Вклад анаэробных и аэробных источников энергообеспечения при проплывании различных дистанций.
Из таблицы видно, что по мере сокращения дистанции плавания изменяется соотношения аэробного и анаэробного компонентов энергообеспечения с четко выраженной обратно пропорцианальной зависимостью. При проплывании дистанции 300м превалирует компонент аэробного характера до 70%, вклад анаэробного компонента существенно ниже и составляет от 30 до 40%. Проплывание дистанции 200м требует более значительного вовлечения анаэробных источников энергообеспечения, а вклад аэробного компонента снижается. Из сказанного выше, следует, что с переходом пятиборцев в плавании на более короткую дистанцию просматривается определенный вектор физиологической направленности при подборе тренировочных упражнений при планировании плавательных нагрузок. В практике стал накапливаться опыт пятиборцев в плавании на новой для них дистанции. Назрела потребность в обобщении наработанного методического материала, практических рекомендаций тренеров и спортсменов. Однако, этот вопрос еще не получил освещения в методических источниках, направленных методических разработках. Учитывая это, в работе предпринята попытка на базе изучения практического опыта конкретизировать изменения характера тренировочных нагрузок у пятиборцев, в связи с сокращением соревновательной дистанции плавания. Глава 2 Цель нашей дипломной работы - планирование тренировочных нагрузок по плаванию в современном пятиборье в подготовительном периоде. 2.1. На основании изученных литературных источников мы поставили в дипломной работе следующие задачи: 1. Изучить особенности планирования тренировочных нагрузок в плавании у пятиборцев в подготовительном периоде. 2. Выявить различия в тренировочных нагрузках пятиборцев при подготовке в плавании на 300м и 200м . 3. Обобщить и разработать практические рекомендации по планированию тренировочных нагрузок в плавании у пятиборцев в подготовительном периоде с учетом изменения соревновательной дистанции. 2.2. В соответствии с поставленными задачами применялись следующие методы исследования: 1. Анализ литературных источников. 2. Обобщение и анализ передового опыта сильнейших советских и зарубежных пятиборцев и пловцов путем изучения специальной литературы, анкетного опроса, бесед с тренерами и спортсменами. 3. Педагогические наблюдения за процессом тренировки и выступления в соревнованиях спортсменов-пятиборцев. 4. Метод математической статистики. Важная роль метода анализа литературныхисточников для решения задач данной работы заключалась в необходимости изучить и обобщить опыт, накопившийся у тренеров по данной проблеме. Для этого были изучены и проанализированы учебники, учебные и методические пособия и статьи, в которых авторами рассматривался вопрос о планировании тренировочных нагрузок. Этот метод широко применялся в первой главе. Обобщение и анализ практики сильнейших зарубежных и советских спортсменов путем изучения литературы, а так же бесед с тренерами проводились с целью выявления общих взглядов на планирование тренировочных нагрузок в плавании у пятиборцев в подготовительный период. Анкетный опрос был проведен с тренерами сборной России и Москвы: Т. Чернецкой, С. Шаляпиным, О. Хаплановым, К. Сдобниковым, А. Клюевым, Е. Сальниковым А. Макушиным, В. Жуковым, Д.Бутковым, Л. Гинзбургом; который включал в себя следующие вопросы: 1) Изменился ли подход в подготовке по плаванию в связи с уменьшением соревновательной дистанции. 2) Изменился ли общий объем нагрузки по плаванию в годичном цикле. 3) Изменилась ли интенсивность тренировочной нагрузки при годовом планировании. 4) Изменились ли методы тренировки. Педагогические наблюдения имели своей целью установить с помощью опроса тренеров-практиков ведущих клубов Москвы, изучения личных журналов, планов нагрузки, дневников спортсменов-пятиборцев, годовых отчетов в спорткомитете тренеров сборных команд России мужской и женской, таких спортсменов как двукратный чемпион Мира Д. Сватковский, чемпионка мира Е. Суворова и т.д., как влияет изменение проплываемой соревновательной дистанции с 300м до 200м на годовое планирование тренировочной нагрузки по плаванию, в частности, на распределение нагрузки в подготовительном периоде. С помощью каких упражнений, в каких режимах энергообеспечения решаются текущие задачи в подготовительном периоде. В течении всего подготовительного периода проводился хронометраж тренировочных занятий и визуальные наблюдения основной и дополнительной тренировки по плаванию для определения общей нагрузки занятия, интенсивности тренировки и зон энергообеспечения, в которых выполнялись упражнения. Для объективного анализа результатов педагогического наблюдения использовались некоторые методы математической статистики: среднее арифметическое значение х, табличное представление экспериментальных данных, графическое представление экспериментальных данных (гистограмма, полигон частот). 2.3.Организация исследования. Для решения задач данной дипломной работы проводились педагогические наблюдения на тренировочных занятиях в бассейне " Нептун " - одной из баз спортивного интерната. Контингент наблюдаемых - спортсмены-пятиборцы групп спортивного совершенствования, учащиеся этого интерната 15-18 лет в количестве восьми человек. Двое имеют спортивный разряд КМС и шесть МС, три из которых кандидаты в молодежную сборную команду России. Личные результаты в плавании на 200м - 2,08-2,10. К исследованию была привлечена также женская сборная команда России по пятиборью в составе четырех человек. Наблюдения велись занятиях в бассейне СК "Динамо". Возрастной диапазон 19-23 года. Все МСМК. Так же проводились наблюдения на тренировочных занятиях и соревнованиях в СДЮШОР профсоюзов КСБ ''Битца''. Контингент наблюдаемых – спортсмены-пятиборцы учебнотренировочных групп и групп спортивного совершенствования - 12-17 лет в количестве восьми человек. Глава 3 При изучении и анализе годовых планов распределения плавательной нагрузки в подготовительном периоде до перехода пятиборцев с 300м дистанции на 200м и после перехода записывались данные по плавательной нагрузке (объему и интенсивности) в таблицы (таб. 3 и 4). При подготовке пятиборцев к проплыванию дистанции 300м общий объем плавательной нагрузки V в течение общеподготовительного периода плавно повышался с 25км в октябре до 50 км к концу декабря. Интенсивное плавание wt начиналось примерно с 3-ей недели октября и составляло в октябре 2км, то уже к 3-ей неделе декабря - 4км в неделю, а за декабрь - 15км. В процентном отношении wt нагрузки от V возрастала с 8% в октябре до 28% в ноябре и стабилизируется на уровне 30% от общего объема плавания в декабре. В специально-подготовительном периоде общий объем нагрузки V удерживался на уровне 18-20км в месяц (в неделю 4-6км), т.е. значительно возрастал по сравнению с общеподготовительным периодом. Но в процентном отношении wt от V стабилизируется на уровне 32-33% в месяц на протяжении всего специально-подготовительного периода (таб. 3). При подготовке пятиборцев к плаванию на дистанцию 200м наблюдались следующие показатели (таб. 4): Таблица № 3 Распределение нагрузки по месяцам и неделям в подготовительном периоде при подготовке к дистанции 300м.
Таблица № 4 Распределение нагрузки по месяцам и неделям в подготовительном периоде при подготовке к дистанции 200м.
· общий объем плавания V в подготовительном периоде увеличивается постепенно до середины января. В специально-подготовительном периоде наблюдается плавное снижение недельных объемов плавания. · интенсивная работа начинается с 3-ей недели октября и плавно повышается каждую неделю, достигая небольшого "плато" в декабре - январе. До конца февраля wt стабилизируется на отметке 5 км в неделю, при незначительном уменьшении общего объема плавания в процентном отношении wt от V идет постепенное увеличение интенсивности тренировочных занятий. В конце специально-подготовительного периода, при дальнейшем небольшом снижении общего объема плавания, интенсивность плавания увеличивается до 7км в неделю и достигает за март 50%. Обобщая и анализируя собранные данные по планированию нагрузки при подготовке спортсменов-пятиборцев к соревновательной дистанции 300м и 200м, необходимо проанализировать эти данные с точки зрения фаз энергообеспечения. Если дистанция 200м кролем на груди считается спринтерской, и источниками энергообеспечения являются анаэробно-гликолитические, то дистанция 300м стоит ближе к средней дистанции, и в ее энергообеспечении начинают участвовать окислительные источники - анаэробно-аэробная фаза. Но окислительные процессы только начинают происходить в организме, и спортсмен проплывает оставшуюся дистанцию 75-100м с большим кислородным долгом и большим количеством продуктов распада в крови. Из всего выше сказанного можно выявить различия в планировании и распределении нагрузки в подготовительном периоде при подготовке пятиборцев к дистанции 300м и 200м. I.а) Анализ данных таблиц показал, что общий объем плавательной нагрузки при подготовке к дистанции 300м остается на высоком уровне, достигнутом к концу общеподготовительного периода, а при подготовке к дистанции 200м плавно снижается в специально-подготовительном периоде. б) Интенсивность нагрузки в абсолютных величинах нарастает до января в том и другом случае и удерживается на одном уровне до марта. Но в относительных величинах, т.е. % wt от V при подготовке к дистанции 300м наблюдается "плато", а к 200м дистанции увеличение интенсивности нагрузки к общему объему плавания с 34% в январе до 50% в марте. II. Изучение индивидуальных планов и годовых отчетов тренеров, а так же наблюдения за тренировочным процессом выявили ряд различий в содержании тренировок при подготовке пятиборцев к дистанции 300м и 200м (таб. 3-5).
''с''- специально–подготовительный период .''о''– общеподготовительный период Таблица № 6 Недельная работа по плаванию для дистанции 300м в специально-подготовительном периоде. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дни недели |
Содержание тренировочного занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник | 200м – разминка 4х25м в/с 200м откупка 8х50м R-1мин ¾ силы 200м откупка 4х100м R – 2мин с улучшением результата 200м откупка 200м в/с ¾ силы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник
|
500м – вольным стилем 200м-вольным стилем на ногах
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среда |
400м разминка 4х50м в/с R – 1мин ¾ силы 200м откупка 4х100м R- 1,5мин ¾ силы 200м откупка 2х(150м+50м) отдых м/ду сериями 30сек 200м откупка 2х25м с улучшением результата 200м откупка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг |
400м вольным стилем 200м упражнения на технику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятница | 200м разминка 4х25м в/с 2х(4х50м) в/с 1-я серия R – 1мин; 2-я – R – 45сек 200м окупка 4х100м R – 1,40 с удержанием результата 100м откупка 4х25 в/с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суббота | 600м вольный стиль 200м вольный стиль на технику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица №7 Недельная работа по плаванию для дистанции 200м в специально-подготовительном периоде. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дни недели | Содержание тренировочного занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник | 200м разминка 4х25м в/с 200м откупка 8х50м R – 1мин ¾ силы 200м откупка 4х100м R – 2 мин с улучшением результата 200м откупка 200м в/с ¾ силы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник | 500м вольный стиль 200м вольным стилем на ногах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среда | 400м разминка 4х50м в/с R – 1 мин ¾ силы 200м откупка 4х100м R – 1,5мин ¾ силы 200м откупка 2х(150м+50м) отдых м/ду сериями 30сек 200м откупка 2х25м в/с с улучшением результата 200м в/с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг | 400м вольный стиль 200м упражнения на технику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятница | 200м разминка 4х25м в/с 2х(4х50м) в/с 1-я серия R-1мин; 2-я серия – R-45сек 200м откупка 4х100м R-1,40 с удержанием результата 100м откупка 4х25м в/с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суббота | 600м вольный стиль 200м вольный стиль упражнения на технику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для примера взяты 3-я неделя декабря - завершение общеподготовительного периода и 3-я неделя марта - завершение специально-подготовительного периода. И примерные упражнения недельного цикла при подготовке к дистанции 300 и 200м в специальном-подготовительном периоде.
а) Распределение V-объема нагрузки в недельном цикле на протяжении всего подготовительного периода отличается тем, что объем плавания в "не основные дни", т.е. дни когда нет работы на интенсивность, километраж при подготовке к 300м дистанции больше, чем при подготовке к дистанции 200м.
Это объясняется тем, что уделяется больше внимания работе на воспитание общей выносливости, используя равномерное проплывание дистанции с акцентированием на технику выполнения упражнения.
б) В общеподготовительном периоде упражнения, направленные на воспитание скоростных качеств, при подготовке к дистанции 300м составляют примерно 13%, к дистанции 200м - примерно 20%.
В специально-подготовительном периоде эти величины составляют примерно 6% и 11% соответственно с использованием повторных методов проплывания отрезков в 25-50м с около предельной скоростью с большими интервалами отдыха.
Процент упражнений, направленных на воспитание общей выносливости, в недельном цикле распределяется так:
· общеподготовительный период - подготовка к дистанции 300м примерно 60% километража тренировочного занятия, к дистанции 200м - 40-45% - это работа на технику плавания и равномерное проплывание длинных отрезков.
· специально-подготовительный период - соответственно 40% и 20% километража от общего объема нагрузки в тренировочном занятии.
Упражнения, выполняемые на воспитание скоростной выносливости (с использованием интервального метода, т.е. многократное проплывание отрезков 300м, 200м, 100м, 50м с околопредельной скоростью с жестким режимом отдыха), составляют соответственно: для дистанции 300м в общеподготовительном периоде 28-30%, в специально-подготовительном 50-52%; для 200м дистанции - 38-40% и 65-70% от общей тренировочной нагрузки соответственно.
В связи с уменьшением соревновательной дистанции произошли некоторые изменения в подборе упражнений при использовании того или другого метода тренировки, а так же в соотношении тех или иных методов в тренировочном процессе. Для сравнения рассмотрим методы и их содержание при подготовке к дистанции 300м и 200м.
1. Равномерный метод. Применяется для развития общей выносливости. Подразумевает равномерное проплывание дистанции 400м,600м, 800м, 1000м , или повторно-равномерный - проплывание несколько раз этих дистанций с равномерной скоростью 1/4 от max.
При подготовке к 300м дистанции это был один из основных методов подготовки, т.к. с помощью него решались сразу две задачи - воспитание общей выносливости и работа над техникой. До 50% всех заданий проплывалось этим методом.
При подготовке к дистанции 200м доля заданий проплываемых этим методом сократилась до 30-40% (особенно в конце специально-подготовительного периода и в соревновательном). Уменьшились отрезки проплываемые этим методом . Он используется как разминка (400-600м комплексное плавание) и как работа над техникой (400м упражнения на руках, 400м ноги в/с равномерно).
2.Интервальный метод. Применяется для развития специальной (скоростной) выносливости. Его суть заключается в многократном проплывании отрезков (меньше соревновательной дистанции) с заданной скоростью и заданными интервалами отдыха. Этот метод был и остается одним из основных методов подготовки пятиборцев в плавании, особенно в специально-подготовительном периоде.
С изменением дистанции изменилось и содержание этого метода. Если при подготовке к 300м применялись в основном такие отрезки: 8х100м в режиме проплывания 1,50-2мин или 20х50м в режиме 50сек.-1мин,3х300м, то после Атланты в этом методе используются отрезки 4х100м в режиме 1,30-1,40мин, 8х50м в режиме 45сек. А при подготовке женской сборной России используются разнообразные "горки" с различными интервалами отдыха 2х(150+100+50) или 50+100+150+200+150+100+50м.
2. Повторный метод. Применяется для развития собственно скоростных качеств. Он содержит повторное проплывание отрезков 25-50м с максимальной скоростью и большими интервалами отдыха.
