Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели, объекты и субъекты государственного регулирования



2019-07-03 272 Обсуждений (0)
Цели, объекты и субъекты государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.Понятия, виды, цели регулирования

2.Цели, объекты и субъекты государственного регулирования

3.Методы государственного регулирования

4.Саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг

Заключение

Глоссарий

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из условий успешного функционирования фондового рынка является эффективная система его регулирования, которая охватывает всех участников фондового рынка и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в его регулировании.


 1.Понятие, виды и цели регулирования

 

Регулирование рынка ценных бумаг - процесс регулирования деятельности всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников фондового рынка и регулирование всех видов сделок между ними со стороны уполномоченных на это организаций. Регулирование охватывает все виды деятельности и операций на фондовом рынке: инвестиционные, эмиссионные, посреднические, залоговые, трастовые и спекулятивные.

Регулирование рынка ценных бумаг разделяют на внутреннее и внешнее.

Внутреннее регулирование - подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют правила деятельности данной организации и ее сотрудников.

Внешнее регулирование - подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, различных организаций, имеющих на это право, международным нормам и соглашениям. Выделяют три уровня внешнего регулирования рынка ценных бумаг:

·государственное регулирование фондового рынка;

·саморегулирование рынка;

·общественное регулирование, т.е. воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение определенных целей, а именно:

1) защита общественных интересов, т.е. воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей. Например, приток инвестиций в производственный сектор не только обеспечивает расширение производственных мощностей, но и способствует активизации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере;

2) формирование свободного и открытого рынка, что означает обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения. Система регулирования должна исключить появление монопольных цен на фондовом рынке, цен, которые не отражают реального состояния дел эмитента, или цен, сложившихся в силу получения конфиденциальной информации;

З) создание справедливого и упорядоченного рынка. Это предполагает защиту всех участников рынка от недобросовестности и мошенничества и др.

Концепция справедливого и упорядоченного рынка предполагает высокую степень ликвидности ценных бумаг, непрерывность совершения сделок и продажу акций с минимальными разницами в ценах.

4) регулирование глубины и ширины фондового рынка. Одной из задач регулирования является обеспечение достаточной степени глубины и ширины фондового рынка.

Глубинойрынка - число компании, акции которых обращаются на фондовом рынке, а также объемы операций по покупке и продаже акций. Нормально функционирующий рынок ценных бумаг предполагает, что на рынке обращаются акции значительного количества компаний и у инвесторов имеется возможность выбора покупки тех или иных акций. При этом глубина рынка означает, что на фондовом рынке можно купить или продать различные по объему пакеты акции. В сделках с акциями существует два основных метода их группировки.

·в полные группы по 100 акций (rоипd lots);

·в неполные группы от 1 акции до 99 акции (odd lons).

При покупке полных групп комиссионные, которые платят инвесторы значительно ниже, чем в неполных группах.

Ширины рынка- это количество акции, которые находится в обращении, т.е. активно оборачиваются на вторичном рынке. В любой акционерной компании имеются достаточно большие пакеты акций, которые принадлежат незначительному числу собственников компаний. Владение этими пакетами акций дает их собственникам возможность реализовать свое право на управление компанией. В то же время нормально функционирующий фондовый рынок предполагает наличие достаточно широкого круга акционеров, которые могут в любой момент предложить акции в открытую продажу. За счет обращений этих акций формируется рыночная цена акции;

5) создание эффективного рынка, т.е. рынка на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и риск на котором в определенной степени вознаграждается.

В базовом документе Международной организации комиссии по ценным бумагам «Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг» отмечается, что «регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту». В нем определены три цели регулирования в этой области:

а) защита инвесторов (против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических и инсайдерских практик);

б) справедливость (эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик);

в) сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг).

Чтобы реализовать денные цели, необходимо создание системы регулирования фондового рынка, которая включает в себя следующие основные элементы:

·создание нормативно-правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, методических положений и других нормативных актов;

·отбор профессиональных участников рынка посредством аттестации специалистов фондового рынка и лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка;

·контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

·систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Нормативная база регулирования фондового рынка строится на трех уровнях.

Высшим нормативным актом является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Им регулируются отношения, возникающие при выпуске эмитентом эмиссионных ценных бумаг и их обращении на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка.

Конкретизацию положения закона находят в принимаемых в соответствии с ним подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти (ФСФР, Министерство финансов, Центробанк и др.). Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень нормативного регулирования фондового рынка. Третий уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, проведения расчетов по совершенным сделкам и т.д. Аналогично этому любой профессиональный участник на базе законнодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг. Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование системы регулирования рынка. Важнейшие требования к нормативно-правовой базе это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одного и того же положения.


Цели, объекты и субъекты государственного регулирования

 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранным государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Создаваемая государством система peгулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Согласно Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:

·установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

·регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и преспективов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

·лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

·запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Ведь российское государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое экономическое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в настоящее время владеет контрольными пакетами свыше 12 000 государственных предприятий, а также является акционером более чем 3800 компаний, не имея при этом цельной программы действий по осуществлению своих прав собственника. Управление активами осуществляется главным образом через государственные комиссии, в состав которых входит более 2000 сотрудников различных министерств и ведомств. Их действия плохо координируются, а полномочия весьма неопределенны. Поэтому важной особенностью этого процесса в России является самостоятельная роль государства не только как регулятора рынка ценных бумаг (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

·эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

·профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

·акционера (временно или на основе закрепления в государственной собственности пакетов акций) значительного числа, созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

·верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Основные цели государственного регулирования: анализируя цели государственного регулирования, надо учитывать, что в условиях формирующихся рынков (к каковым относится и российский) роль регулирующих органов объективно возрастает, поскольку процесс формирования рынка предполагает дополнительные задачи, которые не стоят у регулирующих органов в условиях уже сформировавшегося рынка.

Первая цель - обеспечение условий для формирования эффективного рынка, создания необходимой инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг, выработки определенных правил поведения участников рынка.

Вторая цель - развитие и формирование полноценного рынка государственных бумаг, способного быть ориентиром для финансовых рынков и решать проблемы ликвидности государственного бюджета в случае кассовых разрывов.

Третья цель- формирование необходимой законодательной базы по рынку ценных бумаг, обеспечивающей его функционирование. Сюда включаются как законодательное регулирование институтов рынка ценных бумаг, так и процессы выпуска и обращения ценных бумаг, выработка определенных требований к эмитентам по раскрытию информации о себе.

Четвертая цель - защита национального рынка от колебаний внешних мировых финансовых рынков, формирование отечественных институтов фондового рынка, способных аккумулировать средства отечественных инвесторов с последующим вложением их в российские бумаги.

Пятая цель- снижение спекулятивной направленности фондового рынка, формирование возможностей для превращения его в источник инвестиций для предприятий. Сюда же следует отнести и защиту интересов инвесторов, борьбу с суррогатами ценных бумаг и мошенничеством.

Шестая цель- предотвращение социальных взрывов и конфликтов путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и прав инвесторов.

В стратегическом плане указанные цели должны реализоваться через единый комплекс мер, осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределение инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической целью государственного регулирования является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

В качестве объектов регулирования на рынке ценных бумаг выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг и институты рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Степень и методы регулирования каждой из этих групп различны. Что касается профессиональных участников рынка ценных бумаг, их деятельность предполагает обязательное лицензирование, аттестацию сотрудников и контроль со стороны органа регулирования. Что касается институтов рынка ценных бумаг, обеспечивающих заключение и совершение сделок с ценными бумагами, то можно выделить две группы институтов. Первая - организаторы торговли, регистраторы, клиринговые организации, специализированные депозитарии, депозитарии - также предполагают лицензирование и контроль со стороны регулирующего органа. Вторая группа институтов - это системы платежа, агенты паевых фондов по размещению и выкупу паев фонда, аудиторы, трансфер-агенты, работающие на основании договора с регистратором и выполняющие функцию посредника между регистратором и зарегистрированным лицом в реестре, - если и лицензируются, то не органом, регулирующим рынок ценных бумаг.

К объектам регулирования относятся и эмитенты корпоративных, государственных ценных бумаг. Следует обратить внимание на то, что их государственное регулирование разделено между двумя органами по российскому законодательству. Выпуск и обращение государственных ценных бумаг относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, а выпуск и обращение корпоративных ценных бумаг - всецело ФСФР. Эти органы соответственно выпускают нормативные акты, регулирующие выпуск ценных бумаг эмитентов, и контролируют исполнение законодательства эмитентами.

Последний объект воздействия государственного регулирования - инвестор. К объектам регулирования относятся частные и институциональные инвесторы. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (ст. 30) предусматривает прямую ответственность инвестора за раскрытие информации при совершении крупной сделки. А Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» уточняет, что предписания ФСФР обязательны не только для профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и для всех объектов рынка. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и не-коммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории РФ.

Регулирование деятельности инвесторов представляет более тонкую материю по сравнению с предыдущими объектами. Инвестор не подчиняется напрямую действиям регулирующих органов. Поэтому последние могут воздействовать на него посредством создания благоприятной законодательной базы по инвестиционному процессу, путем формирования необходимых институтов и эффективного рынка ценных бумаг, создания надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения, формирования соответствующего режима налогообложения.

К субъектам государственного регулирования следует отнести регулирующие органы исполнительной власти, правоохранительные органы, службы контроля профессиональных участников рынка, саморегулируемые организации и местные органы законодательной власти. Все они имеют возможность влиять на развитие фондового рынка или на уровне субъекта Федерации.

Наибольшее значение имеет деятельность регулирующих органов федерального уровня. На первом месте стоит Федеральная служба по финансовым рынкам. В компетенции данного органа находятся вопросы законодательного регулирования эмиссии и обращения корпоративных эмиссионных ценных бумаг, квалификация новых видов ценных бумаг, создание правовой базы для деятельности профессиональных участников рынков и институтов инфраструктуры, коллективных инвесторов, лицензирование деятельности последних и аттестация их работников, контроль за их деятельностью, защита интересов инвесторов, контроль за соблюдением законодательства по рынку ценных бумаг и выработка единой государственной политики на фондовом рынке. В регионах эта функция передается региональным отделениям Федеральной службы по финансовым рынкам.

Выпуск и обращение государственных ценных бумаг относятся к компетенции Министерства финансов. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» вообще не регулирует вопросы, связанные с федеральными государственными ценными бумагами, с ценными бумагами субъектов Федерации и муниципальными государственными бумагами. Законодательное регулирование этого блока фондового рынка и контроль за ним возложены на Министерство финансов. Министерство финансов контролирует и деятельность страховых компаний.

По Закону «О рынке ценных бумаг» Центральный банк РФ является подчиненным органом в вопросах регулирования эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. ФСФР передает ему функции законодательного обеспечения эмиссии и обращения ценных бумаг кредитных организаций и их регистрации, контроля за соблюдением эмитентами законодательства. Вопросы лицензирования деятельности банков на рынке ценных бумаг по закону и по нормативным актам находятся в компетенции ФСФР. в тоже время именно Центральный банк является главным агентом Министерства финансов на рынке государственных ценных бумаг и именно он отвечает за финансовое регулирование фондового рынка. Именно Центральному банку принадлежат те инструменты, с помощью которых он может регулировать ликвидность финансовой системы, валютный курс, политику процентных ставок и состояние финансового рынка. Центральный банк является и агентом валютного контроля, отвечая за вход и выход капитала на российскую территорию. Существенную роль должен играть Центральный банк и при реализации функции антикризисного управления фондовым рынком.

Субъектом государственного регулирования выступают органы саморегулирования, объединяющие профессиональных участников рынка. Эти органы проводят государственную политику в области регулирования деятельности участников, могут вырабатывать свои стандарты поведения субъектов рынка. К сожалению, единый взгляд на необходимость существования этих институтов отсутствует. Но опыт стран с развитым фондовым рынком подтверждает о том, что саморегулируемые организации иногда лучше выполняют функции регулятора, чем государственные органы.

Функцию антимонопольного регулирования рынка финансовых услуг выполняет Федеральная антимонопольная служба.

В качестве субъектов государственного регулирования на рынке ценных бумаг выступают правоохранительные органы и суды. Приходится признать, что судебная система, существующая в стране, тормозит формирование полноценного фондового рынка. Проблема состоит не только в противоречивости сегодняшней законодательной базы, в отсутствии механизмов реализации многих правовых норм, но и в несовершенстве сложившейся судебной системы. Невозможность правового решения хозяйственных вопросов приводит к поиску других вариантов, к избирательности выносимых судебных решений. Это отрицает равенство всех сторон перед законом и не способствует построению эффективного рынка, который предполагает равенство всех участников рынка.

Методы государственного регулирования.




2019-07-03 272 Обсуждений (0)
Цели, объекты и субъекты государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели, объекты и субъекты государственного регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)