Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уставной капитал, а также резервный и другие фонды, образуемые за счет прибыли банка, являются собственными средствами банка.



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Уставной капитал, а также резервный и другие фонды, образуемые за счет прибыли банка, являются собственными средствами банка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как и у обычных акционерных обществ у создаваемого как акционерное общество банка, уставной капитал формируется в сумме номинальной стоимости акций, распространяемых путем открытой подписки на них (в случае организации банка как ОАО), либо в порядке распределения всех акций между учредителями в соответствии с размером их доли в уставном капитале (для ЗАО).

Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный капитал формируется полностью за счет вкладов участников - юридических и физических лиц и служит обеспечением их обязательств. Уставной капитал может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Формирование уставного капитала за счет привлеченных средств не допускается. При создании банка уставный капитал может формироваться только за счет денежных средств и материальных активов т.е. вклады в уставный капитал кредитной организации могут быть в виде:

- денежных средств в валюте РФ;35

- материальных активов (банковского здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте РФ.36

Как видно из вышесказанного нематериальные активы могут использоваться при формировании уставного капитала вновь создаваемого банка только в виде банковского здания за исключением незавершенного строительства, кроме того, при внесении в уставной капитал банка будущего банковского здания необходима его оценка независимым оценщиком.

Вышеназванные ограничения отсутствуют в Законе об АО.

Вносимый в уставной капитал вклад также не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами. Таким образом, в уставной капитал банка не может вноситься имущество, которое имеет обременение, как-то залог, аренда и тп. Более того, буквальное толкование данной нормы говорит о том, что в оплату уставного капитала не может быть передано право пользование каким либо имуществом.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала банка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами..

Средства бюджетов субъектов РФ, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (за исключением средств местного бюджета и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности) могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 8 июня 1999 г. № 571-У для оплаты акций создаваемых и действующих кредитных организаций могут быть использованы облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Предельный размер части уставного капитала кредитной организации, оплаченной облигациями, может составлять не более 25 % от общего размера уставного капитала кредитной организации.

Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала создаваемого банка не должен превышать 20 %.37 

Величина минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых банков составляет для банков (за исключением дочернего банка иностранного банка) не менее суммы, эквивалентной 1 млн.евро;

- для банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, не менее суммы эквивалентной 5 млн. евро. (сноска)

Решение ЦБ РФ об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций ЦБ РФ применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Как видно из всего вышесказанного, в отличие от обычных акционерных обществ создаваемых в соответствии с Законом об АО, для банков в форме акционерного общества величина минимального размера уставного капитала не зависит от того, является ли банк закрытым акционерным обществом, или открытым акционерным обществом. Законом о банках предусматривается также специальный порядок формирования уставного капитала вновь создаваемого банка, а также в отличие от обычных акционерных обществ, уставной капитал банка должен быть полностью оплачен в течение месяца со дня государственной регистрации.38

                                   

                                      1.4. Регистрация банков

 

В отличии от регистрации остальных юридических лиц, регистрация банков как юридических лиц осуществляет ЦБ РФ (ст. 12 Закона о банках). Обычные же акционерные общества, как известно, регистрируются в качестве юридического лица в Министерстве юстиции РФ и его территориальных подразделениях. Помимо этого, Законом о банках предусматривается специальный порядок согласования документов регистрируемого банка, что также не предусматривается в отношении обычных акционерных обществ.

Кроме устава, договора о создании акционерного общества, протокола общего собрания учредителей для регистрации, необходимо представить разработанный учредителями создаваемого банка бизнес-план, его представление необходимо для того, чтобы ЦБ РФ имел возможность оценить:

- соответствие создаваемой кредитной организации требованиям, установленным для создания кредитной организации;

- способность кредитной организации сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на ее деятельность взаимозависимых учредителей и их корпоративных групп (под корпоративной группой понимаются лица, способные прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями кредитной организации);

- адекватность структуры управления кредитной организации принимаемым рискам.39

Представление бизнес-планов при создании обычных акционерных обществ, Законом об АО не предусмотрено.

Законом о банках (ст. 14) предусматривается также, что для государственной регистрации банков кроме вышеназванных документов, необходимо представить анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, которые должны быть заполнены ими и содержать сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с предоставлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских опера- ций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет, а также сведения о наличии (отсутствии) судимости.

В случае если кандидаты на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера создаваемого банка получили образование за границей РФ, в территориальное учреждение ЦБ РФ также должно быть представлено заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежных документов об образовании указанных лиц российским дипломам о высшем юридическом или экономическом образовании.

Кандидатуры на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации - председатель правления (директор, генеральный директор и т.п.) и его заместители, а также кандидатура на должность главного бухгалтера должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Законом о банках. ЦБ РФ принимает также во внимание деловую репутацию кандидатов на указанные должности.

В случае если учредителями вновь создаваемого банка являются физические лица, то они должны представить декларацию о доходах, заверенную органами ГНИ РФ, подтверждающую источник происхождения средств, вносимых в уставной капитал банка.

Из этого следует вывод, что если кандидаты на должность руководителей исполнительного органа и главного бухгалтера не будут соответствовать квалификационным требованиям предъявляемым Законом о банках или не будет соблюдено другое требование данного закона, ЦБ РФ не согласует этих кандидатов на должности руководителей исполнительных органов банка и его главного бухгалтера, и не зарегистрирует данный банк в качестве юридического лица.

В случае согласования кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации и их фактического назначения в течение трех рабочих в письменном виде необходимо уведомить об этом территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, с указанием номера и даты соответствующего решения уполномоченного органа управления кредитной организации. К уведомлению прилагается копия указанного решения, заверенная кредитной организацией.

Территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, на следующий рабочий день после получения данного уведомления направляет:

- сообщение подведомственному расчетно-кассовому центру о возможности принятия карточки с образцами подписей руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, кандидатуры которых согласованы с территориальным учреждением ЦБ РФ;

- в ЦБ РФ сообщение о назначении согласованных кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.

После государственной регистрации банка и подписания свидетельства о его государственной регистрации сообщение о государственной регистрации банка публикуется в журнале «Вестник Банка России».

И так, как видно из всего вышесказанного, при создании банка в форме акционерного общества в отличии от обычных акционерных обществ, в соответствии с Законом о банках предусматриваются следующие особенности:

- специальные требования, предъявляемые к учредителям;

- специальные требования, предъявляемые к учредительным документам и документам, которые в обязательном порядке предоставляются в регистрирующий орган;

- специальные требования к формированию и размеру уставного капитала;

- совершение банковской деятельности только на основании лицензии;

- специальные квалификационные требования к кандидатурам на должность руководителей исполнительного органа и главного бухгалтера;

- банковская деятельность как исключительный вид деятельности;

- регистрация в качестве юридического лица в специальном органе ЦБ РФ.

 

        § 2. Несостоятельность, банкротство банков

2.1. Основные особенности регулирования процедур банкротства банков

 

Вопросы несостоятельности, банкротства кредитных организаций и в частности банков регулируются специальным федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», далее - Закон о банкротстве банков, который вступил в силу 4 марта 1999г. Закон о банкротстве банков, установил особенности регулирования процедур банкротства для кредитных организаций, от общепринятого порядка проведение процедур банкротства обычных юридических лиц.

Необходимость специального правового регулирования особенностей банкротства кредитных организаций диктовалось тем, что в отличие от большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью в сфере предпринимательской деятельности (ст. 49 ГК РФ), кредитные организации наделены лишь ограниченной целевой правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и совершать определенные сделки. Кредитным организациям в соответствии с Законом о банках, запрещено заниматься производственной, страховой и торговой деятельностью (ст. 5). Кроме того, деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов -–физических и юридических лиц.

И так каковы же основные особенности и отличия регулирования процедур, связанных с банкротством банков?

Одно из основных отличий проявляется в том, что приоритет отдан мерам по предотвращению банкротства, имеющим досудебный характер, а не самим процедурам, связанным с делом о банкротстве. Сравнивая, даже чисто текстуально, федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», далее – Закон о банкротстве и Закон о банкротстве банков, нельзя не обратить внимания, что в первом законе процедурам досудебной санации отведено всего лишь несколько статей, имеющих в основном декларативный характер, а в законе о банкротстве банков аналогичным мерам посвящена основная часть.

В этом, прежде всего, сказалась специфика правовой природы кредитных организаций. Кредитные организации, как любые коммерческие организации, это частно-правовой институт, деятельность которого подпадает под гражданско-правовое регулирование. Однако в деятельности банков ярко проявляются и публично-правовые черты. Во-первых, банки позволяют эффективно сберегать и, следовательно, накапливать денежные средства, что является основным условием расширенного воспроизводства и развития потребления. Во-вторых, банки предоставляют иным субъектам экономических отношений недостающую ликвидность (в виде кредитов, банковских гарантий и т.д.), что является основным стимулом для устойчивого развития современной экономики. Предоставление кредитов в тоже время означает принципиальную возможность «создавать деньги», что неизбежно влияет на денежную систему государства. Наконец, в-третьих, через кредитные организации проходит основная масса платежей – как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет контрагентам поддерживать экономические связи даже на огромном удалении друг от друга. Банк – это организация, которая осуществляет профессиональное управление денежными средствами40. Кредитные организации в своей совокупности образуют некое единства – банковскую систему (ст. 2 Закона о банках), обеспечение стабильности которой является одной из целей деятельности ЦБ РФ как органа банковского надзора (ст. 3 ФЗ «О центральном банке РФ», далее – Закон о ЦБ РФ)41

Таким образом, в процессе банкротства кредитных организаций происходит столкновение не только частно-правовых интересов отдельных кредиторов друг с другом и с лицом-должником, но и частно-правовых интересов отдельных кредиторов с публично-правовым интересом. И сточки зрения публично-правового интереса часто необходимо не столько банкротство банка-должника, сколько сохранение его как элемента расчетной системы и системы предоставления банковских услуг.

В силу особой специфики и роли кредитной организации в социально-экономической системе государства в большинстве государств выстроена и специальная система надзора, целью которой является поддержание стабильности кредитных организаций с помощью воздействия на риски, которые возникают в деятельности кредитной организации, и принятие целой гаммы мер, связанных с предотвращением банкротства кредитных институтов – как экономического, так и правового характера. В РФ эту деятельность в соответствии с Законом о ЦБ РФ, осуществляет ЦБ РФ. Поэтому ст. 1 Закона о банкротстве банков, не урегулированные указанным законом, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами ЦБ РФ, а отношения, связанные с банкротством кредитных организаций, регулируются Законом о банкротстве банков, общим Законом о банкротстве, а также нормативными актами ЦБ РФ, если это прямо предусмотрено Законом о банкротстве банков.

Второй особенностью процедур, связанных с банкротством банков имеют именно досудебный характер. Кредитная организация и в частности банк, это лицо, деятельность которого в большой степени основана на доверии клиентов. Малейшая огласка, допустим в средствах массовой информации, того, что в банке осуществляются меры по финансовому оздоровлению, может вызвать мгновенный массовый отток средств клиентов и погубить даже устойчивый банк. В то же время дело о банкротстве банков, как и любое судебное дело, - публичный процесс. Хотя российской практике известны примеры того, что результатом осуществления процедур реорганизации (в соответствии с ранее действовавшим Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий») стало восстановление работы банка (например, Тверьуниверсалбанк после внешнего управления), однако, эти случаи скорее представляют собой исключение из правила, нежели само правило. Поэтому Законом о банкротстве банков установлено, что появление в суде дела о банкротстве банка возможно только после отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций. Все меры по предотвращению банкротства банка осуществляются до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Все меры по предотвращению банкротства банка осуществляются до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Эти меры (кроме назначения временной администрации) осуществляются таким образом, что о них должны знать три субъекта: руководители банка, учредители (участники) банка и ЦБ РФ, как орган банковского надзора.

Особенности регулирования процедур, связанных с банкротством банков, повлекли за собой установление и ряда особенностей собственно банкротства кредитных организаций. Во-первых, отличается само определение банкротства. Общий Закон о банкротстве под несостоятельностью понимает признанную арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет. При этом должник признается не способным удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 2 и 3 Закона о банкротстве). Что касается полного объема неисполненных обязательств в качестве признака банкротства, то это обстоятельство значительно снижает возможности инициировать процедуры банкротства: если должник уже в малой доле исполнил обязательства (даже с учетом порядка исполнения, предусмотренного ст. 319 ГК РФ), то возбуждение процедур банкротства при наличии всех иных условий возбуждения дела невозможно. Поэтому в Законе о банкротстве банков (ст. 2) слова «в полном объеме» были исключены. Также был уменьшен срок, по истечении которого кредитная организация может быть признанна банкротом, с трех до одного месяца. Несомненно, что и такой срок достаточно велик: если кредитная организация задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это весьма характерный признак ее неудовлетворительного финансового положения или ее неудовлетворительной внутренней организации, дающий возможность применять меры воздействия. Однако необходимо учитывать и состояние российской экономической системы, а также системы правосудия. Ко всему прочему, срок один месяц связан с рядом иных сроков, по истечении которых применяются те или иные меры по предупреждению банкротства кредитной организации. Во-вторых, изменен состав лиц, обладающих правом направлять заявление о банкротстве кредитной организации в суд. В третьих, Законом о банкротстве банков предусмотрены определенные механизмы защиты кредиторами своих прав, в частности через обращение в ЦБ РФ с заявлением об отзыве лицензии. Наконец, в четвертых, из процедур в деле о банкротстве кредитных организаций исключены внешнее управление и мировое соглашение (п. 2 ст. 5), так как признано, что реально данные процедуры не способны достичь того результата, на который можно было бы рассчитывать, - не только удовлетворить требования кредиторов (отсрочить их исполнение и тд.), но и восстановить у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

 

    2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

Закон о банкротстве банков предусматривает три основные группы мер по предупреждению их банкротства – меры по финансовому оздоровлению; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; реорганизацию кредитной организации (п.1 ст. 3). Вообщем-то указанные меры были известны российской практике банковского надзора и до появлении Закона о банкротстве банков. Однако, преимущество Закона о банкротстве банков состоит в том, что не внося в достаточно сложный и тонкий механизм регулирования банковской сферы ничего принципиально нового, он существенно уточняет основания и процедуру применения этих мер, причем на уровне федерального закона, а не подзаконного акта ЦБ РФ.

Выбор указанных мер по предотвращению банкротства зависит: во-первых, от состояния самой кредитной организации, или оснований для осуществления мер по предотвращению банкротства; во-вторых, от оценки перспектив применения тех или иных мер со стороны ЦБ РФ. Может сложиться впечатление, что Закон о банкротстве банков описывает определенную технологическую процедуру в соответствии с которой, применение более жестких мер по отношению к кредитной организации возможно, только если ранее применялись более мягкие. Однако если состояние кредитной организации таково, что применение каких-либо процедур только создаст условия для злоупотреблений со стороны её руководителей, то ЦБ РФ может сразу назначить временную администрацию или принять меры, предусмотренные Законом о ЦБ РФ, в том числе отозвать лицензию.

Закон о банкротстве банков различает основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Так, в ст. 4 перечислены основания, в силу появления которых руководитель кредитной организации может направить её учредителям (участникам) ходатайство об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации, а ЦБ РФ – требование к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению. Среди указанных оснований выделяются случаи, когда кредитная организация:

1) не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение более трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

3) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

2) нарушает норматив достаточности капитала, установленный ЦБ РФ;

       5) нарушает норматив достаточности капитала, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 10 %.

Среди указанных оснований два первых отражают неплатежеспособность кредитной организации и относятся к её взаимоотношениям с клиентами. В данном случае, речь идет о неисполнении денежных обязательств при условии отсутствия денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Иными словами, речь идет не о любых случаях неисполнения кредитной организацией своих обязательств, а только о непосредственно связанных с осуществлением кредитной организацией банковских операций. Само по себе отсутствие средств на корреспондентском счете банка не означает, что её финансовое состояние имеет устойчивую тенденцию к банкротству. Однако если такие случаи повторяются неоднократно в течение шести месяцев с просрочкой до трех дней или однократно в течение более трех дней, то по меньшей мере необходимо ставить вопрос о недостаточно эффективном управлении банка.

Остальные основания относятся к оценке финансового состояния кредитной организации. В этом также проявляется отличие процедур, связанных с банкротством кредитных организаций, от общих процедур банкротства. Если в Законе о банкротстве речь идет только о неплатежеспособности, то в процедурах, связанных с банкротством кредитных организаций, широко применяется в качестве критерия оценка их финансового состояния. Это связано с тем, что в банковской сфере, в отличие от большинства иных нефинансовых сфер, оценка финансового состояния каждой кредитной организации – повседневная практика, а не исключительное мероприятие. Третье основание: в кредитной организации сложилась устойчивая динамика к убыточности. Это основание используется, только если нарушены какие-либо из обязательных нормативов, установленных Законом о ЦБ РФ и принятой в соответствии с ним инструкцией.42 Четвертое основание связано с нарушением норматива достаточности капитала, представляющего собой соотношение собственных средств и суммарных активов, взвешенных с учетом риска. Поэтому в целях оценки качества капитала применяется подход, который учитывает рискованность сделанных вложений. Минимальный норматив установленный на международном уровне для банков составляет 8 %. Пятое основание непосредственно связано с оценкой того, насколько за счет своих активов, взвешенных с учетом риска, кредитная организация может исполнить свои обязательства перед кредиторами, оцениваемые с учетом долгосрочности вложения. В данном случае применяется показатель текущей ликвидности, который представляет собой соотношение ликвидных активов и обязательств банка по счетам до востребования и со сроком погашения до 30 дней.

 

   2.3. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Особенностью мер по финансовому оздоровлению банков является то, что они должны осуществляться, прежде всего органами управления кредитной организации и её учредителями . В соответствии со ст. 11 Закона о банкротстве банков руководитель кредитной организации при обнаружении в её деятельности оснований для применения мер по финансовому оздоровлению должен в течение 10 дней обратится в совет кредитной организации либо непосредственно к собранию участников с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены силами исполнительных органов кредитной организации. Указанные органы должны принять решение по ходатайству в течение 10 дней с момента его направления. Если учредители (участники) отказались принять меры в осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации или не приняли соответствующего решения в 10-дневный срок, то её руководитель обязан обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации (п. 4 ст. 11 Закона о банкротстве банков).

Примечание:

На практике часто учредители (участники) кредитной организации может быть в силу финансовых причин, а может быть в силу недобросовестности, устраняются от ведения дел кредитной организации. В варианте Закона о банкротстве банков принятого в первом чтении, даже было установлено правило о субсидиарной ответственности учредителей (участников) кредитной организации по её обязательствам в случае банкротства как за действия, направленные на доведение её до банкротства (ст. 56 ГК РФ), так и за бездействие, следствием которого стало банкротство. Однако в окончательном варианте Закона о банкротстве банков этого положения нет.

И так, учредители (участники) кредитной организации в случае признания её банкротом несут ответственность своими средствами, помещенными в качестве вкладов в уставной капитал кредитной организации. Одновременно суд может возложить субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации на тех учредителей (участников), которые имеют возможность определять её решения, в случае выявления их виновных действий, вследствие которых организация была признана банкротом (ст. 50 Закона о банкротстве банков). В качестве вины за доведение до банкротства, в частности, можно рассматривать и отказ учредителей (участников) банка от участия в осуществлении мер по предупреждению его банкротства при наличии ходатайства руководителя кредитной организации и в случае реальной возможности такие меры осуществить.

Меры по предупреждению банкротства могут быть приняты также и по инициативе ЦБ РФ. В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве банков ЦБ РФ вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по её финансовому оздоровлению при наличии оснований, перечисленных выше. При этом Закон о банкротстве банков оговаривает, что должно содержать данное предписание ЦБ РФ (указание причин, послуживших основанием для его направления; рекомендации по характеру срока осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и т.д.). При получения требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению руководитель кредитной организации обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в совет кредитной организации либо к собранию её учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации. Дальнейшая же процедура уже связана с взаимодействием руководителей кредитной организации и учредителей (участников), о чем я уже говорил выше. Однако здесь есть одно характерное отличие, которое вводится после направления ЦБ РФ этого требования: с этого момента и до момента получения соответствующего разрешения ЦБ РФ кредитная организация не вправе принимать решение о распределении прибыли между её участниками (учредителями), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между её учредителями (участниками) и выплачивать им дивиденды (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве банков).

В указанных выше процедурах основное звено это исполнительный орган кредитной организации, его руководитель. В этом случае руководитель кредитной организации должен принять все меры для недопущения её банкротства. В соответствии со ст. 14 Закона о банкротстве банков, в случае не принятия мер по финансовому оздоровлению, а также в случае нарушения требования ст. 11 и 12 Закона о банкротстве банков, руководитель кредитной организации может быть привлечен к ответственности в соответствии с федеральными законами. Общим Законом о банкротстве (ст. 9) предусмотрено, что руководитель должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами, если он не направил в случаях, установленных законом, заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом, а также может быть лишен права занимать руководящие должности на срок и в порядке, установленных федеральным законом. Так как на этапе осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации арбитражный суд ещё не задействован, то, очевидно, нет оснований для установления субсидиарной ответственности руководителя. Однако принцип дисквалификации может быть использован, однако для этого необходимы соответствующие дополнения в административное законодательство.

Перечень мер по финансовому оздоровлению, которые предусматриваются в качестве мер по предупреждению банкротства, не являются исчерпывающими. В принципе это могут быть любые меры, направленные на устранение причин, вызвавших ходатайство руководителя или требование ЦБ РФ. Закон о банкротстве банков выделяет несколько мер: оказание финансовой помощи; изменение структуры активов и пассивов; изменение организационной структуры кредитной организации. Остановимся подробнее на этих аспектах. Так в ст. 8 Закона о банкротстве банков предусмотрено оказание финансовой помощи учредителям (участником) кредитной организации со стороны третьих лиц. Каждая из возможных форм финансовой помощи имеет возмездный характер. В Законе о банкротстве банков сделана специальная оговорка в отношении такого вида финансовой помощи как размещение средств третьего лица на депозите. Эти средства должны быть размещены на срок не менее чем на шесть месяцев и по ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это правило введено для того, что ранее были многочисленные случаи когда в ЦБ РФ представлялись планы санации, в которых фигурировали сведения о средствах, размещенных третьими лицами в рамках мероприятий по финансовому оздоровлению, а фактически эти средства изымались на следующий день после представления необходимой отчетности.

Другая мера по финансовому оздоровлению предусмотрена п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве банков. Денежные средства на банковских счетах и во вкладах могут быть использованы её кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке установленном ЦБ РФ. Данный способ финансового оздоровления широко распространен в мировой практике. Кредиторы, если банк не в силах удовлетворить их требования, соглашаются на частичную конверсию обязательства банка в его капитал. Такого рода конверсия позволяет кредиторам не только оказывать влияние на работу органов управления банка и стратегию его развития, но и в какой-то степени улучшать показатели финансовой отчетности. С юридической точки зрения, указанное правило представляет собой исключение из общих правил, установленных ГК РФ (ст. ст. 90 и 99). Но в тоже время, так как законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ, прямо указывают, что банковская сфера – предмет специального регулирования, такого рода исключение вполне юридически обосновано.

 

2.4. Временная администрация по управлению кредитной организацией

 

Закон о банкротстве банков вносит существенные изменения в порядок назначения и функционирования временных администраций. До его принятия временная администрация назначалась ЦБ РФ в соответствии с п. 5 части 2 ст. 75 Закона о ЦБ РФ. Правовым основанием назначении временной администрации был факт предварительного направления кредитной организации предписания об устранении нарушений федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ, а также случаев, когда деятельность кредитной организации создает угрозу для её кредиторов. До принятия Закона о банкротстве банков, деятельность временной администрации регулировалась Временным положением о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, которое не учитывала многих особенностей действующего законодательства. Законом о банкротстве банков предусмотрено, что вопросы касающиеся деятельности временной администрации, а также порядок аттестации руководителей временной администрации (ст. 6), порядок введения моратория на удовлетворения требований кредиторов (ст. 26), и другие вопросы, регулируются нормативными актами ЦБ РФ.

Практика назначения временной администрации такова, что в целом ряде случаев их назначение буквальным образом спасло эти кредитные организации от отзыва лицензии и последующей ликвидации. Тем самым были защищены имущественные права кредито<



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Уставной капитал, а также резервный и другие фонды, образуемые за счет прибыли банка, являются собственными средствами банка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уставной капитал, а также резервный и другие фонды, образуемые за счет прибыли банка, являются собственными средствами банка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)