Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития теории прав человека: общее и особенное.



2019-07-03 297 Обсуждений (0)
Этапы развития теории прав человека: общее и особенное. 0.00 из 5.00 0 оценок




В различные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно государственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней юрисдикции.

Границы внутренней юрисдикции государств не являются неизменными, они исторически подвижны. Государства сами устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях» вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства, а также национальных и иных меньшинств.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Теоретическое обоснование политики вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах юристов-представителей науки международного права.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его к тому или иному государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году, оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека: известный профессор Петербургского университета Ф. Мартенес писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью».[35] Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести т вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время» .[36]

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов - международников как в XVIII, так и в XIX веке.

Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела.[37]

Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя «гуманных» целей, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. «Нельзя согласиться с тем, - писал Ф. Лист, - что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно несколькими государствами (так называемое коллективное вмешательство)».[38]

 Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время и в практике международных отношений. Она служила одним из многочисленных «обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во имя «гуманных» целей и под предлогом «защиты» национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел уже поделенного мира. «Право на вмешательство» официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории.[39]

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подвергается определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось, права, различными предлогами, то Статус Лиги Наций серьезно ограничивал право государств – членов Лиги Наций прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушение постановлений Статуса.

В рамках Лиги Наций происходило заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми.[40]

После Первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство представить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии, языку те же права, что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее приняты также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Согласно ст.2 Договора главных союзных и объединившихся держав с Польшей польское правительство обязалось «предоставить всем жителям Польши полную и совершенную защиту их жизни и их свободы без различия происхождения, национальности, языка, расы или религии». [41] За всеми жителями признавалось равенство перед законом, право на свободу религии им вероисповедания, пользования одинаковыми гражданскими правами и политическими. (ст. 7) «Польские граждане, принадлежащие к меньшинствам этнических, по религии или языку, - подчеркивалось в ст. 8 Договора, - будут пользоваться тем же режимом и теми же правовыми и фактическими гарантиями, что и другие польские граждане». Аналогичные статьи содержались и в других соглашениях о национальных меньшинствах.

В них шла речь только о пользовании лицами, принадлежащих к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, определенными гражданскими и политическими правами. Договоры о меньшинствах не носили универсального характера. Они создавали специальных режим для небольшой группы малых государств.

Главные союзные и объединившиеся державы не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали лишь в роли гарантов созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой Наций. Поэтому некоторые государства – члены Лиги Наций – расценивали договоры о меньшинствах как неравноправные, несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными. В случае расхождения мнений по вопросам права или факта … расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу и значение, что и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют «добросовестно вынесенные решения». [42]

Государства – члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным законодательством.[43]

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[44]

Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свобода совести, убеждения и т.п.).[45]

Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей свободе».

С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и другие документы.

Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в мире как День прав человека.[46]

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии международных отношений.[47]

Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений.[48]

На сегодняшний день принят обширный комплекс международных соглашений, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на следующие группы:

Первая группа: документы, «которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира» К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и другие акты.

Вторая группа: конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов. Это главным образом положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг. О законах войны.

Третья группа: международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Это: Нюрнбергский устав, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В. А. Карташкин отмечает, что «права человека как отрасль международного права состоит из совокупности принципов и норма, закрепленных во всех трех группах перечисленных международных документов»[49]

В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1 Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их общим наследием и способствует усилению их экономического и социального прогресса».

Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле защиты прав человека.

И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и европейское традиционное отношение к проблеме прав человека.[50]

Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основными источниками европейской системы являются:

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.);

3. Европейская социальная хартия (1961 г.);

4. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств (1995 г.)[51]

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е годы и явилось результатом идеологического и политического раскола последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября 1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства. Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное развитие современных государств.

Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного обеспечения прав человека.[52]

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

По состоянию на 31 мая 2001 г. 41 государство – член Совета Европы ратифицировало эту Конвенцию (Россия – 1 сентября 1998 г.). Работу в рамках Конвенции осуществляет Европейский комитет по предупреждению пыток.

В основу Конвенции положены два принципа – сотрудничество и строго конфиденциальный характер работы. Ее цель – помочь государствам усилить защиту задержанных, а не их осуждение.

Неправительственные организации могут принимать активное участие в рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах лишения свободы, что является немаловажным фактором при подготовке визитов в государства – члены Совета Европы.

Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм обеспечения ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и представляет собой более «продвинутый» документ. Так, в ней вводится система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии. Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие исполнение положений Хартии. В настоящее время этот контроль осуществляет Секретариат Европейской социальной Хартии.[53]

Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств принята в 1995 г. и вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (для России – с 1 декабря 1998 г.). Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным многосторонним документом, посвященным защите национальных меньшинств.

Комитет министров Совета Европы уполномочен наблюдать за осуществлением Рамочной конвенции. Ему помогает Консультативный комитет, члены которого обладают признанной компетентностью в области защиты национальных меньшинств.[54]

В рамках Конвенции неправительственные организации (НПО) могут влиять на политику государства – члена в отношении выполнения Рамочной конвенции.

Наряду с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду и является самой Крупной региональной организацией. Она была создана в Хельсинки 3 июля 1973 года. В конце 1994 года совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ составляют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ.[55]

Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже «проникающие» по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в «традиционной» сфере гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, но и явилась зачинательницей многих начинаний в гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в традиционных международных документах по правам человека.[56]

Стремлению Российской Федерации включиться в европейские интеграционные процессы отвечала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была подана в 1992 г.

Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по приведению российского законодательства в соответствие с европейскими требованиями и международными соглашениями. Именно с того времени на российскую правовую систему усилилось влияние Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года).[57]

Хотелось бы также привести слова В. А. Карташкина, который считает, что после ратификации нашей страной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Совету Европы и России следует по взаимной договоренности установить строго определенный срок, в течении которого российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены в соответствие с европейскими стандартами.[58]

Подводя итоги §1 можно сделать вывод, что в различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав  и свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав человека.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов, синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.

Также основными источниками европейской системы являются:

- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987);

- Европейская социальная хартия (1961);

- Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств (1995).




2019-07-03 297 Обсуждений (0)
Этапы развития теории прав человека: общее и особенное. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития теории прав человека: общее и особенное.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)