Памятники законодательства первой половины второго периода (от крещения Руси до нашествия Монголов)
От прервой половины второго периода до нас дошло несколько законодательных памятников. Вот наиболее важные из них: 1) Устав Владимира Святославича «Осудех церковнех и десятине» 2) «Судный закон людем» - его же 3) Устав Ярослава о судах церковных 4) Русская правда разных редакций и другие менее известные сборники: например, Устав Всеволода Мстиславича, уставные и жалованные грамоты разных князей. Первым по старшинству памятником (во второрм периоде) является устав Великого Князя Владимира Святославича «Осудех церковнех и десятине». Вот его подлинное заглавие «Устав Святого Князя Владимира крестившего русскую землю, о церковных судех».[4] Устав Святого Владимира дошел до нас в одной кормчей 13 века. Редакций устава пять: Четвёртая редакция дошла до нас в списке кормчей 13 века. По содержанию своему устав Владимира делится не четыре отдела[5]. В первом изложено правило сбора десятины для церкви. Второй раздел выясняет, что церковному су по уставу Владимира подлежали: 1) Все преступления и тяжбы по делам семейным; раздорам; похищениям; разводам; споры между мужем и женой; дела по наследству; опеке и т.п.; 2) Чародеи, колдуны, составители отрав и прочие; 3) Христиане не оставившие языческих суеверий или обрядов; 4) Оскорбители церкви, церковные тати (воры), гробограбители 5) Все дела, касавшиеся людей, состоящих в ведомстве церкви. В третьем разделе Владимирова устава находятся правила о надзоре церкви за торговыми мерами и весами. Эта часть устава взята прямо из византийского законодательства, которое поручало епископам смотреть за торговыми весами и мерами и хранить их образцы в церквях В 4-м разделе говорится о людех церковных, т.е. о лицах, находившихся в ведомстве церкви. По уставу Владимира: 1) Всё духовенство; 2) Паломники и рабы, отпущенные на волю; 3) Все престарелые, вдовы, сироты, хромцы, слепцы и др. инвалиды 4) Гостиницы, странноприимные дома, больницы и лекари Значение устава: [6] Судный Закон Этот законодательный памятник помещён в Софийском временнике рядом с Русской Правдой под таким заглавием: «Судный закон людем» Закон этот был издан Владимиром вместе с его уставом или по крайней мере вслед за ним. Есть предположение, что этот сборник был составлен греками для русских по принятии ими христианства.[7] Источниками для составления Судного Закона послужили: правила Василия Великого; кодексы Феодосия и Юстиниана; Базилики или царские книги; Прохейрон Василия Македонянина и сына его Льва Философа, правила святых отцов и даже некоторые из законов Моисея. Содержание Судного Закона и основные положения: 1) В Начале 3 статьи помещено узаконение императора Констанция против язычников. Вот его содержание: «Всяко село, а нем же бывают жертвоприношения и другое языческие обряды, да отдастся в храм божий со всем имением». Но нигде не говорится, было ли принуждение вступления в христианство подкреплено силой оружия или же только словом проповеди. 2) Затем следует ряд статей о порядке суда, о свидетелях и других судебных доказательствах. Эти статьи в несколько изменённом виде вошли в Русскую Правду. Также они содержат довольно много важных нововведений: узаконение о свидетелях, как о главном судебном доказательстве. Далее в Судном законе следуют узаконения о наследстве, о завещаниях и об опеке (соответствуют РП). К узаконениям по праву гражданскому относятся замечания о договорах поклажи, займа и ссуды. Узаконение о договорах поклажи в полной мере вошло в Русскую Правду, и в данном контексте мы его рассматривать не будем. 4)Судный Закон заключает в себе ряд узаконений касательно уголовного права: В 1-4 статьях запрещается порочные связи и вообще развратная жизнь. 5) Значение:[9] Таком образом, Судный Закон есть существенный памятник гражданского законодательства на Руси времён Владимира и Ярослава.
Список использованной литературы 1. Беляев И. Д. Истоия русского законодательства. СПб. г 1999 2. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. — г., 1990. 3. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. XI-X1V вв. — М., 1972 4. Юшков C.B. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. — М.-Л., 1939 5. Пресняков А.Е. Образование великорусского государства.-Пг., 1918. 6. См.: Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1900 7. Черепнин Л.В. Княжеские уставы.. М., 1948, 1951. 1. Беляев И. Д. Истоия русского законодательства. СПб. г 1999 стр 75 2. [2] Он же стр 76 [3] См.: Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1900 стр. 143
[4] Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. XI-X1V вв. — М., 1972 стр. 238 [5] См.: Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1900 стр. 149
[6] Пресняков А.Е. Образование великорусского государства.-Пг., 1918. стр. 197
[7] Черепнин Л.В. Княжеские уставы.., 1948. стр. 312 [8] Черепнин Л.В. Княжеские уставы.. М., 1948 стр. 321 [9] Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. - Пг., 1918.стр 278
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |