и Казова (на юг от Токата). Восстание охватило большую область с севера до юга.

Для подавления восстания бейлербей Сиваса с помощью некоторых санджакбеев пробовал организовать карательные экспедиции. Но они не приносили успеха. Лишь в сражении при Хейюклю (26 сентября 1526 г) Баба Зюннюн был убит. Гибель предводителя вызвала смятение и дезорганизацию среди восставших. Это позволило бейлербею окончательно подавить восстание.

Одновременно с восстанием Баба Зюннюна происходили восстания в ряде районов Киликии: Тонкуз-оглана (Домуз-оглана), Вели Халифа, Кара Исалы в районе Аданы; Иениджебея в районе Тарсуса. Эти восстания были подавлены одновременно с восстанием Зюннюна.

Но самое крупное восстание в упомянутых краях началось тогда, когда казалось, что Анатолия усмирена окончательно.

Это было восстание под руководством Календер-шаха. Оно началось в Киликии (район Малатьи) после подавления остальных восстаний. Календероглы или Календер Чемби принадлежал к потомкам основателя дервишского ордена бекташи. Хаджи-Бакташ-Велим, как и его отец, Искандер Челеби, в течение ряда лет пропагандировал идеи этого ордена и приобрел множество учеников - мюридов. К началу восстания он объединял вокруг себя 20 - 30 тыс. сторонников. Среди них были уцелевшие участники восстания Баба Зюннюна, кочевые курды. Они требовали не только сокращения повинностей и налогов, но и возврата земельных угодий и пастбищ, которые были забраны в казну, а затем розданы феодалам. Большое влияние Календера в массах позволило ему получать пополнения в ходе восстания. Среди участников восстания были и беи туркменских племен, которые потеряли свои лены, а также другие обиженные тимариоты. Календер выступил против династии Османов и собирался основать новую.


Рис. 3. Великий визирь и его свита.

 

Успех привлек к восставшим новых участников. Предпринятые местными беями попытки подавить восстание потерпели поражение, оно охватывало все большую территорию на север - до Амасьи и Токата и распространилось на всю центральную Анатолию до самых восточных границ.

Опасность восстания вынудила Сулеймана I направить на его подавление войско во главе с великим визирем Ибрагим-пашой. В Малой Азии к нему присоединились бейлербей Анатолии и Карамана. Но в сражении в долине Карачотыр (на север от Сиваса) 8 июня 1527 года бейлербей Анатолии Бехрам-паша был разбит наголову.

Ибрагим-паша решил изменить тактику, понимая, что новое наступление не даст необходимых результатов. Он принял решительные меры против разложения янычарского войска и направил свои усилия на то, чтобы расколоть мятежников: тайно вошел в контакт с вождями племен и обиженными тимариотами, пообещав вернуть им все лены. Это обещание сразу дало нужный эффект: число восставших заметно уменьшилось. Предательство феодалов решило судьбу восстания. Ибрагим-паша направил против Календера войско под командованием наиболее надежных командиров, которое победило Календер-шаха. Сам глава восстания был схвачен и обезглавлен.


Рис. 4. Султан Сулейман Великолепный (Законодатель). 1526 г.

 

В 1529 году в Аданском районе вновь начались крестьянские волнения. Во главе одного из них стоял кызылбаш Сейди: число восставших достигало 5 тыс. (ним присоединился со своими сторонниками кызылбаш Инджиреймез ("не кушающий инжира"). Но эти восстания не распространились на большую территорию и были подавлены самим санджакбеем Аданы. Руководители восстания были казнены. В последующие десятилетия хотя и не было крупных крестьянских восстаний, но отдельные вспышки крестьянских волнений в Малой Азии были часты. Они свидетельствовали о резком обострении социальных противоречий в феодальном обществе Османской империи. Главной причиной крестьянских выступлений было усиление налогового бремени. Оно вызвало крупные восстания в Греции, Сербии и Албании. В середине XV века по султанскому указу в крупнейших городах всех провинций империи размещались янычарские гарнизоны. Подобными мероприятиями и военными экспедициями удалось установить в Малой Азии на некоторое время порядок.




2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)