Роль этого метода возросла с уменьшением дистанции, т.к. скоростные качества играют большую роль в проплывании спринтерской дистанции. Увеличился процент применения этого метода в тренировке пятиборцев с 6-7% до 15-16% при подготовке к 200м дистанции.
3. Соревновательный метод. Контрольное проплывание соревновательного отрезка с максимальной скоростью. В сборной Росси с середины специально-подготовительного периода применяются еженедельные тестирования пятиборцев.
В результате бесед и анкетирования было выявлено, что наряду с тренерами, которые начали перестраивать планирование тренировочных нагрузок, есть и такие, которые считают, что нет существенной разницы в планировании при подготовке к дистанции 300м и 200м.
Выводы
1. С изменением программы и регламента соревнований по современному пятиборью возникла необходимость внесения определенных корректив, как в планирование тренировочных нагрузок, так и в методику обучения и тренировки пятиборцев в плавании. В первую очередь изменение коснулось планирования нагрузок по объему и интенсивности.
2. При подготовке пятиборцев к дистанции 200м уменьшился общий суммарный объем тренировочной нагрузки по плаванию с 3-3,5км до 2-2,8км в среднем за одну тренировку, что составляет примерно 20-30%. Снижение объема нагрузки происходит за счет сокращения длины проплываемого отрезка и за счет исключения тренировочных упражнений, не способствующих непосредственно совершенствованию гребковых движений в кроле на груди, таких как плавание брассом и кролем на спине.
3. Интенсивность нагрузки при подготовке к дистанции 200м в абсолютных величинах, т.е. км, до середины специально-подготовительного периода изменялась незначительно, но ближе к началу основных стартов сезона возрастает значительно с 18 до 25км в месяц. Процентное соотношение интенсивности к объему возросло на 34-46% в месяц.
4. Изменилась физиологическая направленность, применяемых тренировочных упражнений. Так как сокращение дистанции плавания с 300м до 200м явилось, по сути, переходом от плавания на дистанцию, приближенную к средней, к плаванию на спринтерскую дистанцию, то в тренировке стали использоваться преимущественно упражнения анаэробного характера и упражнения в зоне ПАНО. На практике увеличилась работа на воспитание скоростных качеств, скоростной выносливости, уменьшилась работа на воспитание общей выносливости.
5. Набор методов притерпел небольшие изменения. В меньшей степени стал применятся равномерный метод, а основными остались интервальный, переменный и повторно-переменный.
Список литературы
1. Александров И.С. Вопросы спортивной тренировки в современном пятиборье // Теория и практика физической культуры. - 1970.-№ 11.- с.11.
2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986.
3. Бутович Н. Основы тренировки пловца // Сборник трудов ЛНИ. - 1946.
4. Вайцеховский С.М. Планирование подготовки пятиборцев // Теория и практика физической культуры. - 1969. - №4.
5. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1976. - с. 142.
6. Вайцеховский С.М., Абсалямов Т.М., Сайгин М.И. Проблема совершенствования силовой подготовки квалифицированных пловцов // Плаваниие.-1983.- № 1.- с.23-28.
7. Ваньков А., Инясевский К. Говорят мастера плавания. - М.: ФиС, 1962.
8. Ваньков А.А. Плавание / Глава пособия под ред. С. Вайцеховского и Л. Широкманя. - М.: ФиС, Будапешт: Спорт, 1969.
9. Ваньков А.А. Плавание. - М.: ФиС, 1976.
10. Ваньков А.А. Совершенствование подготовки пятиборцев в плавании: учебное пособие для студентов институтов физ. культуры. - М.: ФиС, 1962.
11. Ваньков А.А. Плавание. - М.: ФиС, 1985.
12. Варакин А.П. Специальная работоспособность. Развитие физических качеств в современном пятиборье: учебное пособие для институтов физ. культуры. - М.: ФиС, 1983.
