Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные налоги Российской Федерации



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Основные налоги Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1. Налог на добавленную стоимость

Налог представ­ляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимо­сти, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.

НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и других используемых в процессе производства материальных ресурсов.

Ставки налога:

0% при реализации:

- товаров (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, экспортируемых на территории государств — участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы установленных документов;

- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;

- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещаемых под таможенный режим транзита;

-  услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределами территории РФ;

- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве;

- драгоценных металлов, реализуемых Государственному фонду РФ и фондам субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам;

- товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;

- припасов (топливо и ГСМ), вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

10% при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции и услуг, связанных с их производством, медицинских товаров.

18% при реализации остальных товаров (работ, услуг).

Объект налогообложения:

- реализация на территории РФ товаров, работ и услуг;

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база – стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения в них НДС. В налоговую базу также включаются:

- авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок;

- суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

- полученные проценты (дисконт) по облигациям и векселям, по товарному кредиту в части, превышающей размер ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Налогоплательщики:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- импортеры, уплачивающие НДС таможенным органам.

Освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика:

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествовавших месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 1 млн. руб. (без НДС и налога с продаж) и в этот период ими не реализовывались подакцизные товары. Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Право на освобождение используется путем направления в налоговый орган по месту своего учета уведомления.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реали­зация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают по­ступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но вы­деление налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет на­логовым инспекциям эффективно контролировать уплату нало­га. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компен­сирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

 

3.2. Налог на прибыль

Налог на прибыль (доход) организаций – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций. 

Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

Налогоплательщики:

- предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;

- филиалы иностранных банков-нерезидентов;

- предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;

- малые предприятия.

Не являются налогоплательщиками:

- ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

- организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;

- организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;

- предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.

Налоговый период – календарный год.

Налоговая ставка – 24% (федеральный бюджет 5% + бюджет субъекта Федерации 17% + местный бюджет 2%). Особые налоговые ставки для дивидендов – 6% и для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам – 15%.

 

Объект налогообложения хорошо виден в следующей схеме:

 

3.3. Единый социальный налог

Единый социальный налог (взнос) зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщики:

1. Работодатели, производящие выплаты наёмным работникам, в т. ч.:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- физические лица.

2. Индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, традиционные (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на уплату налога на вменённый доход отдельными видами деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Объект налогообложения:

Ø Для налогоплательщиков, указанных в п. 1 – выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям, в т.ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, указанных в п. 1 за исключением налогоплательщиков – физических лиц, в пользу физических лиц, связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукций и/или товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчёте на календарный месяц;

Ø Для налогоплательщиков, указанных в п. 2 – доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Налоговым периодом признается календарный год.

Ставки налога:

Ø Для налогоплательщиков, указанных в п. 1:  

Налоговая база на каждого работника нарастающим итогом с начала года Всего Федеральный бюджет ФСС РФ Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС
До 100 000 руб. 35,6% 28% 4% 0,2% 3,4%
От 100 001 руб. до 300 000 руб. 20% 15,8% 2,2% 0,1% 1,9%
От 300 001 руб. до 600 000 руб. 10% 7,9% 1,1% 0,1% 0,9%
Свыше 600 000 руб. 2% 2%      

Ø Для налогоплательщиков, указанных в п. 2:  

 

Налоговая база нарастающим итогом с начала года Всего Федеральный бюджет ФСС РФ Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС
До 100 000 руб. 13,2% 9,6% 4% 0,2% 3,4%
От 100 001 руб. до 300 000 руб. 7,4% 5,4% 2,2% 0,1% 1,9%
От 300 001 руб. до 600 000 руб. 3,65% 7,9% 1,1% 0,1% 0,9%
Свыше 600 000 руб. 2% 2%      

 

 

3.4. Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

- от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

- от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Доходы, не подлежащие налогообложению перечислены в статьях 215, 217 НК.

Ставки налога на доходы физических лиц:

35% в отношении:

- выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и др. основанных на риске игр (в т. ч. с использованием игровых автоматов);

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заёмных средств в части превышения ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым займам в иностранной валюте над суммой процентов, исходя из условий договора;

- включаемых в налогооблагаемую базу страховых выплат по договорам добровольного страхования;

- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, исчисленной исходя из ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

30% в отношении:

- дивидендов;

- доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

13% в отношении остальных доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.

Следствием введения единой ставки налога на доходы (13%) является «освобождение» основной массы физических лиц, являющихся наёмными работниками, от необходимости составления и предоставления налоговой декларации о своих доходах (по имеющимся у Правительства РФ данным подоходный налог по ставке 30% уплачивали менее 1% налогоплательщиков).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной форме, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отличие от ранее действующего подоходного налога предусматривающего массу разнообразных малообоснованных налоговых льгот, предусмотрена система чётких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.

Налоговым периодом признаётся год. 

 

3.5. Акцизы

Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в конечную цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирование спроса и предложения товаров.

Приобретая товар, в сумму которого включен акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога является продавец.

Акцизом облагается стоимость товаров, включая материальные затраты.

Ставки акцизов установлены в рублях или в процентах. Вот некоторые из них по состоянию на 1 января 2001 г.:

 

Наименование товаров Ставка акциза
Вина шампанские и вина игристые  Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объёмной доли этилового спирта до 8,6% включительно Ювелирные изделия Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.). 9 руб. 45 коп. за 1 л. 1 руб. за 1 л.   1350 руб. за 1 т. 10 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период устанавливается как каждый календарный месяц.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары, либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья (материалов), либо реализующий подакцизное сырьё, обязан предъявить к оплате покупателю указанных товаров и/или минерального сырья (собственнику давальческого сырья (материалов)) соответствующую сумму налога. В расчётных документах сумма акциза выделяется отдельной строкой. При реализации подакцизных товаров населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также и на чеках и др. выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога не выделяется.

Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и/или подакцизного минерального сырья (за исключением реализации на безвозмездной основе и передачи по соглашению о предоставлении отступного или новации) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций. 

 

3.6. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России

 

за январь-март 2004г. в млрд. руб.

 

 

январь-март 2003 года январь-март 2004 года в процентах к 2003 году

Всего

777,00

905,36

116,5

в том числе:

 

 

 

Налоги и сборы в консолидированный бюджет

650,41

745,49

114,6

в том числе:

 

 

 

в федеральный бюджет

392,27

433,30

110,5

из него - единый социальный налог

77,65

96,47

124,2

в территориальные бюджеты

258,14

312,19

120,9

Государственные внебюджетные фонды

126,59

159,87

126,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь-март 2003 года январь-март 2004 года в процентах к 2003 году


2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Основные налоги Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные налоги Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)