Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционный статус субъектов. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации.



2019-07-03 228 Обсуждений (0)
Конституционный статус субъектов. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Российская Федерация состоит из субъектов нескольких типов, каждый из которых имеет разные права. Субъекты Российской Федерации подраз­деляются на республики, края, области, города федерального назначения, автономная область и автономные округа.

В Конституции Российской Федерации очерчены права федеральных органов власти по отношению к субъектам Российской Федерации, предметы совместного ведения федеральной власти и субъектов Российской Федерации.

Статья 71 Конституции Российской Федерации определяет, что находится в ведении федеральных органов власти Российской Федерации:

“В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государ­ственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.”[1]

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определены в пункте 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации:

“В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы ведения, пользования и рас­поряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собствен­ности;

д) природопользование; охрана окружающей Среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процес­суальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей Среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной Среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.”[2]

В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.”[3]

Несмотря на провозглашенную в Конституции равноправность всех субъектов Российской Федерации все они имеют разные права и по разному рассматриваются Конституцией Российской Федерации. С самого начала Конституция Российской Федерации делит все субъекты Российской Федерации на республки, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа.

Республикой является суверенное государство в составе Российской Федерации. Статус республик в составе Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, что закреплено в статье 66, пункт 1: “Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики”[4]. Республики, в соответствии со статьей 68 Конституции имеют право устанавливать свои государственные языки, которые будут применяться в государственных учреждениях республики наряду с государственным языком Российской Федерации: “Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации”[5]. Республики имеют право иметь собственную Конституцию, законодательство, что отражено в статье 5 Конституции Российской Федерации: “Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство”[6].

Края, области и города федерального значения имеют меньше прав. Они не являются, как республики, независимыми государствами в составе Российской Федерации. Они просто административно-территориальные единицы. Их статус, также как и статус автономной области и автономных округов определяется Конституцией Российской Федерации и их уставами: “Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.”[7]

Некоторые автономные округа входят в состав областей, что еще больше ущемляет их права в качестве субъектов Российской Федерации, так как они подчиняются и федеральным законам, и законам края или области, в составе которых они находятся. Отношения между ними могут регулироваться федеральным законом: “Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.”[8] “По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.”[9] Так что, чем ниже статус субъекта Российской Федерации, тем больше федеральная власть позволяет себе вмешиваться во внутренние дела этого субъекта. Например, федеральная власть не может издавать федеральных законов относительно республик, не регулирует их отношения с другими субъектами Российской Федерации, однако в отношении автономных округов федеральная власть может и издавать законы, и регулировать их отношения с субъектами, в состав которых эти автономные округа входят. Конституция не определяет, кем будут приниматься конституции республик, однако, в отношении краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов определено, что их уставы принимаются законодательным (представительным) органом данного субъекта. Автономия — право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-либо части государства[10]. Конституция же Российской Федерации, как и последующие федеральные законы, наоборот, стремятся как можно больше уменьшить это право самостоятельного осуществления государственной власти. Автономными в Российской Федерации на данный момент являются только республики, которые имеют больше прав, чем остальные субъекты Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации и их большая независимость от федеральной власти приведет только к положительным эффектам. Примером могут служить многие федеративные государства, такие как США, ФРГ и другие. Наоборот, усиление централизма ведет к возникновению национальных конфликтов, что хорошо видно из примеров Великобритании (Ольстер), Франции (Корсика), республик бывшего СССР (Молдавия, Грузия, Таджикистан, Чечня).

 



2019-07-03 228 Обсуждений (0)
Конституционный статус субъектов. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционный статус субъектов. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)