13. Варакин А.П. Oсновы отбора и построения тренировки в современном пятиборье: методическое пособие для тренеров и спортсменов пятиборья. - М.: ФиС, 1994.
14. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореферат. - М., 1969.
15. Вржевский И.В. Плавание. - М.: ФиС, 1954.
16. Вржевский И.В. Последствие нагрузки, полученной во время тренировочного урока и построение малого цикла тренировки // На голубых дорожках. - М.: ФиС, 1996. - с. 32-46.
17. Дрюков В.А. Тренировка в современном пятиборье. - Киев: Здоров'я,1988.
18. Дрюков В.А. Cтруктура построения годичного цикла в современном пятиборье: методические рекомендации по современному пятиборью. - Киев: Здоров'я, 1989.
19. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1986, с. 200.
20. Зенов Б.Д., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: ФиС, 1986.
21. Зимкин Н., Коробков А. Физиологические основы физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1953.
22. Инясевский К., Никитский Б. Тренировка пловца. - М.: ФиС, 1958.
23. Инясевский К., Гордон С. Общие основы спортивной тренировки пловцов. - М.: ФиС, 1962. - с. 22-35,153-176.
24. Инясевский К. Тренировка пловцов высокого класса. - М.:ФиС, 1970
25. Каунсилмен Д. Наука о плавании. - М.: ФиС, 1972.
26. Козарь В.М. Пятиборье от Олимпиады к Олимпиаде. - М.: РИО Реалисты, 1997.
27. Коробков А.В. Физиологические основы применения различных форм физических упражнений в спортивной тренировке. - М.: ФиС, 1960.
28. Крупкин Г.А. Плавание. - М.: ФиС, 1967.
29. Логофет О.Н. Современное пятиборье. - М.: Госиздат, 1956.
30. Надори Ласло. Тренировка пятиборца / Глава пособия под ред. С. Вайцеховского и Л. Широкманя. - М.: ФиС, Будапешт: Спорт, 1969.
31. Плавание. Учебник для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Бутовича Н.А. - М.: ФиС, 1965.
32. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.
33. Подготовка сильнейших пловцов мира. / Под ред. Вайцеховского С.М.- М.: ФиС, 1972.
34. Поляков П.В. Опыт работы с мастерами современного пятиборья ЦСКА // Доклад на Всесоюзной методической конференции тренеров / рукопись. - М., 1962.
35. Попов В.Г., Чернышев А. Плавание. - М.: ФиС, 1955.
36. Попов Ю.А. Исследование средств силовой подготовки в связи с развитием специальной выносливости: Автореферат дис. канд. пед. наук. - М.,1970.
37. Современное пятиборье: Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. А.Н. Варакина. - М.: ФиС, 1967.
38. Современное пятиборье. Учебное пособие / Под общ. ред. С. Вайцеховского и Л. Широкманя. - М.: ФиС, Будапешт: Спорт, 1969.
39. Современное пятиборье. Программа для ДЮСШ ,СШМ и ШВСМ. - М.: ФиС, 1973.
40. Современное пятиборье. Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. А.Н. Варакина. - М.: ФиС, 1976.
41. Современное пятиборье. Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. А.Н. Варакина. - М.: ФиС, 1985.
42. Тимакова Т.Е. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. - М.: ФиС, 1985.
43. Чувилин О.Н. Методические рекомендации о подготовке и участии советских пятиборцев в чемпионате Мира 1974г. - М.: Союзспортобеспечение, 1975.
44. Шандор Д. Бальцо. Звезды зарубежного спорта. - М., Будапешт: ФиС, 1976.
45. Ширковец Г.А. Управление тренировкой пловцов путем определения зон мощности по лактатной кривой // Сборник статей по плаванию. - М.: ФиС, 1988.
46. Эбель Е.И. Что такое современное пятиборье. - М.: ФиС, 1953.
2019-07-03 | 290 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Вклад анаэробных и аэробных источников энергообеспечения при проплывании различных дистанций. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы